ВТО как кнут и пряник для нашей экономики

Долгоиграющий сериал про ожидаемое то ли вступление, то ли невступление России во Всемирную торговую организацию, кажется, вот-вот придет к своему финалу. Во всяком случае, независимые эксперты и источники в российском правительстве, как сговорившись, намекают на некую финишную прямую. Мол, еще вот-вот, и мы – уже там...
Однако у «партнеров» пока что на сей счет неопределенности куда больше. Российские власти, в принципе, уже согласились (где вынужденно, а где – и не совсем) с рядом принципиальных требований Европы и США, завизировали и приняли все, что нужно. Но при этом по ряду вопросов вдруг проявили принципиальность и суверенность, – в частности, в вопросах снижения таможенных пошлин на импорт иномарок и квот на поставки импортного же мяса.
Впрочем, метания и тут, как выясняется, еще те. Решения, как можно предполагать из хронологии их обнародования, принимаются лихорадочно и в неурочные часы. Так еще в пятницу, 15 июля сего года, премьер-министр Владимир Путин достаточно определенно высказался относительно незыблемости позиции правительства в вопросе поддержки автопрома. «Продолжается непростой диалог с Еврокомиссией и американскими партнерами в процессе присоединения к ВТО. Они настаивают на том, чтобы мы сняли требование по выпуску 300 000 автомобилей и локализации на 60%. Мы сказали, что наша позиция в этой части неизменна, что это – красная черта, через которую не переступить, поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей», – отрезал тогда премьер.
Однако уже в субботу стало ясно, что уступки все же неизбежны. «По промышленной сборке мы серьезно сдвинулись, близки к общему пониманию с американцами того, как этот режим будет действовать, и того, как он будет сформатирован в соответствии с нормами ВТО», – изложила позицию глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Тут и гадай, на каком, собственно, моменте произошел сей заветный «сдвиг», и на какое именно поле. Ведь упомянутые «нормы» ВТО явно предполагают, что российскому автопрому придется «подвинуться»...
С мясом, кстати, ситуация складывается похожая. Европа и в целом западные партнеры не могут смириться с теми ограничениями, которые пока что худо-бедно действуют для экспорта их мясной продукции. Не то чтобы отечественный производитель при этом чувствует себя за каменной стеной, однако и предпринимаемые в его защиту меры принимает со своеобразной благодарностью, держа цены на далеко не социальном уровне. И ситуация на выходе получается щекотливая: выходит так, как будто власти отстаивают право отечественных производителей мясной продукции на чрезмерно высокие цены и рассматривают демпинг (т. е. занижение отпускной цены) как невероятное зло. Хотя, казалось бы, по совести все должно быть иначе. Не измерять же, в самом деле, патриотизм длиной сосисочной ленты...
Но вопрос скорее приходится ставить иначе. Почему нам нужно было почти два десятилетия договариваться о вступлении в организацию (выгоды от членства в которой пока что лишь хорошо проговариваются компетентными экспертами, а реальность при этом, как нередко случается, оказывается в параллельном измерении), чтобы лишь теперь всерьез озаботиться выживаемостью промышленности в непростых условиях? Не слишком ли изысканный повод?
Вероятные перспективы для автолюбителей и автовладельцев в свете возможного вступления в ВТО в беседе с обозревателем KM.RU озвучил председатель «Движения автомобилистов России», автор «Энциклопедии прав водителя» Виктор Похмелкин.
– Вступление в ВТО предусматривает большую открытость, снижение таможенных барьеров на пути товаров, в т. ч. и автомобилей. И потому наши мероприятия с таможенными пошлинами, ограничениями на ввоз иномарок уже не пройдут так легко, как проходят сейчас. А что касается старого отечественного автопрома – ему, конечно, будет гораздо тяжелее конкурировать в этих условиях с продукцией других предприятий. Ну а те производства, которые стали появляться в последнее время, – производство иномарок на нашей базе, – я думаю, как минимум не проиграют, потому что в любом случае они будут иметь некоторое преимущество перед ввозимыми иномарками. Коль скоро они производятся здесь, то издержки – гораздо меньшие. В целом, как мне кажется, в силу повышения конкуренции возрастут качество и безопасность автомобилей, которые будут у нас продаваться и покупаться.
– Некоторые Ваши коллеги опасаются, что со снятием ограничений на ввоз иномарок потребитель сориентируется как раз на импорт, а не на собранные у нас аналоги...
– А откуда берутся эти опасения, когда на те же «Форд Фокусы» у нас уже сейчас крайне высокие очереди? И на те же производимые у нас «Шевроле» – стабильный спрос год за годом. Это же наблюдалось и до того, как пошлины стали повышаться. В любом случае, повторюсь, конкуренция пойдет только во благо. И я бы хотел, чтобы у тех, кто за рулем, было больше возможности выбора, больше безопасности и качества этих автомобилей.
– Тем не менее, отечественному автопрому потребуется значительная поддержка со стороны правительства. Что, на Ваш взгляд, стоит предпринять властям, чтобы избежать развития по негативному сценарию?
– Что касается старого автопрома, пресловутых «пятерок» с «семерками», то здесь остается только одна форма поддержки – какие-то прямые или косвенные дотации. Вроде той же программы по утилизации, которая недавно была у нас, когда владельцам сданных в утиль авто давали сертификаты, и люди имели возможность приобрести по нему машину по ограниченному перечню. И 37% всех приобретенных автомобилей – те же «пятерки» и «семерки». Но, на мой взгляд, правительству все же придется смириться с тем, что если мы вступаем в ВТО, то придется перенимать и единые требования к продукции. А там автомобиль не может эксплуатироваться без подушек безопасности и АБС. Мы рано или поздно тоже введем это у себя.
В свою очередь, президент Группы компаний «Авис» Наталья Яковлева рассказала о тех мерах, которые давно уже нужно было бы принять отечественным производителям мясной продукции для успешной конкуренции с импортом:
– Вступление России в ВТО неизбежно, и, на мой взгляд, нашим производителям придется очень серьезно поработать с себестоимостью. Вступление в ВТО должно быть выгодно простому потребителю, который сможет позволить себе покупать больше мяса из-за более низкой цены. Сейчас же оно у нас дорогое, цены искусственно сдерживаются квотами и пошлинами на импорт. Благодаря этим заградительным мерам у отечественного сельхозпроизводителя еще есть доходность. Но если мы посмотрим на себестоимость производства мяса (хоть птицы, хоть свиней) в Европе или Америке и в России, то мы найдем, что наша себестоимость мяса равна европейской цене мясной продукции на прилавках магазинов.
Необходимо будет провести срочное внедрение инновационных технологий в производство, корректировку себестоимости. Необходимо уделять более пристальное внимание ветеринарии. Ведь корма и рабочая сила у нас не такие дорогие по сравнению с той же Европой, а себестоимость мяса при этом несравненно выше. Проблема – в неважном хозяйстве и ветеринарной ситуации, поскольку ветеринарная обработка скота сама по себе достаточно дорогая, и к тому же у нас до сих пор еще не профилактируются многие заболевания. Они просто глушатся антибиотиками, что, опять же, очень дорого и в то же время снижает общие показатели продуктивности. Так что, повторюсь, единственный рецепт выживаемости в условиях членства во ВТО – снижение себестоимости мяса.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Про мясо - тихий бред Наталии Яковлевны.