]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

"ЭКИПАЖ САЛЕНКО - ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ..."

08:20 7.08.2002

12 августа - День Военно-воздушных сил России Каждый день, отправляясь на службу, майор Александр Саленко проходит мимо огромного самолета Бе-12, того самого, что несколько

12 августа - День Военно-воздушных сил России

Каждый день, отправляясь на службу, майор Александр Саленко проходит мимо огромного самолета Бе-12, того самого, что несколько лет назад был установлен в качестве монумента у здания штаба полка. Многие летчики воспринимают машину просто как снятую с вооружения "бэшку", другие - как оригинальный и необходимый атрибут летной части. У майора же Саленко отношение к этому самолету особое.

...Та сентябрьская ночь 1996 года не предвещала беды военному летчику командиру Бе-12 Александру Саленко. Собираясь на полеты, майор поцеловал жену и, автоматически переступив порог левой ногой (у летчиков, как у представителей всех рискованных профессий, считается плохой приметой, если выходишь на полеты из дома с правой ноги), отправился на аэродром.

Летная смена уже подходила к концу, все было спокойно. Самолеты и вертолеты, завершая задания, возвращались домой. На КДП заглянул командир полка - проконтролировать группу руководства. Вот тут-то и прозвучало: "Экипаж Саленко - отказ двигателя!"

- Я уже собирался возвращаться на аэродром, и, совершая разворот на высоте около 100 метров, вдруг услышал со стороны правого двигателя хлопок, - вспоминает Александр Александрович Саленко. - Чувствую, машина резко накренилась вправо. Стрелки приборов стали падать: все параметры двигателя изменились...

Что это такое, - когда за многие километры от родного аэродрома, от берега, ночью, на предельно малой высоте над океаном вдруг что-то непонятное происходит с машиной - сразу, в секунды, могут оценить только летчики. И принять единственное решение - правильное или нет. Нескольких вариантов быть не может: для их воплощения не хватит ни высоты, ни времени, ни скорости.

Александр Саленко и его экипаж - правый летчик Сергей Лунин, штурман Виктор Петров и радист Сергей Карасев, - оказавшиеся в ситуации, которая на языке военных авиаторов называется нештатной, или "опасным авиационным инцидентом", не растерялись, не запаниковали, а оценили ее правильно и за какие-то мгновения сориентировались.

- Да просто некогда было нервничать и раздумывать, - рассказывает майор Саленко. - Пока бы мы просчитывали варианты, самолет упал бы в океан. Я дал экипажу команду: "Флюгируем!". (Флюгирование - это разворот воздушного винта для того, чтобы не потерять скорость и, значит, высоту).

Как выяснилось позже, приказ был дан верный, хотя отказ двигателя оказался очень коварным: произошел нестандартно, и далеко не всякий летчик смог бы действовать так грамотно, как Саленко. (Вообще за несколько лет в полку произошло шесть серьезных предпосылок к летным происшествиям, или, как их еще называют летчики, опасных авиационных инцидентов. И эта предпосылка - отказ правого двигателя у экипажа Саленко - не имела никаких последствий ни для людей, ни для техники, и к действиям экипажа не было никаких претензий). Он спокойно и четко отдавал команды: "Флюгируем. Контроль за приборами. Набираем высоту...", тем самым не позволил перерасти опасной ситуации - в аварийную.

Надо учесть, что самолет, находясь на предельно малой высоте над океаном, уходит из зоны видимости аэродромных локаторов. Отказ двигателя у Бе-12, который вел Саленко, произошел именно в такой момент. Через определенное время самолет должен набрать "видимую" высоту и сообщить о своем местонахождении. Так что, когда экипаж докладывал об отказе двигателя, Александр Александрович уже сам, приняв единственное (верное!) решение, справился с нештатной ситуацией и направлялся домой. И когда командир полка, вырвав микрофон у руководителя полетов, открыл "молитвенник" (так летчики называют памятку по действиям в ОСП - особых случаях в полете), и стал давать команды майору включить-выключить-перекрыть, он слышал в ответ: "Уже выполнено".

Конечно, на земле, на тренажерах, отрабатываются многие нештатные ситуации, чтобы довести действия экипажа до автоматизма. И пусть имитация ситуаций на тренажере почти стопроцентная, в воздухе все выглядит иначе.

- Тут главное не растеряться, главное - чувствовать машину, - говорит Александр Александрович. - В тот раз я был с "бешкой" одним целым...

Майор Саленко зафлюгировал двигатель, смог набрать высоту и довести самолет до аэродрома. Он спас себя, экипаж и самолет.

Потом уже, дома, после посадки ребята поняли, что были на волосок от гибели, что спасло их только чудо да хорошая реакция и грамотность. Опытные летчики им тогда посоветовали: "Сегодня, мужики, вас и спирт не возьмет. Но все же выпейте. Расслабьтесь. Такое пережили!". Но долго расслабляться не получилось: тогда летали чаще, чем теперь, и вскоре экипаж Саленко отправился в очередной полет.

...А ведь если бы в то время, когда Александр заканчивал десятилетку, ему кто-нибудь сказал, что он будет летчиком, будет чувствовать себя в небе, как дома, будет ощущать себя с самолетом единым целым - он бы не поверил. Небо, самолеты и вообще авиация не вызывали в душе десятиклассника Саши Саленко ровно никаких чувств. Он мог представить себя кем угодно, но только не летчиком. После окончания школы Саша пошел в армию - в танковые войска.

- Я так гордился тем, что я - танкист, - улыбаясь, вспоминает Александр Александрович. - Не знал, дурачина, что мое призвание - летать! А теперь меня сослуживцы иногда танковыми войсками "подкалывают", вон даже стихи в стенгазете ко Дню авиации написали:

Теперь затронем мы святое - ведь он мечтал танкистом стать,

Судьба преподнесла другое - на самолете стал летать.

И летчик получился классный, а если честно, то - герой,

Все помнят случай тот опасный - отказ движка во мгле ночной...

Отслужив, Александр по чистой случайности, как он говорит, "за компанию" с сослуживцами, пошел поступать в Оренбургское высшее авиационное училище летчиков. И получилось так, что из четверых друзей поступил он один. Он, который никогда не мечтал о полетах и не грезил летной формой... Но когда первый раз сел в кабину пилота, то почувствовал себя настолько комфортно, настолько на своем месте, что понял, небо - это его будущее. Закончив свой первый полет, Александр покинул самолет в полной уверенности, что теперь без неба он жить не сможет.

И не стал даже пытаться. Закончил Оренбургское ВАУЛ и распределился на Камчатку. Тут встретил и полюбил свою жену - Елену, которая терпеливо и стойко переносит вместе с мужем все тяготы воинской службы - частые командировки и ночные полеты. И, провожая мужа на очередные полеты, переживает за него, за отца своих детей. За человека, который летает.

Александр Александрович смущается, когда восхищаются его мужеством и хладнокровием, вспоминая тот случай с отказом двигателя:

- Да ну, какой же я герой, если бы не экипаж, что б я один-то смог? Это ребята мои. И потом, когда уже доложил об отказе руководителю полетов, меня "вел" до самого дома наш командир эскадрильи - Павел Мильков, который тоже летал в ту смену. Он страховал... А я-то - да ничего особенного не сделал...

Что ж, наверное, настоящие летчики и должны быть скромными. Кстати, после того отказа в океане, когда Александр Саленко показал себя грамотным и хладнокровным авиатором, его похвалили. Через два года наградили медалью Ушакова. Но по службе с той поры так и не продвинули.

Он по-прежнему майор. По-прежнему командир отряда. Хотя некоторые его сослуживцы давно уже переросли его в должностях и званиях.

...Каждый день, отправляясь на службу, майор Александр Саленко проходит мимо огромного самолета Бе-12, того самого, что несколько лет назад был установлен в качестве монумента у здания штаба полка. Того самого, на котором он когда-то с честью вышел из нештатной ситуации.

Когда я спросила Александра Александровича, какие чувства у него возникают при взгляде на свою машину, он, немного подумав и опять смутившись, ответил:

- Чувство гордости. Гордость за то, что я летал на этой огромной сложной и умной машине, что мог с ней справляться и укрощать ее. Гордость за то, что я - военный летчик.

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 07.02.2013, 06:03
    Гость: Удалов Евгений!

    Саша Саленко - мой однокашник по Оренбургскому ВВАУЛ.Иначе он бы и не смог поступить.Делал,как учили.Награда одна - САМОЛЁТ ЦЕЛ,ЭКИПАЖ ЖИВ!!! С уважением.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Трейлер фильма «Миссия в Москве»
Симфонический оркестр и Павел Пламенев открыли новые смыслы в «Родине» Егора Летова
«Большая беда русского народа - это дырка на месте национальности»
Кинопремьера «Розовое облако»: Не хочу в Бразилию - там ковид всесилен
Оплатите любовь к родителям, граждане!
Легион «Апокалипсис»
Мара, 4 февраля, «16 Тонн»
Разнузданные волей «Хроника наблюдений за реакциями волны»
Лидер «Конца Фильма» нашел достойную альтернативу новогоднему снегу
«Боцман и Бродяга» (Гарик Сукачев и Александр Ф.Скляр), 19 мая, «Крокус Сити Холл»
«Выдачу covid-паспортов в мире контролирует внук Геббельса»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.