Александр Вертинский – создатель русского шансона

Знаменитый артист двумя-тремя штрихами создавал неповторимые образы. На его концертах одни плакали, другие насмешливо кривились, но равнодушных к загадочному Пьеро не было.
Сегодня можно говорить о новом всплеске интереса широкой публики к творчеству основателя русского шансона – его произведения стали настолько популярны, что их исполняют даже музыканты, тяготеющие к року. О своей жизни Вертинский рассказал в песнях, воспоминаниях и письмах практически все. Но кое о чем все же умолчал.
Александр Николаевич Вертинский родился в Киеве, его отец был адвокатом. Мать умерла, когда мальчику было всего три года.
В школе Александр учился плохо, и из второго класса императорской 1-й Александрийской гимназии его перевели в менее престижную. Но он и оттуда был исключен за неуспеваемость. По счастливой случайности Вертинский стал посещать дом Софьи Николаевны Зелинской, у которой собирался цвет киевской интеллигенции, и увлекся литературой. Но Сашу больше привлекал театр – он купил на толкучке подержанный фрак и смело вошел в круг местных актеров, изображая молодого гения и скептика: вечерами сидел в подвальном кабачке, где собирались местные молодые дарования, и пил дешевое вино с сыром, а днем продавал открытки, грузил арбузы на Днепре, работал корректором в типографии. Наконец Вертинский вышел на театральную сцену, но его первое выступление в клубе на Подоле с треском провалилось…
Вскоре Александру надоел Киев, и он поехал в Москву «за славой», но там оказался никому не нужен. Ему пришлось зарабатывать на жизнь, препдаванием уроков сценического мастерства... купеческим дочерям. Параллельно он занимался в нескольких любительских театральных кружках.
Однажды на него обратила внимание Мария Александровна Арцыбушева – владелица Театра миниатюр. Она сказала: «Что вы шляетесь без дела, молодой человек? Эдак и спиться недолго! Шли бы лучше ко мне в театр». «Но я же не профессионал!» – возразил он. «Так научим!.. – ответила Арцыбушева»
Александр Вертинский. Фото с сайта kino-teatr.ru
Голый ангел
В Арцыбушевском театре ему поручили номер, называвшийся «Танго». Вертинский, стоя у кулис, исполнял песенку-пародию, за которую удостоился одной строчки в газетной рецензии: «Остроумный и жеманный Александр Вертинский».
В 1912 году он впервые снялся в кино. Дело было так: после смерти Льва НиколаевичаТолстого его сын, Илья Львович, задумал снимать фильм по рассказу отца «Чем люди живы», где рассказывается об ангеле, попавшем в семью бедного сапожника. Он нашел деньги для съемок, пригласил актеров, но на роль ангела никто не соглашался, потому что тот должен был упасть в снег полностью голым.
Тогда Толстой предложил начинающему Вертинскому за эту роль сто рублей – немалые по тем временам деньги – и юноша согласился. Когда эпизод был снят, и обнаженный молодой человек возвращался к съемочной группе, случайно проходивший мимо крестьянин в ужасе закричал: «Мальчонку ограбили, ироды проклятые!»
Потом Вертинский снялся в эпизодических ролях в других немых фильмах – «От рабства к воле» и «Король без венца», а в свободное время ходил по ресторанам, шокируя всех экстравагантностью манер и одежды, набеленным лицом и моноклем в глазу.
Кокаин тогда называли «проклятием эпохи». Актеры носили с собой пузырьки с наркотиком и «заряжались» перед каждым выходом на сцену... Постепенно Александр стал впадать в наркотическую зависимость: однажды утром ему показалось, что бронзовый памятник Пушкину сошел с постамента и пошел за ним. После этого он обратился к знакомому психиатру, и тот, хоть и с трудом, но вылечил его от пагубного пристрастия.
Александр Вертинский. Фото с сайта gorod.tomsk.ru
Песенка грустного Пьеро
Однажды Вертинский предложил Театру миниатюр оригинальный номер – «Песенку Пьеро». Идея понравилась, изготовили экзотическую декорацию, подобрали «лунное» освещение. На сцене актер появился загримированным, в специально сшитом костюме Пьеро и с белым, как снег, лицом и исполнил несколько песенок: «Минутка», «Маленький креольчик», «Попугай Флобер», «Бал господень», «В голубой далекой спаленке»... Успех был оглушительный!
Его тут же начали приглашать в другие эстрадные театры, и «Грустный Пьеро» стал знаменитым. Он покорял оригинальностью исполнения песен, а также тем, как держал себя на сцене. Критики упрекали его в вычурности и манерности, но Вертинский был только рад тому, что о нем постоянно пишут газеты.
Певец восторженно принял Февральскую революцию, но не на шутку перепугался Октябрьской. В ноябре 1920 года он покинул родину и оказался в Турции. На чужбине у него сразу началась ностальгия: «Все пальмы, все восходы, все закаты мира, всю экзотику далеких стран, все, что я видел, чем восхищался, – я отдаю за один самый пасмурный, самый дождливый и заплаканный день у себя на Родине».
В Турции Александр Вертинский пел в самых фешенебельных кабаре, потом отправился в Румынию, но пробыл там недолго. С 1923 по 1927 год он жил в Польше, потом были Австрия, Венгрия и Германия. Его женой стала капризная дочь состоятельных родителей Рахиль, но вскоре пути их разошлись. Во Франции выступления Вертинского посещали король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Ротшильды, а осенью 1934-го он отправился на гастроли по американским городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес… И все же основными его слушателями за рубежом были русские эмигранты, иностранцы посещали концерты скорее из любопытства, которое, кстати, стоило очень дорого.
Еще в начале 20-х годов Александр Вертинский предпринял попытку вернуться в Россию, обратившись за помощью к советскому послу П. Войкову, однако в просьбе было отказано. В конце концов судьба забросила его в Китай, где он пробыл долгих 8 лет, сопровождаемый ошеломляющим успехом. В Шанхае он женился во второй раз – на очаровательной юной грузинке Лидии Циргаве.
И вдруг в 1937 году Вертинского «позвала родина» – он получил приглашение приехать в Советский Союз… по просьбе советских комсомольцев! Только вот паспорта и визы певец так и не дождался и остался в Китае.
Александр Вертинский с женой и дочерью © РИА Новости, Тихонов
Последний поклон
Как-то после концерта в «Русском клубе» артист разговорился с советским послом. Тот поинтересовался, не собирается ли Вертинский вернуться в СССР. Александр Николаевич ответил, что он «уже несколько раз кланялся, да без толку». Тогда посол спросил: «Скажите, Вертинский, сколько раз вы бы могли поклониться матери?» – «Да сколько угодно!» – «Тогда кланяйтесь родине еще», – заключил посол.
В начале марта 1943 года Вертинский написал письмо на имя заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотова, и на этот раз просьба была удовлетворена. После 23 лет эмиграции артист с женой и дочкой возвратился в Россию и начал гастролировать по стране. Он давал по 24 концерта в месяц и, несмотря на неудобные концертные залы и советскую публику, малосведущую в искусстве уже ушедшего серебряного века, был очень доволен.
Александр Вертинский. Фото с сайта kino-teatr.ru
После войны он стал сниматься в кино. Режиссеры приглашали его за так называемый «врожденный аристократизм». В 1954 году Вертинский сыграл князя в фильме «Анна на шее», затем последовал «Заговор обреченных», где он исполнил роль кардинала Бирнча, благодаря которому стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени. Но, несмотря на множество концертов в СССР, пресса о «Грустном Пьеро» молчала, долгое время не выпускались и его пластинки.
Александр Вертинский создал две книги о своих эмигрантских странствиях – «Четверть века без родины» и «Дорогой длинною...». Эти мемуары остались незаконченными, поскольку 13 последних страниц артист написал 21 мая 1957 года – в последний день своей жизни.
Комментарии читателей Оставить комментарий