Откуда у Турции взялись беспилотники?
Десять лет назад Турция сильно поскандалила с Израилем из-за доставки гуманитарной помощи в сектор Газа. Если быть точнее, то к серьезному обострению отношений между двумя странами привела гибель девяти турецких граждан при захвате израильским спецназом одного из кораблей так называемой «флотилии свободы», везшей из Турции в сектор Газа гуманитарную помощь.
Реджепу Эрдогану действия израильтян очень сильно не понравились, и он более чем резко высказался в их адрес. Те также тянуть с не менее резким ответом не стали, и дело кончилось отзывом турецкого посла из Тель-Авива и вывозом семей израильских дипломатов из Анкары.
Данное охлаждение отношений попутно привело к приостановке выполнения израильского контракта на поставку в Турцию разведывательных беспилотников Heron и их техническое обслуживание.
Турецких военных такое положение дел не сильно обрадовало, но ещё больше их не радовало отсутствие у турецкой армии ударных беспилотников. Рассчитывать на продолжение сотрудничества с Израилем больше не стоило, а отправленный в США запрос на приобретение ударных дронов Predator привел к очередному унижению турок – американцы категорически отказались продавать Турции ударные беспилотники.
Получив такой плевок в лицо от американских партнёров, туркам ничего не оставалось, как рассчитывать исключительно на собственные силы. Если быть точнее, то на собственную «оборонку» и таланты.
Стоит отметить, что в Турции очень своевременно нашлись и таланты, да и за турецкую «оборонку» Эрдогану давно уже не приходится краснеть. А уж программой по развитию беспилотников национальной разработки он имеет все основания гордиться, так как является её «крестным отцом».
Небольшая турецкая фирма Baykar Makina раньше в Турции была неизвестна даже специалистам, но теперь имеет все шансы стать культовой, так как именно эта компания позволила Турции из страны-аутсайдера, закупающего беспилотники в Израиле, стать страной-производителем и экспортером беспилотников.
Спасибо за это стоит сказать Сельчуку Байрактару – талантливому инженеру, получившему образование в США и не менее талантливому «царедворцу». Сумевшему не только разработать самый массовый турецкий ударный беспилотник – Bayraktar TB2, но и породниться с Эрдоганом, женившись на его младшей дочери Сюмейе.
Понятно, что имея такого влиятельного родственника, как турецкий президент, Байрактар очень быстро обзавелся массой нужных знакомств в среде генералитета, а его проекты получили зеленый свет. И не нужно здесь искать коррупционную составляющую, так как в выигрыше осталась турецкая армия, получившая в свое распоряжение весьма действенный инструмент для борьбы не только с курдскими повстанцами, но, как показали недавние события в Идлибе, и с регулярной сирийской армией.
Именно ударные беспилотники Bayraktar TB2 записали на свой счет десятки единиц уничтоженной сирийской техники и сотни солдат. В Турции кадры работы беспилотников крутились чуть ли не ежечасно весь конец февраля, что вызвало в стране настоящую эйфорию. А Сельчук Байрактар теперь известен не только как зять Эрдогана, но воспринимается чуть ли не как турецкий Калашников и Илон Маск в одном флаконе.
Не отставали от турок в проявлении бурных восторгов и наши украинские соседи, которые радовались кадрам уничтожения танков и самоходок Асада так, словно все это происходило не за тысячи километров от «неньки», в далекой Сирии, а где-то в Донбассе.
Впрочем, их восторги понять можно – Украина является вторым, после Катара, иностранным эксплуатантом ударного беспилотника Bayraktar TB2, контракт на покупку которого подписал ещё президент Петр Порошенко. И теоретически, если конфликт в Донбассе вдруг перейдет в горячую фазу, Украина действительно может там применить турецкие беспилотники.
Вторым, если так можно выразиться, национальным турецким беспилотным «героем» идлибского конфликта стал более крупный и тяжелый ударный дрон Anka-S производства оборонного концерна TAI (Turkish Aerospace Industries).
Этот беспилотник более сложный, чем Bayraktar TB2, несёт большую бомбовую нагрузку, да и наносить удары может с высоты 9 километров. На счету Anka-S также немало уничтоженной сирийской техники и солдат, хотя турецким данным о якобы сотнях сгоревших танков и тысячах убитых солдат безоговорочно верить не стоит.
Как известно, больше всего врут на рыбалке и на войне, поэтому, несмотря на многочисленные кадры работы турецких беспилотников, цифры потерь сирийской армии однозначно являются преувеличенными.
Точно так же надо относиться и к заявлениям сирийской стороны о якобы двенадцати сбитых в Идлибе турецких беспилотниках. Приписками на войне занимаются все без исключения, так что все заявленные цифры о потерях с обеих сторон можно смело уменьшать в два раза. Впрочем, и в этом случае цифры вряд ли будут достоверными.
Но как бы то ни было, в реальности значительной части предоставленных Турцией видеоматериалов не сомневается никто. Турецкая армия действительно обладает значительным количеством ударных беспилотников, и что самое главное, умеет их эффективно использовать. А возможным это стало потому, что в Турции создан целый оборонный сегмент, успешно занимающийся разработкой современных беспилотников, систем управления и специальных боеприпасов.
Если быть точнее, то в настоящее время в Турции имеется три производителя ударных беспилотников: TAI, Baykar и Vestel Defense. Эти три компании на начало 2020 года выпускали три типа ударных беспилотников первого поколения, но уже в текущем году TAI запускает в серийное производство двухмоторный высотный, дальний ударный беспилотник Aksungur, который способен нести 750 кг бомб и ракет, находиться в воздухе 40 часов и преодолевать расстояние в 6500 километров.
Аналогичный дрон – Akinci - доводит до ума и Сельчук Байрактар. Причем доводит его с помощью украинских партнеров, так как ударный беспилотник Akinci оснащен двумя украинскими турбовальными 450-сильными двигателями АИ-450С производства «Ивченко-Прогресс».
Кроме того, беспилотник может брать бомбы и ракеты массой 1350 кг, что позволяет ему поражать цели крылатой ракетой Roketsan SOM-A с дальностью стрельбы 250 километров. Дрон может летать на высотах до 12 километров и способен находиться в воздухе 24 часа.
Третий турецкий производитель – Vestel Defense - двухмоторные дроны не разрабатывает, а занимается усовершенствованием своего единственного ударного беспилотника Karael, снабдив его более мощным мотором и увеличенными крыльями, что позволит ему нести четыре управляемые бомбы или такое же количество ракет.
К турецкому государству вообще и к Турции Эрдогана в частности, подавляющему числу российских граждан нет причин относиться с симпатией или хотя бы нейтрально. Если кто неплохо знает историю, то помнит, что именно с Турцией Россия воевала самое большое количество раз в своей истории. Именно Турция «крышевала» Крымское ханство, причинившее России немало вреда и угнавшее десятки тысяч русских людей, которые были проданы в рабство, опять-таки, туркам.
Именно Турция, встав в Первой мировой войне на сторону Германии, фактически затянула удавку на шее Российской империи, перекрыв стратегически важные Босфор и Дарданеллы. Что не в последнюю очередь стало причиной крушения империи.
Проамериканская позиция турецкого правительства накануне Карибского кризиса едва не стала причиной Третьей мировой войны. А что касается новейшей истории, то можно вспомнить активное участие турецких спецслужб в первой чеченской войне 1994-1996 гг, и нельзя забыть наш сбитый бомбардировщик Су-24 в Сирии и циничное убийство российского посла Андрея Карлова в Анкаре.
Исходя из всего этого, нет никаких причин считать Турцию дружественной страной и, видимо, не будет таких причин и в дальнейшем. Но несмотря на все это, остается признать очевидное – всего за десять лет Турция смогла выполнить впечатляющую программу по созданию собственных беспилотников.
Всего десять лет назад Турция полностью зависела от США и Израиля, а сегодня продает свои дроны другим странам. Число которых теперь однозначно увеличится после того, как в Идлибе турецкие беспилотники два дня беспрерывно наносили удары по сирийской армии. Кадры их работы видел весь мир, и во многих странах военные сделали вполне очевидные выводы – война XXI без беспилотников невозможна.
К сожалению, у российской армии ударных беспилотников на данный момент нет. Работы по их созданию ведутся, и уже поднялись в воздух ударный дрон «Альтаир/Альтиус» и реактивный «Охотник», но когда они будут полностью боеготовыми – неизвестно. Но явно не в текущем году, а возможно, что и через год-два в войсках их так и не будет. Или будет, но в исчезающе малом количестве.
К началу XXI века только две страны в мире могли называть себя авиационно-космическими сверхдержавами – это США и исчезнувший к тому времени СССР. Ни одна другая страна в мире пока что не достигла таких высот развития, как США и СССР, хотя Китай очень к этому близок. И тем удручающе выглядит тот факт, что несмотря на богатейшее советское авиационное наследство, несмотря на КБ Туполева, Сухого, Микояна, Яковлева, Лавочкина, Ильюшина, Бериева, несмотря на выдающиеся конструкторско-инженерные кадры, к 2020 году Россия является если и не аутсайдером, то точно не лидером среди стран-разработчиков беспилотников.
Почти четверть века потрачено неизвестно на что, драгоценные годы выкинуты на ветер, в то время как Турция из импортера беспилотников превратилась в экспортера. Всего тридцать лет назад Турция была аграрной небогатой страной, не способной освоить производство даже примитивного «кукурузника» по причине отсутствия собственного авиапрома. Но в 2020 году турецкие, а не российские, ударные беспилотники, как на полигоне, громят своих противников, и за этим восхищенно наблюдает весь мир, готовясь отряжать в Турцию своих представителей на предмет закупки так блестяще себя показавших турецких дронов. И двух месяцев не прошло с начала идлибского конфликта, а Саудовская Аравия уже готова купить партию беспилотников.
Зять султана Эрдогана Сельчук Байрактар вместо того, чтобы присесть на хлебную должность и осваивать бюджетные миллиарды, занимается разработкой всё новых и новых дронов. Хотя мог бы сидеть на тёплом месте и «решать вопросы», ежедневно улучшая своё благосостояние. И никто бы родственнику султана слова не сказал поперёк – воруй, сколько влезет. Тем более, что в Турции ещё со времен султана Селима Пьяницы это было главной особенностью национального времяпровождения на госслужбе.
Однако этот 39-летний бизнесмен и инженер не хочет остаться в турецкой истории как очередной тупой визирь-казнокрад, а хочет навсегда вписать своё имя в историю как «отец» турецкого дроностроения. И ведь почти уже вписал.
Можно не сомневаться, что его родственник – султан Эрдоган - оказывал Байрактару протекцию и оказывал неоднократно. Но, повторимся, турецкая армия и народ от этого только выиграли. И не только потому, что на вооружение был принят самый массовый ударный турецкий дрон Bayraktar TB2, а потому что благодаря этому беспилотнику удалось спасти сотни турецких солдат.
Если раньше солдатам приходилось решать задачи ценой своих жизней и здоровья, то теперь эту работу делают ударные дроны, а армия не несет потерь в живой силе. Это означает, что чьи-то сыновья и мужья вернутся домой живыми, и за одно это Байрактара должен уважать турецкий народ. Впрочем, как и любого другого, кто думает о народе и стране.
К Турции можно относиться как угодно, но в чем турецкому руководству точно не откажешь, так это в том, что оно искренне хочет видеть свою страну великой. К турецкому президенту-султану Эрдогану также можно относится по-разному, но факт остается фактом – за годы его правления Турция сделала большой шаг вперед в техническом и технологическом отношении.
Яркий пример – турецкие ударные беспилотники покупает Украина, страна, до недавних пор имевшая свою вполне неплохую авиационную промышленность, способную выпускать уникальные самолеты. Но после 1991 года одна шестая часть суши, включая бывшую УССР, неумолимо деградирует, а вот вчера ещё аграрная Турция сегодня выпускает ударные беспилотники и высокоточные боеприпасы.
И идет по тому самому пути, по которому идет весь цивилизованный мир, вступивший в эпоху Четвертой промышленной революции. И Турции, как ни странно, идти по этому пути не мешают даже её уникальные особенности управления, во многом повторяющие Османскую империю.
«Турецкий ударный беспилотник» – ещё вчера эта фраза звучала анекдотично, как, например, «сомалийский ракетный двигатель», но сегодня это самая что ни на есть реальность. С которой отныне приходится считаться.
Фото: стоп-кадры из видео
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пфф какой бакандар из США? Это разработки сша либо Израиля все это гомно для прессы типа ссоры и с400 для маскировки перед международным сообществом. Тупая турка никогда такое не изобретет. Байкандар)))
Ничего страшного, как говорит наш шеф, России ничего не угрожает, так как она под защитой Богородицы (она, наверное, это ему сама сказала). Так что пусть злые османы пыжатся сколько захотят, шапок у нас мало что-ли?
Он здесь нужен, дел непочатый край.
Вы как-то нелестно отзываетесь о Герое России, любимце президента, непотопляемом Сердюкове. Он сейчас наводи порядок в авиастроении России. Ему сейчас так не хватает Васильевой. А тут ещё вы со своими неположительными высказываниями.
Тогда укажите, где, в какой стране, в это время БЫЛ социализм?