Почему в России нет бюджетных авиакомпаний

Отсутствие в России бюджетных авиаперевозчиков — проблема, которая остро стоит перед отечественными путешественниками. В 2012 году обанкротились две российских бюджетных авиакомпании - «Авианова» и Sky Express, — и с тех пор на рынке лоукост-перевозок воцарилась тишина.
Несмотря на все попытки выхода западных дискаунтеров на российский рынок, и даже после заявлений «Аэрофлота» о намерении создать бюджетную «дочку», оживлению этого рынка мешает слишком много факторов, прежде всего, законодательных.
Аналитик ИХ «Финам» Алексей Захаров назвал «Аргументам и фактам» причины, по которым в России пока невозможно появление бюджетного авиаперевозчика.
Прежде всего, это отсутствие дешевых аэропортов. Лоукостеры, как правило, базируются в воздушных гаванях с низкими сборами или же существуют за счет преференций бюджетным перевозчикам в аэропортах общего назначения. То есть для обычных авиакомпаний устанавливается один аэропортовый сбор, а для бюджетных — другой, более низкий.
В России пока таких условий нет. Например, «Авианова» платила сборы на общих основаниях.
Кроме того, преференции для лоукостеров в аэропортах общего назначения привели бы к дополнительной нагрузке на и без того перегруженные столичные аэропорты.
Решить этот вопрос, по мнению эксперта, могли бы государственные дотации, которые снизили бы аэропортовые сборы для бюджетных авиакомпаний.
Напрямую связана с аэропортовыми сборами и следующая проблема — время нахождения самолетов в аэропорту. Чем дольше самолет находится в воздушной гавани, тем дороже обходится его пребывание на земле.
Поэтому для снижения аэропортовых сборов необходимо снизить время простоя самолетов на земле. Однако с этим ситуация сегодня неблагоприятная, отмечает эксперт. Аэропорты московского авиационного узла забиты достаточно плотно, а потому дать лоукостерам возможность быстро прилетать и улетать пока возможности нет.
Немаловажным фактором являются и цены на керосин. С одной стороны, по заявлению Федеральной антимонопольной службы, стоимость авиационного топлива не растет, однако авиакомпании утверждают обратное.
При этом глава ФАС недавно признал, что ничего не может поделать с нефтяным лобби, чтобы снизить цену на авиатопливо.
Когда ситуация с авиационным керосином будет урегулирована, говорит Алексей Захаров, можно будет говорить о благоприятных условиях для создания в стране бюджетной авиакомпании.
Еще одной проблемой является запрет на прием на работу иностранных специалистов, о чем неоднократно заявляло руководство «Аэрофлота». Впрочем, в этой области уже намечаются некоторые подвижки: авикомпаниям разрешили нанимать по 200 иностранных пилотов ежегодно в течение 5 лет.
Связь с лоукостерами пусть не очевидна, но она есть. Из-за дефицита профессиональных кадров, российские летчики требуют себе высоких зарплат, а любые траты авиакомпаний неминуемо отражаются на стоимости билетов.
С билетами связано и следующее препятствие на пути прихода лоукостеров в Россию. Дело в отсутствии в стране законодательства, разрешающего продажу невозвратных билетов. А ведь именно такие билеты являются одним из базовых принципов политики бюджетных перевозок на Западе.
Невозвратные билеты стоят дешевле, так как в их стоимость не включена страховка авиакомпании на случай отказа пассажира от полета.
Впрочем, в этом направлении также предпринимаются законодательные шаги — соответствующий законопроект Госдума рассмотрит этой осенью.
Согласно подсчетам «Аэрофлота», стоимость билетов на рейсах лоукостеров можно снизить на 20-40 процентов, однако при нынешних ценах такое снижение совершенно незначительно.
По мнению Алексея Захарова, для нормального функционирования бюджетных авиакомпаний необходимо, чтобы стоимость невозвратного билета была незначительна. В этом случае пассажир сможет без особых финансовых потерь отказаться от поездки. Например, от билета стоимостью 3-4 тысячи в случае форс-мажорных обстоятельств отказаться будет легче, чем от билета стоимостью 10-12 тысяч рублей.
Тем не менее, эксперт уверен, что введение невозвратных билетов по цене 10 тысяч в России нецелесообразно, если возвратные билеты будут стоить ненамного дороже, пассажиру будет проще купить билет на несколько тысяч дороже, зная, что он в любой момент может вернуть его и получить свои деньги назад, чем приобретать почти по такой же цене невозвратный билет, рискуя остаться без денег.
Комментарии читателей Оставить комментарий
компании?! При стоимости билета в 10031 рубль вся "собачатина" из сборов составляет 5550!
Это как?