Ветер, несущий смерть
Распыление отравляющего газа по ветру в сторону противника. Фото с сайта wikimedia.org
Для стран - участниц Первой мировой войны июль ознаменовался одним из крупнейших сражений - третьей битвой при Ипре в Бельгии. Унесшая жизни сотен тысяч бойцов битва началась 11 июля - британское командование рассчитывало прорвать фронт, для начала захватив германские позиции вдоль реки Изер. Однако в ночь с 12 на 13 июля немцы применили химические снаряды маркировки «желтый крест», содержавшие маслянистую желтую жидкость.
Британцы считали, что они в достаточной мере защищены от химического оружия - ведь у них были противогазы, сообщает «Газета.ру». Однако первая же атака проредила британскую армию на тысячи человек - через несколько часов те, кто подвергся действию той жидкости и ее паров, страдали от покрывших кожу болезненных пузырей, поражений дыхательных органов. Десятки погибли.
Так немцы познакомили солдат противника с ипритом.
Германский миномет, стреляющий химическими зарядами (1916 год). Фото с сайта wikimedia.org
«Пелена газа была ясно видима и имела запах хрена. Не замечалось никакого немедленного действия на глаза или горло. Так как газ, казалось, не производил никакого действия на глаза, я приказал людям надеть только загубники и носовые зажимы респиратора, чтобы избежать вдыхания газа, и мы продолжали свою работу, - вспоминал один из британских офицеров, переживших атаку. - На следующее утро я совершенно ослеп, так же, как и те 80 человек, которые меня сопровождали. Один или двое из нашего отряда совершенно ослепли и умерли».
Фото с сайта wikimedia.org
У иприта оказалось сразу два «отца» - первым его синтезировал французский химик Сезар Депре в 1822-м, а затем - британский ученый Фредерик Гутри в 1860-м. В 1916 году немецкие ученые Вильгельм Ломмель и Вильгельм Штайнкопф нашли способ вырабатывать его в промышленных масштабах, и снаряды с веществом, тогда называвшимся lost (по первым буквам фамилий ученых), стали частью вооружения Германской имперской армии.
Свое современное название иприт получил в честь города, рядом с которым проходило сражение.
Иприт обладает действием, сходным с радиационным: взаимодействуя с белками в тканях, он вызывает их денатурацию и деполимеризацию ДНК, что вызывает снижение ее содержания в тканях. Также он угнетающе действует на часть ферментных систем и выражено влияет на ЦНС. Будучи разлитым, иприт пропитывает поверхность земли и надолго превращает отравленную территорию в опасную для всего живого.
Достаточно даже очень низких, до 0,1 мг/см², концентраций, чтобы вызвать заметные поражения.
При контакте с ипритом пострадавший не чувствует боли или других признаков поражения. Они приходят позже. Если поражение было слабым, в первые шесть часов появляются светобоязнь, слезотечение, ощущение инородного тела в глазах, отечность век. В течение еще нескольких часов возникает сухость в носу, носоглотке и гортани, насморк, сухой кашель, отекает небо. Спустя 12 часов после контакта появляется небольшое воспаление на наиболее нежных участках кожи (подмышки, паховая область) и в местах, где плотно прилегает одежда. Воспаленные участки дают о себе знать усиливающимся зудом и жжением.
Пораженному становится хуже - температура поднимается до 37,5°С, возникает слабость, апатия, часто - тошнота и рвота. Симптомы становятся наиболее выраженными на вторые сутки, в течение следующей недели пострадавший уже идет на поправку. Пораженные участки кожи приобретают синюшный оттенок, затем появляется пигментация, а за ней - шелушение.
Солдат без противогаза, вдыхающий ОВ. Фото с сайта wikimedia.org
Однако так безобидно отделаться удается не всем. В более высоких концентрациях иприт в дополнение к усилению перечисленных симптомов приводит к помутнению роговицы, неконтролируемым сокращениям круговой мышцы глаза, мучительному сухому кашлю, одышке, выделению слизисто-гнойной мокроты. При дыхании прослушиваются хрипы, температура повышается до 40°С, происходит помутнение сознания, развивается пневмония, сопровождающаяся поражениями глаз и кожи. Нередко возникает абсцесс легкого.
Попадание капель иприта на кожу вызывает появление болезненных и зудящих волдырей - поначалу они мелкие, но постепенно увеличиваются в размерах и сливаются воедино. Под ними образуются язвы, которые могут заживать до двух-трех месяцев.
Поражение глаз приводит к язвенному кератиту и нарушению целостности роговой оболочки, деформации век. Симптомы длятся до полугода, нередко приводя к слепоте. При употреблении зараженных ипритом продуктов на фоне общетоксического действия наблюдается отек слизистой рта и глотки, жидкий стул, боли в эпигастральной области.
Эффект действия иприта на солдата. Фото с сайта wikimedia.org
Специфического лечения от поражения ипритом нет. Необходимо как можно быстрее очистить от него глаза и кожу и промыть желудок, а дальнейшие меры должны быть направлены на предупреждение осложнений и борьбу с общей интоксикацией - прием антибиотиков, обработка пораженных участков кожи и т.п.
После первой атаки британцы быстро поняли, с чем имеют дело, но наладить у себя производство иприта смогли только в 1918 году. Использовать его удалось в сентябре 1918 года, за два месяца до перемирия.
Всего за время Первой мировой войны было использовано свыше 12 тыс. тонн иприта. Количество пострадавших и погибших доходило до полумиллиона.
Автор: Алла Салькова
Комментарии читателей Оставить комментарий
«Чтобы понять "масштабы применения Тухачевским химического оружия"(тм), следует учесть опыт Первой мировой: "Русские химические снаряды показали высокую эффективность в контрбатарейной борьбе…"» - чтобы понять масштабы вашего вранья достаточно прочитать книгу Де-Лазари А.Н. «ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ НА ФРОНТАХ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914-1918 гг.», написанной ещё в 1935. Однако уверен, что для вас, как и для любого другого русофоба, читать книги занятие предосудительное:
1. Химические снаряды для контрбатарейной борьбы, использованные русской армией под Сморгонью, были снаряжены слезоточивым газом хлорпикрином, который в наши дни считается слабым даже для полицейских операций. Снаряды с хлорпикрином — это единственный вид химических боеприпасов и химического оружия вообще, доставшегося РККА от царя.
2. Цель контрбатарейной стрельбы – сделать невозможной работу артиллерийских расчётов. И только. История не знает случаев летального поражения хлорпикрином. Разве что при прямом попадании снаряда в голову.
3. Было выпущено не 68 снарядов, а от 20 до 93 химических снарядов каждой из русских батарей. Сколько было батарей не знаю, но явно не две и не три.
4. Ни одна международная конвенция не запрещает применение слезоточивого газа, в том числе хлорпикрина, в полицейских операциях, каковой было подавление антоновского мятежа. Если бы Тухачевский применял хлорпикрин вместо шрапнели, то ему нужно было бы присвоить Нобелевскую премию мира.
Насколько гуманнее зазубренными осколком в живот?
«2 августа белгородская конная батарея открыла огонь по острову «Сухие дубки» на озере Змеином…» - вы забыли потрясти пробиркой с трибуны ООН.
Остров Сухие дубки на оз. Змеином (на карте его и оз. Змеиного вообще нет, там лес) впервые появился в статье Бобкова «К вопросу об использовании удушающих газов при подавлении Тамбовского восстания», опубликованном в «Военно-Историческом журнале» №1 за 2011. Сейчас бесчисленные клоны этой статьи расползлись по Интернету. По поводу этой статьи историк Бобков заявил: «Я, Бобков Александр Сергеевич, официально заявляю, что статья, опубликованная в №1 «Военно-Исторического журнала» за 2011 год и подписанная моим именем, написана не мной. Я такого не писал, да и не мог бы написать, поскольку с очень многими выводами и положениями данной статьи категорически не согласен. В редакцию журнала непременно будет направлено официальное письмо с требованием снять эту публикацию, или опубликовать опровержение…» - ни прибавить, ни отнять… Ваша цитата про «Сухие дубки» и прочий бред из этой фейковой от начала до конца статьи имеет ссылку на «первосточник»:
«96. Доможиров Н.Н. Эпизоды партизанской войны//Военный вестник. 1922. №5-6…»
- по официальным сведениям архив журнала «Военный вестник» имеется только с 01.1928 по 01.1994. Поскольку номеров этого журнала за 1922 нет даже в архивах, то врать можно так, чтобы пена через край хлестала. Аналогичная туфта и по остальным 138 «источникам». Наглость русофобского вранья 5-й колонны просто зашкаливает!
Итальянцы применяли иприт в Эфиопии в 30-е годы, как против гражданского населения (по беженцам), так и против эфиопской армии - очень эффективно, поскольку средств защиты, системы оповещения ни у населения, ни у армии не было.
ОВ эффективны при колониальных войнах, войнах со слабым противником, а так же при уничтоженной инфраструктуре.
Именно неэффективность применения химоружия против войск, готовых к его применению, а также метеозависимость (что очень важно - невозможность планирования операций)оружия и обусловили его неиспользование в войне. После первых успехов от эффекта внезапности в ПМВ оно годилось только для террора против городов - Сталин этим не занимался, а Гитлер, в условиях преимущества в стратегической авиации союзников, не посмел.