Битва за Абьей может привести к гражданской войне в Судане

Когда в прошлом месяце суданские солдаты с севера захватили пограничный город Абьей, это значило лишь то, что шестилетний хрупкий мир между севером и югом оказался на грани. Некоторые назвали это первыми выстрелами в новой гражданской войне в Судане, которая последовала за 20 летней войной, в которой по оценкам было убито порядка 2 миллионов людей.
Как и хорошо известный суданский конфликт в Дарфуре, гражданская война между севером и югом началась с локальных разногласий - многие жители юга считали, что правительство, которое состоит в основном из мусульман с севера, не выполняет своих обязательств перед югом. И для обеих сторон Абьей стал чем-то вроде символического приза, за который нужно бороться и который нужно защищать любой ценой.
Сейчас спор из-за Абьея может вновь втянуть раздробленную нацию в гражданскую войну, как раз в преддверии отделения южного Судана от северного, которое состоится 9 июля.
«Это, наверное, наихудший сценарий», - сказал работник подразделения ООН по гуманитарным вопросам.
По оценкам ООН в результате недавних столкновений как минимум 30 тысяч человек покинули город и окружающие его поселения. По данным некоторых местных чиновников, это число приближается к 80 тысячам.
Выступая в ходе поездки в Хартум – столицу северного Судана, представители Совбеза ООН призвали север вывести войска из Абьеи. Но режим президента Омара аль-Башира, который разыскивается Международным уголовным судом за военные преступления в Дарфуре, стоит на своем. «Абьея принадлежит северному Судану», подчеркнул президент после того, как его солдаты захватили город.
«Башир делает это потому что, ему нужна наша нефть и наша плодородная земля», говорит Куи Денг, который сбежал из города вместе с дочерью и несколькими внуками. «Вот почему он убивает нас, он хочет заставить нас покинуть эту землю. Мы верим, что мы южане. Мы христиане. Вот почему мы делаем это».
Однако официальные лица и эксперты говорят о том, что север и до этого обладал богатыми нефтью районами, находящимися возле Абьеи.
«Это не вопрос нефти, так как нефтяные месторождения находятся вдали от города», говорит Фуад Хикмаи, эксперт по Судану в Международной кризисная группе в Найроби, Кения. «Это вопрос исторических взаимоотношений между арабскими кочевниками из племени Миссерия и племени Динка Нгок, вопрос того как они поделят эту землю. И как годы войны создали недоверие между двумя этими сообществами. Путь к миру - это переговоры, но, ни одна сторона не доверяет другой».
Абьея – исконно пограничный город, географически и культурно. Местное население – это фермеры и торговцы из племени Динка, многие из которых приняли христианство, но другие по-прежнему придерживаются своих традиционных верований.
Тем не менее, каждый год во время засухи пастухи из племени Миссерия проходят через город, направляясь на юг к болотистой местности к югу от реки, которую Динка называют Киир, а Миссерия бахар аль-Араб.
Такого рода миграция длилась столетиями, и она весьма формализована. Старейшины Миссерии подбирают такое время, когда их скот не будет топтать посевы Динки при походе на юг.
Война осложнила их взаимоотношения. Племя Миссерия решило присоединиться к своим северным арабским братьям, а Динка считают себя передовиками в борьбе юга за независимость. Два десятилетия войны истощили обе стороны и это ключевой аспект, который может помочь Судану избежать возвращения к гражданской войне.
«Мы не вернемся к войне. Этого не случится», - заявил в прошлом месяце президент южного Судана Сальва Киир. «Мы хотим мира».
Тем не менее недовольство, и особенно недовольство в Абьее, может привести к чудовищной вспышке насилия.
Ароп Куол живущий в пограничном городе говорит, что больше он никогда не сможет соседствовать с Миссерия. «Мы будем драться до самой смерти, даже если южный Судан не хочет нам помочь потому, что человек без земли это не человек».
Комментарии читателей Оставить комментарий