ВИЦЕ-АДМИРАЛ К.С. СИДЕНКО: "МЫ НИКУДА НЕ УХОДИМ..."

271 год назад,10(21) мая 1731 года, крошечный поселок на самой восточной окраине империи был объявлен, согласно высочайшего указа, портовым городом и стал первым русским портом на Тихом океане. С этого момента берет свое начало регулярное российское присутствие на тихоокеанском побережье, пришедшее на смену казачьей вольнице...
С недавних пор эту дату принято считать и днем основания Тихоокеанского флота России. Сейчас модно искать свои корни в глубине веков...Хотя еще три года назад у тихоокеанцев был другой годовой праздник, берущий свое начало с даты создания именно флота на Тихом океане как полноценного оперативно-стратегического объединения - 21 апреля 1932 года. Из самого молодого ТОФ "превратился" в один из старейших отечественных флотов, мгновенно повзрослев на 201 год. Такова, вкратце, предыстория праздника, который на следующей неделе отметят военные моряки. Ну а о буднях современных морских сил России на Тихом океане пойдет речь в сегодняшнем интервью с вновь назначенным начальником штаба ТОФ - первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом вице-адмиралом Константином СИДЕНКО. Позавчера, сдав командование камчатской военной группировкой своему заместителю, бывший командующий войсками и силами на северо-востоке РФ улетел во Владивосток принимать новую должность. Таким образом это интервью - своеобразное прощание адмирала с Камчаткой, где он провел практически четверть века.
- Константин Семенович, Тихоокеанский флот, как известно, один из двух крупнейших в России и один из двух ядерных. Еще лет 12 назад можно было смело прибавить - и один из сильнейших в мире... Каково сейчас состояние ТОФа и какова его нынешняя роль в структуре национальной безопасности России? - Сказать, что его роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе велика, - значит не сказать ничего. На дальневосточном стратегическом направлении флот играет решающую роль в обеспечении безопасности России.
Нам реально противостоят здесь достаточно мощные флоты государств АТР. Да, мы находимся с ними в мирных отношениях, но состояние мира, к большому сожалению,сегодня хрупко. Нужно быть готовым ко всему... У некоторых из наших соседей по АТР есть ядерное оружие, или ведутся соответствующие разработки. В том числе есть ядерное оружие на подводных лодках. Только флот может противостоять этим субмаринам, не позволяя им нанести упреждающий удар по нашей территории.
Тихоокеанский флот имеет немаловажную стратегическую ядерную составляющую - ракетные подводные лодки стратегического назначения. А это, поверьте, охлаждает пыл многим... Никто не снимал с флота и задачу защиты морских биоресурсов. Не имей мы здесь мощной морской группировки - к нашим берегам хлынут такие армады браконьеров, что пограничные корабли просто "растворятся" в их сонмище...Само наличие сильного военного флота, всегда готового дать отпор, является достаточно эффективным моральным сдерживающим фактором. Из того же разряда и задача демонстрации Военно-морского флага в океанах: мы мирная держава, но мы здесь, мы никуда не уходим из стратегически важных для нас регионов; мы идем с миром, но мы по-прежнему сильны...
Что касается сегодняшнего состояния могу сказать одно: флот не утратил своей боеготовности за годы постперестроечного развала, хотя и потерял очень многое - как в количественном, так и в качественном отношении... Сейчас же наметились вполне конкретные положительные тенденции - нам удается шаг за шагом возвращать сданные позиции. - Поясните это на конкретных примерах по нашей, камчат-ской, группировке, которой вы еще недавно командовали. -К исходу прошлой осени наконец-то заплавали дизельные подводные лодки, которые 8 лет стояли на приколе. Руководство повернулось к нам лицом - нам поставили необходимые виды материальных средств, включая аккумуляторные батареи. Лодки выходят в море.
Улучшилась ситуация и с атомными субмаринами. Технически готовых "единичек" становится больше. Теперь нужно наверстать другое: за годы вынужденного простоя мы, образно говоря, "потеряли" многие экипажи, они вышли из линии. На их отработку уйдет еще много времени и сил. По надводным силам приведу только такой пример: за последние два года количество боеготовых малых ракетных кораблей на камчатском объединении удвоилось. Значительно возрос наш парк боеготовых противолодочных самолетов и самолетов ПВО. Мы настояли на ремонте транспортных самолетов, скоро в строй вступит еще один АН-12.Стало намного больше экипажей, способных выполнять полеты по задачам ПВО на МИГ-31.
Зенитно-ракетные расчеты отстреляли все положенные им упражнения, с совершением марша. Впервые за много лет камчатцы выезжали на опытный полигон "Телемба"в Забайкалье для участия в учениях и состязательных стрельбах.Кстати,заняли там первое место, удостоившись благодарности министра обороны. Есть успехи в восстановлении защитного радиолокационного поля в небе Камчатки. Радиолокационные посты обеспечены всем необходимым и способны выполнять свое функциональное предназначение. У людей на этих постах вернулась вера в командование.
В сухопутных и береговых войсках проходит очередной этап реформирования. Еще до его начала мы создали на базе городского мотострелкового полка подразделение постоянной боевой готовности - батальонную тактическую группу, которую мы всесторонне отработали, провели боевое слаживание. В ходе реформирования перед нами стоит задача к концу года иметь в составе войск такие боеготовые подразделения. - Наряду с несомненными успехами, прошлый год принес группировке и горечь утрат.Были сообщения о случаях гибели среди военнослужащих. Какие извлечены уроки из небоевых потерь?
- Очень тяжелый вопрос... Мы, конечно, вносим коррективы в систему своей воспитательной работы. Ужесточаем требования к воспитательным органам и командирам. Вопрос ставим жестко, вплоть до кадровых оргвыводов: если офицер не способен строить свою работу с подчиненными должным образом, мы с ним без сожаления расстаемся. Мы не обязаны никого уговаривать... Эти меры дают свои положительные результаты. Хотя только этим задачу,конечно, не решить. - Войска и силы северо-востока как единая группировка, объединившая в своем составе разновидовые воинские подразделения, существует уже четыре года. Оправдала ли она себя?
- Безусловно. За такими группировками - будущее. В нашем обособленном регионе единое командование - самая оптимальная форма управления войсками. Группировка полностью себя оправдала, именно в этом направлении нужно двигаться. - Константин Семенович, в завершение нашей беседы один личный вопрос: вы провели на Камчатке более 20-ти лет, не грустно ли расставаться?
- Не просто грустно, а очень тяжело. Все лучшие годы: молодость, становление как гражданина, офицера, военачальника - все же здесь прошло. Я очень люблю Камчатку: за ее людей, среди которых не повстречал ни одного подлеца, за ее неповторимую природу, за то, что она дала мне в моем становлении. Впечатлений в душе остается много. Одно из наиболее ярких: сплав по реке Быстрой в 1997 году в компании с мэром Вилючинска Александром Маркманом. Приключения сопуствовали нам каждый день. По неопытности переворачивался на лодке, на привале старательно исполнял все слагаемые ритуалы посвящения в туристы. А "таежная баня" - это же чудо! Камни обкладываются бревнами, зажигается костер, потом убирается зола, и быстро натягивается шатер. Из бани прыгали прямо в реку... А уха "от Маркмана"! Ничего вкуснее я не ел...
Прожив столько лет на Камчатке, никогда не думал, что буду с таким сожалением отсюда уезжать. Но служба есть служба. На новом месте мне предстоит доказать, что люди, выдвинувшие меня, не ошиблись в этом выборе. Приняв должность, разобравшись в обстановке, я буду делать все, что в пределах моих сил и способностей, чтобы Тихоокеанский флот был боеготов.
Комментарии читателей Оставить комментарий