ВОЗВРАЩЕНИЕ К АЗАМ

- В прошлом году впервые за много лет сельхозтоваропроизводители получили все, что было предусмотрено для них бюджетом. А к уровню 2000-го года финансирование составило 186 процентов! Теперь картина совсем другая. На 2002-2005 годы комитетом разработано четыре основные программы, без реализации которых сельское хозяйство Камчатки просто перестанет существовать. Особенно обидно сокращать их, когда видны уже первые результаты работы по ним. В этом году проводились выездные коллегии в Мильково, Эссо, по реализации программ развития оленеводства, зерноводства. И вы знаете, впервые за долгое время я увидел, как люди буквально борются за землю, это было в Мильковском районе! А ведь совсем недавно она пустовала. То есть пусть небольшие, но изменения к лучшему есть.
- Геннадий Пантелеевич, расскажите, пожалуйста, о целевых программах, по которым работает ваш комитет.
- Мы должны поддержать уже существующее производство и создать новые структуры по заготовке, переработке и реализации сельхозпродукции. Основная задача, я считаю, вернуть население в сельское хозяйство. Сегодня закрылись все селообразующие хозяйства, развалились села, люди живут браконьерством и завтра они оставят нас без рыбы. Надо возвращать их в отрасль, создавать им условия для работы.
Мы выделили такие направления: "Сохранение и развитие отрасли оленеводства в Быстрин-ском районном муниципальном образовании", "Развитие производства зерна в Камчатской области", "Совершенствование племенной работы в животноводстве Камчатской области", "Повышение плодородия почв Камчатской области".
Раньше в Быстринском районе было 12 крупных оленеводческих совхозов, около 20 тысяч оленей. Сегодня - 4 тысячи. Анавгайское стадо мы почти потеряли. Но благодаря появлению новой фирмы "Камчатка - Дю дом", табуны постепенно возрождаются. И общими усилиями к 2005-му году мы планируем увеличить поголовье до семи тысяч. Чтобы добиться этого, надо какое-то время не забивать оленей. А забой - источник существования оленеводов, чтобы они отказались от него, нужна поддержка из бюджета. Мы рассчитывали, что оленеводы получат из области 770 тысяч рублей на приобретение вездеходов, оружия, радиостанций, на оплату вертолетных рейсов и т.д.
- Жизнь Быстринского района всегда была связана с оленеводством. Мильков-ский, сельскохозяйственный, традиционно снабжал полуостров овощами, мясомолочной продукцией, зерном. В упадок хозяйство района пришло быстро, а восстанавливать его будет непросто...
- Сегодня в этом районе очень остро стоит проблема занятости населения. В тоже время большие участки земли вышли из оборота. Мы ставим перед собой задачу довести объемы посевов до 1355 гектаров, сегодня засевается около 500. Люди отвыкли работать. Хотя потихонечку пробуждение идет. Открываются новые хозяйства. "Зерно", "Жатва", "Зорька", сельхозкооператив "Луч", подворье частного предпринимателя Людмилы Мичуриной, например. Серьезную работу по производству зерна ведут учащиеся и преподаватели ПУ-12.
Им очень помогает областная программа развития зерноводства. В первую очередь она предусматривает приобретение зерноуборочной техники для жителей района. Несколько комбайнов мы уже купили за счет областного бюджета на условиях лизинга, и область постепенно за них расплачивается.
- Действие программы "Развитие племенного дела" наверняка не ограничивается территорией конкретного района. Она важна для всей области?
- Безусловно. Это, на мой взгляд, крайне необходимая программа. Раньше во всех хозяйствах работали зоотехники, селекционеры-специалисты племенного дела, которые выбирали какого быка, с какой коровой скрестить, постоянно работали над улучшением породы. Сегодня мы сталкиваемся с очень тревожными фактами. Например, в Соболевский район давно не завозились быки и хряки-производители. В результате семимесячные поросята весят там, как трехмесячные: порода из-за близкородственного скрещивания вырождается.
Программой предусмотрено приобретение племенного поголовья в других регионах России, компенсация части затрат на приобретение семени животных, племенного яйца, открытие пунктов искусственного осеменения. В Быстринском, Мильковском, Усть-Большерецком районах они уже действуют. Решается вопрос об открытии такого пункта в Соболевском районе.
- Вы упомянули о программе "Повышение плодородия почв". Она стоит особняком от остальных?
- Да, можно так сказать. Дело в том, что эта программа финансируется за счет сборов земельного налога. Стоимость ее очень высока, так как мы совсем запустили земли, давно не вносили минеральные, органические удобрения, не ремонтировали мелиоративные системы.
- Все эти основные программы на 2002-2005 год продолжают аналогичные программы предыдущих лет. А какое-нибудь новое направление в работе комитета появилось?
- Последняя, новая программа, на мой взгляд, очень нужная и актуальная: "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Камчат-ской области". Вспомните, в застойные годы у нас даже помощник бригадира имел высшее образование, и область, между прочим, была на голову выше других регионов по обеспечению кадрами, поэтому и показатели были высокие. По продуктивности коров, например, Камчатка занимала 5-6 места в СССР.
Сейчас нам не хватает ветеринарных врачей, специалистов, которые могли бы претендовать на должности руководителей хозяйств. Очень мало работает ветеринаров, зоотехников, агрономов. Мы планировали послать несколько стипендиатов губернатора, выпускников школ на учебу в сельскохозяйственные институты. Не уверен теперь, удастся ли.
Программа предусматривает переподготовку специалистов в Академии кадров министерства сельского хозяйства. Первые три человека уже уехали на учебу, но на свои деньги, а не за счет бюджета, как оговаривалось сначала.
Балансовые комиссии в прошлом году показали, что во многих хозяйствах просто перестали считать деньги, не знают, как правильно и эффективно их использовать. Тогда на базе Пионерской птицефабрики мы организовывали семинар - вели обучение внутрихозяйственному расчету. Короче говоря, приходится возвращаться к азам. Хорошо еще, что многие понимают: нужно учиться, не хватает подчас знаний, навыков, опыта.
В рамках этой же программы планировалось создать информационно-консультативный центр при НИИ сельского хозяйства, в котором любой специалист, руководитель мог бы получить всю необходимую информацию в области экономики, технологии и т.д. Этот же центр должен был стать связующим звеном между производителем и потребителем.
- Геннадий Пантелеевич, когда вам придется решать, какие программы или конкретные пункты оставить после секвестирования бюджета, каким направлениям вы отдадите предпочтение?
- Я по-прежнему надеюсь, что губернатор не пойдет на кардинальное сокращение финансирования целевых программ. Думаю, и он, и депутаты понимают, что тогда мы потеряем и то малое, что имеем, чего удалось добиться. Мы и так, готовя программы, учитывали возможности бюджета, статью расходов определяли по минимуму.
В первую очередь, все-таки необходимо будет оплатить покупку зерноуборочной техники, мы должны за нее в федеральный бюджет 286 миллионов рублей. Обязательно нужно вложить средства в развитие племенного дела, на компенсацию приобретения семени животных. Хотелось бы поддержать крестьян, на дотацию им было предусмотрено всего 500 тысяч.
Но мы еще не расстаемся с надеждой на то, что в оставшихся трех кварталах 2002-го сельскохозяйственные программы будут профинансированы полностью, в первые месяцы года мы ведь еще ничего не получили.
Комментарии читателей Оставить комментарий