Указки против самолетов, или «Звездные войны» в российских аэропортах

Пилотов аэробуса А-320 авиакомпании «Авианова» на время ослепил лазерный луч, бивший по кабине с земли.
По словам пилотов, самолет уже заходил на посадку, когда лазерный луч зеленого цвета ударил с земли прямо по кабине экипажа. И капитан, и второй пилот были ослеплены, однако, благодаря подсказкам диспетчеров самолет удалось благополучно посадит
Подобный инцидент произошел и четырьмя днями ранее, 3 июня. Тогда точно такой же лазерный луч ослепил второго пилота, однако, капитан судна успел перехватить управление и успешно зайти на посадку.
На одну неделю таких происшествий в одном аэропорту было многовато и в дело вмешались следователи. Первоначальная версия с лазерным шоу, проводившимся в одном из окрестных ночных клубов, не оправдалась, так как ни в одном развлекательном заведении такого шоу в эти дни не проходило.
Осталась только версия с хулиганами. Однако, возникли другие вопросы: как хулиганам удалось точно навести лазерный луч на кабину экипажа самолета, летящего на почти пятисотметровой высоте.
Здесь мнения экспертов разделились. По мнению одних, хулиганы использовали лазерную указку, богатый ассортимент которых представлен во множестве интернет-магазинов. Купить можно как дешевую указку за 700 рублей, луч которой бьет метров на десять, так и довольно дорогой вариант тысяч за тридцать, которая, по заявлениям продавцов, может покрыть лучом расстояние до пятидесяти километров.
По другой версии, в качестве источника излучения мог использоваться лазерный прицел, который используют охотники. Мощность такого луча намного выше, чем у обычных лазерных указок.
Обе эти версии, по мнению как отдельных экспертов, так и пилотов, выглядит не очень убедительно. Ведь одного источника излучения недостаточно, луч нужно еще точно навести, что бы он на таком большом расстоянии попал точно в кабину пилота.
В своем интервью «Русской службе новостей» лётчик-испытатель Магомед Толбоев сообщил, что для ослепления пилота «во-первых, надо иметь мощный излучатель, во-вторых, его надо установить точно по углу наклона снижения самолёта, попасть в лётчика. А такие работы могут проводить научно-исследовательские институты».
Кроме того, поговаривали даже, что пилотов ослепляет навигационная лазерная система, установленная в аэропортах и помогающая при посадке на автопилоте. Тоже не очень убедительная версия, учитывая продуманность техники в таких важных местах, как аэропорты.
Вряд ли стоит винить в ослеплении экипажей самолетов сбившуюся систему навигации аэропорта, «безумных ученых» или террористов, заполучивших в свои руки мощный излучатель с системой наведения. За рубежом подобные инциденты происходят более чем часто, и виновниками их оказываются, как правило, малолетние хулиганы, балующиеся с лазерными указками и прицелами.
В США, например, для борьбы с лазерными хулиганами было решено ужесточить наказание за такие проделки. Теперь минимальным наказанием за «стрельбу» из лазера по самолетам является штраф в 11 тысяч долларов. К тому же, в ближайшее время хулиганов с лазерными излучателями собираются приравнять к угонщикам самолетов с соответствующим наказанием.
Не чужды такие «развлечения» и европейцам. Во Франции такой хулиган получил условный срок в полгода после того, как направил лазерный луч в кабину экипажа самолета, подлетавшего к аэропорту Парижа. В Германии также были пойманы двое подростков, пытавшихся ослепить пилотов.
В России, к сожалению, тоже полно людей, которые хотят почувствовать себя героями «Звездных войн» и пострелять лазером по самолетам. По данным Росавиации, которые приводит «Комсомольская правда», в 2010 - 2011 годах были неоднократно зафиксированы случаи ослепления экипажей лазерными лучами. И если во второй половине 2010 года таких случаев было зарегистрировано всего 5, то с начала 2011 года их число уже достигло 30. Чаще всего жертвами хулиганов становились самолеты, прибывающие в аэропорты «Шереметьево» и «Внуково».
На форумах авиасайтов, посетителями которых зачастую бывают действующие пилоты гражданских авиалиний, можно найти множество сообщений о таких инцидентах. В одном из них даже говориться, что каждые сутки в пилотов пытаются попасть лазерными лучами с балконов многоэтажек. Так что проблема налицо. Осталось только найти пути ее решения.
Какие профилактические меры будут приняты, что бы избежать таких инцидентов в будущем, пока не ясно. Быть может, введут большие штрафы и уголовную ответственность, но как поймать такого злоумышленника. Может статься, что и выставлять штраф или тащить в суд будет некого, так как хулигану с небольшой лазерной указкой в кармане скрыться с места преступления легче легкого.
Могут, конечно, изъять любую лазерную технику из свободной продажи, что тоже — из пушки по воробьям. Остается только публиковать воззвания официальных структур гражданам и уповать на их, граждан, сознательность. Авось, подействует.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не вижу проблемы. Кабины пилотов нужно тонировать или снабдить пилотов очками с зеркальной оптикой.
Скоро совсем системы безопасности полётов гражданской авиации из за всё увиличивающихся "опасностей" и вводимых правил и граничений, попрасту приведут гражданскую авиацию к полному абсурду. Цена "демократии". При СССР были времена когда можно было свободно встречающим лицам зайти на лётное поле к трапу самолёта, а НЕ было вообще досмотра. Это были "дикие времена не демакратического режима". Сейчас всё "демакратично", до самой высонатяной колючей проволоки и спецназу вокруг объектов в центре городов и окраин, с вооружениями какие не снились ещё 20 лет назад. Наверное пора перестать врать про "демократию" и называть вещи нужно своими именами. "Демократия" в России была при СССР как это не порадоксально, быльше чем во всём ЕС. Сейчас это похоже на комплекс мер по загону быдломассы в стойло с мощными социальными рамками и ограничениями.