ОСЕЛ, ИШАК, ИЛИ "НЕБЕСНАЯ КОРОВА"?

- Ну вот, нашли чем удивить! Эка невидаль, ослы, - нередко говорят посетители зоопарка, увидев у нас столь неродовитых животных. Да еще и прибавят: "Оглянитесь, вон сколько их кругом". И впрямь, частенько мы сами, а то и нас одаривают этими нелестными эпитетами - кто в шутку, а кто всерьез. Женщины, кивая в сторону своих благоверных, ехидненько намекают на их родство. Мужчины, подыгрывая дамам - не протестуют, справедливо полагая, что для того, чтобы мало-мальски содержать семью, приходится, пардон, ишачить... Ну и, как бы в отместку, подводя подруг к террариуму со змеями, вопрошают: "Ну, а эти на кого похожи?" Подруги, обидевшись, поджимают губки. Помалкивают.
Но речь у нас пойдет все же не о змеях - об ослах. Мне довелось не один десяток лет прожить в Азербайджане, Туркестане, потому знаком с ними давненько. Только, как многие знают, там, как везде в Средней Азии и на Кавказе, да и вообще на Востоке, их называют ишаками. Осел, ишак - это одно и то же вислоухое животное.
В зоопарке любят подшучивать над добродушными сынами Кавказа: "Хотите посмотреть на своих земляков"? Обескураженные гости, не подозревая подвоха, соглашаются. Увидев же ишака, расплываются в улыбке, восклицая: "А-да! Эшяк, э-э-э!"
История камчатских ослов такова. Летом 1993 г. молодые джигиты-карачаевцы привезли со своей родины двух ишаков - в надежде заработать на катании детей. Увы, бизнес не пошел. Незадачливые предприниматели понесли убытки. В итоге пришлось передать многострадальных землячков в зоопарк. Мы с радостью приняли их. Можно предположить, что до этого на Камчатке ослов еще не было. Один из них живет у нас и по сей день. Второй, увы, издох от старости.
Не теряем надежды вновь получить парочку ослов на племя - молодых, полноценных. Ау! Где вы, состоятельные сыны Кавказа, Средней Азии, курды? Вам представляется возможность в очередной раз прославить далекую родину, оставив добрую память на Камчатке, а заодно сделать и рекламу своему бизнесу. Так что ишачки за вами, господа!
А вообще ослы были одомашнены в Египте около 6 тысячелетий назад. В Европу они попали во втором тысячелетии до рождества Христова, а в страны Востока значительно раньше. Домашних лошадей еще не было, и осел выполнял все виды работ: на нем ездили, пахали, возили поклажу и даже воевали. Наш герой, как рабочее животное, имеет ряд преимуществ перед лошадью: он более вынослив, неприхотлив, меньше подвержен заболеваниям и дольше служит человеку. Диву даешься, наблюдая, как покорное существо несет на спине два огромных мешка, бородатого бабая в полосатом халате да еще и маленького внука. Кажется тонкие ножки осла вот-вот подломятся. Но нет! Пылит себе копытцами по дороге.
В свое время Н.Хрущев ввел налог на частный скот, в том числе и на ишаков. И ушлые селяне выгнали бедолаг с подворья: "Добывай корм и воду сам". Арбу припрятали, а нет скотины - нет налога. А ослик мирно пасется вблизи безо всякого присмотра. Вспоминают о нем, когда необходимо перевезти поклажу. Тогда и ловят "ничейного" трудягу.
Осиротевшие животные часто заходят в расположение войсковых частей, рассчитывая поживиться у солдатских столовых, а ущербные "дембеля" вылавливают несчастных, чтобы позабавиться. Для начала устроят ослиные гонки, затем эффектно сфотографируются. Ну, а в благодарность за все служивые привяжут к ослиным хвостам пустые консервные банки и под крики и удары палкой прогонят прочь обезумевших от страха животных. Смешно им!
В Азербайджане я видел ослов, как без одного уха, так и вовсе безухих. Что за наваждение? Оказывается, поздней осенью, когда становится прохладно, ослы-бомжи имеют обыкновение по ночам отдыхать прямо на прогретом солнцем асфальте. Местные водители-хулиганы, оскорбленные тем, что какой-то "эшяк" не уступает им дорогу, дабы наказать нахала за неслыханную дерзость, лишают его ушей.
На Востоке всегда было чуть ли не признаком хорошего тона умение употребить в адрес осла витиеватую брань. Вспомним Ходжу Насреддина из повести Л.Соловьева. Однажды, проиграв в кости много денег, Насреддин решил, что виноват в проигрыше ишак. Он схватил палку и начал дубасить его, крича: "Проклятый ишак, о сын греха, о вонючая тварь и позор всего живого на земле! Мало того, что ты играешь на деньги своего хозяина, но ты еще и проигрываешь! Да облезет твоя шкура, да пошлет тебе всемогущий Аллах яму на пути, чтобы ты поломал свои ноги; когда же ты, наконец, издохнешь и я избавлюсь от созерцания твоей гнусной морды?!".
Кстати, о вонючей твари. Дети на этот счет другого мнения. Вот что мне удалось случайно услышать от двух мальчишек: "Не вкусно пахнут". Точнее не скажешь.
Худая слава выпала на долю осла. Молва гласит, что он глуп, упрям. Имя его стало бранным словом. Побои, насмешки, жизнь впроголодь - вот награда за долготерпение, за услуги, которые до конца дней своих он оказывает хозяину.
А ведь осел - животное умное. Ленив? Нет, просто он своеобразен. Если лошадь безропотно исполняет любую работу, то ослик еще и "подумает", стоит ли ему делать то, что заставляют. Он упрям, и не всякому человеку подчинится. Кто не найдет с ним контакта, только палкой может сдвинуть его с места. Но если осел полюбит хозяина, то будет предан и послушен. Иногда мы в зоопарке катаем на них детишек. Если один трудовую повинность исполняет постоянно, то другого заставить это делать до конца его дней мы так и не смогли.
Чтобы прибавить ослам силы и роста, люди давно скрещивают их с лошадьми. Получают гибриды двух типов: мулов и лошаков. Лошак (помесь жеребца с ослицей) менее удачный вариант, чем мул (помесь осла с кобылой). Мулов разводят уже более трех тысячелетий. Впервые этим стали заниматься в Малой Азии, затем арабы. Правитель Египта преподнес однажды пророку Мухаммеду белого мула. Европа узнала о мулах через Испанию, которой арабы правили пять веков. Но после освобождения от ненавистного ига испанцы перестали ездить на ослах и мулах. Передвигаться на них разрешалось только женщинам и духовенству. Даже Христофору Колумбу, открывателю Америки понадобилось в 1505 году разрешение короля, чтобы использовать мулов для верховой езды.
Очень любил ослов крупный плантатор и первый президент США Д.Вашингтон. Узнав об этом, король Карл IV подарил президенту двух племенных ослов. Полагаю, что эти обстоятельства побудили американцев избрать эмблемой одной из своих правящих партий осла.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Лошадь и осёл
Владимир Шебзухов
Хвалилась лошадь пред ослом:
«Мы людям облегчаем труд.
И не случайно нас потом,
Их членами семьи зовут.
Незаменимые в бою,
В нас -- близкого находят друга.
О вороных и песнь поют,
Порой желанны в час досуга»
"Осёл, уставясь в землю лбом",
(Традиции не изменив)
И, назывался хоть ослом,
Был в речи сей, правдив.
«К вам пропадает интерес,
Машины вытесняют.
Нет худа без добра -- прогресс,
Вам участь облегчает.
Давай-ка спору-не бог весть,
С тобою улыбнёмся.
Но мы, как были, так и есть,
Ослами остаёмся!
Традиции не изменив,
Мораль звучит, как водится:
Пусть свой в прогрессе позитив,
Ослы не переводятся!