СТУДЕНТЫ СТРОГОГО РЕЖИМА

- А с судимостью разве можно будет юристом работать? - слегка привстав с казенного кресла тюремного клуба, недоверчиво обращается к интеллигентному мужчине стриженый заключенный.
- Ну, а почему же нет? Юридическое образование, которое вы получите в нашем институте, позволит вам устроиться на работу юрконсультантом в фирму или начать адвокатскую практику. Хотя, конечно, в силовые структуры вам путь закрыт...
- А если я "откинусь" до окончания института, я смогу продолжить обучение "на воле"? А знание даете качественные? А кроме юриспруденции, экономики и психологии других специальностей, например, информатики, нет? - Эти и массу других вопросов задавали работникам приемной комиссии Московского современного гуманитарного института абитуриенты, подобных которым до сего момента Камчатский филиал института еще никогда не видел. Не видел, потому что абитуриентами этого учебного года, помимо обычных выпускников школ, ПТУ и колледжей, стали... заключенные. Да, те самые, "мотающие" за высоким забором с колючей проволокой свои сроки за убийства, изнасилования, грабежи и другие преступления.
Смелая идея о привлечении осужденных в ряды студентов-заочников обрела воплощение в эксперименте, который проводился в некоторых регионах России с 1996 года 16 вузами, в их числе был и МСГИ. Он-то (точнее его Камчатский филиал) и стал на Камчатке пионером в "местах, не столь отдаленных" дистанционного обучения, которое в этом году для данной категории лиц впервые вводится на нашем полуострове.
- Вообще, дистанционное обучение предполагает обучение людей в экстремальных условиях: в труднодоступных местах, в зоне военных действий, на кораблях, на морских нефтяных вышках, в тюрьмах, - рассказывает о новой методике директор КФМСГИ Елена Александровна Мазур. - Мы решили начать с пенитенциарных заведений, то есть тюрем, а со следующего года, вероятно, охватим дистанционным обучением моряков и солдат-срочников из Камчатского пограничного отряда.
Получить высшее образование, отбывая наказание, сегодня могут обитатели ИТК-5 и ИТК-6. При поступлении эти студенты ставятся в одинаковые условия с обычной абитурой: для принятия в вуз, им надо представить документ о полном среднем образовании (11 классов) и пройти два теста: на знание русского языка и общую осведомленность (в этот тест включены вопросы по истории, литературе, математике, информатике, биологии). Единственная льгота, которая предоставляется студентам-заключенным, это оплата лишь 50-процентной стоимости всего семестра (при "стоимости" семестра 5.500 рублей заключенному нужно заплатить лишь 2750 рублей). Остальные 50 процентов за них вносит Благотворительный фонд МСГИ "Культура и образование в экстремальных условиях", в правление которого входят такие именитые люди в сфере культуры и спорта, как И.Кобзон, В.Третьяк, З.Церители и ректор головного института М.Карпенко.
Естественно, даже половину суммы сам за себя заключенный платить не сможет - он же не зарабатывает деньги, поэтому многие из осужденных не торопились писать заявление в вуз, не посоветовавшись с близкими - родителями, женами - теми, кто будет оплачивать их обучение. Хотя сама перспектива получить высшее образование "в зоне" их более чем вдохновила.
- Я хочу получить специальность "экономика-бухучет", - делится своими планами Алексей Береснев. - Это реальная возможность получить работу и сделать карьеру "на воле". Да и тот факт, что те несколько лет, которые мне еще предстоит провести здесь, не окажутся вычеркнутыми из жизни - я ведь получу диплом о высшем образовании! - радует.
Перспектива дать заключенным возможность получить высшее образование вдохновила и управление юстиции Камчатской области, и начальство обеих ИТК. Вдохновила по вполне понятным причинам: во-первых, у вышедших на волю осужденных с дипломом о высшем образовании снизится вероятность рецидива преступных деяний - они смогут устроиться на работу, более приличную, чем грузчик или сторож, и, соответственно, более высокооплачиваемую, что не будет толкать их на совершение преступлений с целью обогащения. А, во-вторых, те заключенные, которые будут "грызть гранит наук", будут настолько заняты своими учебными делами, что станут доставлять меньше проблем руководителям колоний, и, значит, Управлению исправления наказаний.
На момент начала работы приемной комиссии не все осужденные, желающие получить высшее образование, имели полное среднее образование. То есть, стать абитуриентами вуза они не имели права.
- И что же мне теперь делать?! - расстроено говорит 23-летний Андрей, который на свободе успел закончить только девять классов, сразу начал работать, а потом "загремел" на пять лет. - Обидно упускать возможность получить высшее образование. А наша зоновская вечерняя школа дает образование только 9 классов. Неужели сложно организовать наше обучение по программе 11-ти классов?!
Да, вечерняя школа в ИТК-6 есть. Но она дает своим ученикам лишь неполное среднее образование - 9 классов. Профтехучилище, также действующее в колонии, дает только профессию: сварщика, электрика и подобные им, а образованием не занимается. И если в нормальной жизни выпускник профтехучилищ получает и профессию, и полное среднее образование, что позволяет ему поступать в вузы, то у заключенных, обучающихся в училище в колонии, такой возможности нет.
- Такое положение дел сделало невозможным дистанционное обучение в МСГИ нескольких заключенных, не имеющих аттестата о полном среднем образовании, - говорит Михаил Александрович Бойчук, заместитель начальника по воспитательной колонии ИТК. - Мы уже не раз обращали внимание управления образования на проблему, связанную с невозможностью получить нашими подопечными полное образование. А теперь из-за этого мы лишаем их уникальной возможности поступить в вуз...
Но вернемся все же к тем, кому посчастливилось стать абитуриентом. На данный момент подали заявление и прошли тестирование 13 заключенных (правда, прием документов и прохождение тестирования продолжается, и не исключено, что их будет больше). Шесть из них решили заниматься на факультете экономики, шесть на факультете юриспруденции, и один на факультете психологии. При обработке результатов тестов сотрудники приемной комиссии были приятно удивлены уровнем знаний осужденных: он был ничуть не ниже, чем у поступающих в вуз выпускников школ и техникумов.
- Например, у заключенного ИТК-6 Александра Иняткина при прохождении тестов была всего одна ошибка, то есть уровень более чем приличный, - говорит заместитель директора по учебной работе Василий Анатольевич Телятников. - Можно говорить о том, что в тюрьмах люди не растеряли свой интеллектуальный потенциал. И, значит, их обучение по дистанционной методике должно быть эффективным.
У студентов в зоне, как и у студентов заочного отделения, семестр начнется с 2 ноября. К этому времени в ИТК будут подготовлены помещения для занятий, мебель, техника (телевизор, видеомагнитофон, компьютер), а сами студенты будут обеспечены учебниками. Учебники, которые МСГИ предоставляет всем своим студентам, называются "юнитами", то есть учебными модулями, и обновляются каждые полгода. В течение первого семестра студенту будет выдано 17 юнит по 12 предметам. Но только самостоятельным изучением по юнитам межсессионое обучение заключенных не ограничится. Им будут предоставлены видео лекции (для этого в ИТК и устанавливается видеодвойка), которые читают преподаватели головного института в Москве, и слайд-лекции. Работа со слайд-лекциями предполагает индивидуальное обучение каждого студента посредством компьютера. После каждого раздела в слайд-лекциях разработана тезисная программа, схемы и тестирование.
- Таким образом, мы предлагаем нашим необычным студентам новейшие технологии обучения, которое дает высокое качество получаемого образования, - говорит Е.А.Мазур. - Конечно, помимо видео- и слайд-лекций, с осужденными будут "вживую" работать наши преподаватели. Например, занятия по информатике и английскому.
Как и все студенты, здесь будут сдавать сессию. В зону приедут преподаватели, которым заключенные-первокурсники будут письменно сдавать экзамены. Не сдаст с первого раза - имеет право пересдать. Никаких поблажек и скидок на то, что студенты не совсем обычные, преподаватели делать не будут, ведь требования в институте довольно высокие. Но зато и знания его выпускников, и репутация у МСГИ такая же.
- Меня заинтересовала мысль о получении высшего образования, именно самих знаний (не "корочек" - их можно и купить) в тюрьме, - говорит 23-летний Александр Ботезату. - Видимо, буду учиться. Правда, пока еще не определился - на экономиста или юриста. А может, сначала получу одну специальность, а потом на базе первого высшего получу и вторую. У меня много времени - мне еще восемь лет "сидеть". За такой срок успею и степень бакалавра получить, и второе высшее, и еще в аспирантуру поступлю, - мрачно шутит он.
Хотя насчет аспирантуры - не совсем шутка. На самом деле каждый студент МСГИ имеет право поступить в аспирантуру, в том числе и студент-заключенный, если у него есть определенный багаж знаний, желание и способности. Конечно, глядя на этих хмурых, с тяжелым взглядом молодых парней - а на собеседование с приемной комиссией пришли именно молодые, от 21 до 29 лет, отбывающие наказания за тяжкие преступления (ИТК-6, в которой я побывала - колония строгого режима) - трудно представить их в качестве аспирантов. Тем не менее, такая перспектива у поступивших в МСГИ заключенных есть.
Но эта перспектива дальняя. А в скором времени первых на Камчатке студентов-осужденных ждут лекции, зачеты, экзамены. И практика.
- Механизм прохождения практики (первая будет на 3 курсе) еще не совсем отработан, - говорит Е.А.Мазур. - Ведь, согласитесь, проходить практику "на воле" осужденных никто не отпустит, поэтому, прорабатываем вариант, когда осужденные, получающие, например, специальность юриста, будут проходить практику в структурах самого ИТК. Но то, что практику они пройдут обязательно - это однозначно.
Практика, сессия, контрольные, семинары, курсовые - все это будет проходить у "студентов строгого режима", как и у студентов обычных. С той лишь разницей, что все эти мероприятия будут проводиться не в аудиториях, а в помещении, обнесенном высоким забором с колючей проволокой. Но эта разница никоим образом не будет отражена в дипломе, который заключенные получат через пять лет обучения.
Как бы то ни было, дистанционное обучение, позволяющее получать высшее образование людям, находящимся в экстремальных условиях, на Камчатке теперь есть. В этом году такая возможность представлена заключенным. В следующем году - дистанционно наверняка смогут обучаться моряки и солдаты срочной службы. Насколько эффективно будет проходить обучение по дистанционной методике - говорить пока еще рано. Во всяком случае заключенными ИТК-6, их начальством и УИНом предложение МСГИ было принято "на ура". Хочется верить, что не зря.
Комментарии читателей Оставить комментарий