Достижения бывают разные, или Особенности самопрезентации
Штирлицу, как истинному шпиону, помешала бы излишняя скромность, Бендер же, в совершенстве владея навыками самопрезентации, виртуозно увлекал бы рекрутера грандиозными планами и пустыми обещаниями.
К сожалению, в реальной жизни молчаливые «Штирлицы» гораздо чаще хвастливых «Бендеров» оказываются не у дел: самопрезентация во время приема на работу играет важнейшую роль.
Больше фактов!
Как рассказать кадровику о своих достижениях? Этот вопрос волнует многих соискателей. Достижение – это положительный результат. HR-специалист прежде всего хочет оценить успешный опыт, который выгодно выделит вас среди других. И просьба рассказать о своих достижениях связана с желанием услышать конкретные примеры из практики. Поэтому впечатлит как можно больше статистических данных о проделанной на прежнем месте работе: например, какое количество клиентов вы привлекли, на сколько увеличили объем продаж своего отдела, сколько PR-публикаций организовали, какие юридические документы составляли, сколько тренингов провели.
Тем не менее, для HR-специлистов важны не только цифры, но и то, что кандидат лично считает своими достижениями. На основе этой информации, можно понять, как человек оценивает свои силы, насколько уверен в себе, хорошо ли развиты у него навыки самопрезентации. Поэтому если вы, растерявшись, начнете рассуждать на общие темы, к трудоустройству это вряд ли приведет. Ответ необходимо формулировать четко исходя из поставленного вопроса. И обязательно надо привести конкретный пример.
А с личным?..
HR-специалисты неплохие психологи, даже в том случае, если не имеют соответствующей квалификации, они из всего извлекают информацию: манера общения, поведение в стрессовых ситуациях, эрудиция, чувство юмора – все это хороший менеджер по персоналу «читает по губам». Поэтому когда у вас спрашивают о достоинствах, не стоит ограничиться только профессиональной сферой. Вникните в вопрос рекрутера: он спрашивает просто о достижениях, о личных достижениях или о профессиональных? Успехи в самых разных и весьма далеких от работы областях могут поведать о вас много интересного. Если вы, образно говоря, не единожды побывали на вершине Эвереста, рекрутер узнает о вашей смелости, бескомпромиссности и целеустремленности. Если у вас пятеро детей, ему станет известно о том, что вы не ищете в жизни легких путей, но также и о том, что работа для вас будет, скорее всего, на втором месте после семьи. А если вы создали в своем доме клуб по интересам – о ваших лидерских и организационных качествах. Но приводить примеры из личной жизни можно, только если вы четко понимаете, что на этом стоит сделать акцент. Никто не жаждет узнать всех подробностей вашей биографии. Поэтому предварительно лучше проанализировать, соответствует ли то, что вы хотите рассказать, портрету идеального кандидата на данную вакансию.
Подвигу всегда есть место
К сожалению, студенты или недавние выпускники не могут похвастаться успехами на трудовом поприще. Если вы не имеете опыта работы, допустимы примеры из личной жизни или учебы. Можно рассказать о студенческих конференциях, об успешных учебных проектах, научных публикациях и полученных наградах. Стоит упомянуть и о самостоятельных творческих проектах, работа над которыми была не связана с учебой.
Но увы, не только студенты теряются, когда их просят рассказать о достижениях. Порой в такой ситуации оказываются специалисты, в работе которых нет цифр и взятых штурмом высот, а есть только регулярное выполнение определенных задач. Например, Александр, выпускающий редактор газеты, ответил на вопрос о своих достижениях так: «То, что газета выходит – это нормальная работа, а не достижение. Но каждый выпуск как подвиг: от стольких людей все зависит! Качественные тексты и презентабельный внешний вид издания способствуют росту доходов рекламного отдела, интересные сделки по сотрудничеству – успеху финансового подразделения».
Итак, «героям будней» психологи советуют не стесняться: качественная ежедневная работа без перебоев тоже большое достижение. И ее роль для фирмы или отдела может быть не менее существенной, чем имевшая сумасшедший успех среди аборигенов презентация филиала компании в республике Бангладеш.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Для того, чтобы компания работала эффективно, в ней должны работать профессионалы. Поэтому необходимо гнать вонючей тряпкой всех вот этих вот ичаров-психологов с самопрезентацией, набирающих на работу прохвостов с хорошо подвешенным языком вместо толковых специалистов. Каждый руководитель должен сам проводить собеседования с кандидатами в свой отдел. И тогда, глядишь, экономика России выберется из гов-на, в котором сегодня прибывает благодаря набранным на работу балаболам-задушевникам