]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

"СМЕЛЫЙ И УМНЫЙ НАЙДЕТ ВЫХОД ИЗ ЛЮБОЙ БЕДЫ" - СКАЗАЛ В НАЧАЛЕ РЕФОРМ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ ТОПЧЕВ

08:35 18.09.2002

Год назад в нашей газете был опубликован цикл экономических очерков Лидии Егиной "Рыбная окраина России", в которых на основе сжатого ретроспективного анализа был прослежен ход

Год назад в нашей газете был опубликован цикл экономических очерков Лидии Егиной "Рыбная окраина России", в которых на основе сжатого ретроспективного анализа был прослежен ход развития рыбной отрасли Камчатки на протяжении XX столетия.

Это был непростой путь, драматический и романтический одновременно.

А романтическим и возвышенным его делали люди, красивые и сильные духом, патриоты своей Родины.

Предлагаемую вниманию читателей статью автор посвящает истории и людям Большого флота Камчатки. И его судьбе.

Сейчас много говорится о проблеме крупнотоннажного флота. Конечно, она возникла не вдруг и не вчера, а четыре десятка лет назад, когда в стране началось бурное освоение ресурсов морей и океанов, и для этих целей государство поставляло на Камчатку большие добывающие суда. Думаю, сейчас не следует обвинять кого-либо в той стратегии Минрыбхоза, которая проводилась в стране в 60-80-е годы прошлого столетия, когда важная роль отводилась обеспечению населения страны белками животного происхождения, т.е. рыбой. И в той или иной мере эти задачи решались. Мы все были вольными или невольными участниками этого гигантского процесса, особенно не задумывались о его разумности и даже считали героическим.

Весь ход развития отечественной рыбной промышленности на протяжении всего ХХ столетия был непростым. А на Камчатке сопровождался и большими трудностями в освоении отдаленного сурового края.

Не будем вдаваться в совсем уж далекое прошлое, когда в 1896 году, в устье реки Камчатки, впервые была засолена промышленная партия чавычи. И потом в течение почти полувека население полуострова занималось, в основном, добычей и обработкой лососевых, да береговым промыслом, не выходящим за пределы территориальных вод. Только в 1950 году рыбная отрасль Камчатки получила первые два судна типа РБ-80, а с 1951 года стали прибывать траулеры СТР-300. Но и тогда доля активного морского промысла не превышала 7% в общей добыче рыбы.

Но уже в 1958 году резко сократился подход западно-камчатской горбуши в результате подрыва запасов японскими браконьерами. Вылов лососей сократился со 100,8 тыс. тонн в 1953 году до 1,4 тыс. тонн. И началось массовое закрытие мелких и неперспективных рыбокомбинатов, заводов и баз. Предприятия укрупнялись, рыбартели преобразовывались в крупные рыболовецкие колхозы.

Так что исторически состав, структура и география рыбохозяйственного комплекса Камчатки формировались не только специфическими природными условиями размещения сырьевой базы, но и определенной государственной политикой.

С 1960 года на полуостров стали поступать суда типа СРТР-400, а с 1964 года - СРТМ-800 с морозильными аппаратами. Создается специализированное Управление флота (УТРФ).

Затем рыбная отрасль была нацелена на освоение биоресурсов морей и океанов.

Первый БМРТ (2000 л.с.) - "Браслав", построенный в городе Николаеве - прибыл на Камчатку в 1962 году, и его капитаном стал Н.В. Сотников. В 1963 году экипаж БМРТ "Хинган" (капитан В.А. Дубовицкий) выловил 110 тыс. цнт., а в 1964 году БМРТ "Николай Островский" (капитан П.А.Рязанов) достиг всесоюзного рекорда добычи рыбы для судов этого типа.

В 1965 году свыше 130 тысяч цнт. рыбы добыл БМРТ "Узбекистан" (капитану Г.В.Мещерякову было присвоено звание Героя Социалистического труда).

В 1967 году в связи с ростом количества флота и разнотипностью судов из состава УТРФ выделились транспортный флот ("Камчатрыбфлот") и Морской рыбный порт. А с 1 апреля 1968 года из состава Управления тралового и рефрижераторного флота был выделен флот БМРТ и образовано самостоятельное Управление океанического рыболовства (УОР). И табельный номер 1 был присвоен начальнику УОРа Г.В.Мещерякову.

К тому времени насчитывалось уже 13 БМРТ, а к 1971 году в Управление поступило еще 17 БМРТ.

Расширялись и районы промысла: Новая Зеландия, Императорские горы, Южные Курилы, Восточная и Центральная часть Берингова моря, Ванкуверо-Орегонский, Аляскинский районы. Общий объем добычи рыбы на Камчатке к концу 70-х годов достигал до одного миллиона тонн. Были разработаны методы экспедиционного промысла, начало которому положила организация Охотоморской камбальной экспедиции, затем Беринговомор-ской, Бристольской, Аляскинской, Ванкуверо-Орегонской, Южно-Курильской и других.

Вскоре началось внедрение "генеральной схемы управления" рыбным хозяйством страны. В 1976 году Постановлением Совмина рыбная промышленность Камчатки была переведена на трехзвенную систему управления: Минрыбхоз - ВРПО "Дальрыба" - ПО "Камчатрыбпром".

Все юридически самостоятельные рыбодобывающие, обрабатывающие и вспомогательные предприятия перевели в статус производственных единиц. Эти преобразования преследовали цель достижения концентрации, специализации и кооперирования основного и вспомогательного производства. В ПО "Камчатрыбпром" были централизованы расчеты с поставщиками и покупателями, с госбюджетом, финансирование капвложений и капремонта, образование фондов экономического стимулирования и т.д.

Подъём

В 1977 году в состав ПО "Камчатрыбпром" вошли 20 предприятий, в том числе три крупнейших базы флотов. Начальником базы Океанического рыболовства был назначен 35-летний В.В.Топчий.

(Справка. Топчий Валерий Викторович, родился 30 января 1942 года в Приморском крае. В 1965 году закончил Дальрыбвтуз, в том же году прибыл на Камчатку. Работал на промысловых судах флота - мастером добычи, старшим мастером, начальником промысловой экспедиции. Затем руководил отделом добычи УОРа, службой промысловой разведки ПО "Камчатрыбпром".)

К тому времени в составе Петропавловской базы Океанического рыболовства (ПБОР) насчитывалось 54 БМРТ, филиал профилактория "Альбатрос" и детсад "Чайка". Численность плавсостава составляла 6091 человек, флот добывал до 350 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. И именно в 1977 году большинством прибрежных стран были объявлены 200-мильные экономические зоны. Увеличился удельный вес вылова рыбы в собственных водах и в открытых частях Мирового Океана.

А с 1978 года в БОР начали поступать БАТМы - "Алексей Стаханов", "Славянский", "Мыс Золотой", "Капитан Редкокаша", "Баево", "Бабыкино", "Багарево" и т.д. (всего поступило 20 супертраулеров).

Первые корабли этого типа осваивали капитан-директоры В.И. Бекетов, В.Е.Еременко, Н.М. Шевчук, А.В.Никитин и другие. Промысловый флот пополнялся новыми, более мощными судами типа "Пулковский меридиан". Были освоены Антарктический район Индийского океана по добыче криля, новые районы и новый вид тралового промысла ставриды в Юго-Восточной части Тихого океана. В 1981 году БОРом добыто 455 тысяч тонн рыбы, произведено 302 тысячи тонн рыбопродукции, а в 1983 году выпуск консервов достиг 250 туб, пресервов - до 5000 туб.

Рыбная отрасль страны еще обеспечивала на душу населения 17-18 килограммов рыботоваров, однако с середины 80-х годов уже наблюдалась существенная тенденция к ухудшению структуры потребления. Наращивание объемов добычи шло "от достигнутого", что влекло за собой превышение нормативных сроков эксплуатации судов и рост расходов на судоремонт. Уже было очевидно, что и рыбное хозяйство Камчатки во многом исчерпало возможности не только наращивания, но даже сохранения достигнутых объемов вылова, выпуска и поставок рыботоваров без значительного обновления производственного потенциала.

А его основу составлял крупнотоннажный флот, который формировался за счет средств бюджета, что было обусловлено высокой фондоемкостью и сравнительно низким уровнем цен на рыбопродукцию. Физический износ судов составлял от 60 до 90 процентов, и если в прежние годы за счет централизованных фондов ежегодно поступало по 3-5 крупных судов, то с 1988 года поставки из новостроя прекратились.

Становление

В перестроечные годы коллектив Базы океанического рыболовства отличали новаторство, творческая инициатива. Они первыми перешли на новые условия оплаты труда и вторую модель хозрасчета. Как известно, перед крупным государственным предприятием изначально стояла задача - ловить как можно больше рыбы. Но "правила игры" стали меняться - теперь надо было зарабатывать прибыль. И с января 1990 г. рыболовецкое предприятие перешло на полную хозяйственную самостоятельность. А с началом радикальной экономической реформы, в декабре 1992 года, государственная База океанического рыболовства была преобразована в акционерное общество открытого типа "Океанрыбфлот", генеральным директором которой был избран Валерий Викторович Топчий.

На балансе акционерного общества находились десятки добывающих судов типа БМРТ различных проектов, БАТМов, в большинстве со сроком эксплуатации более 25 лет - то есть физически и морально устаревшими. Производство же было очень затратным: ведь нужно купить топливо, тару, подготовить суда к промыслу, дать авансы экипажам, заплатить за перевозку продукции до места реализации. А цены росли катастрофически на все, и еще нужно было уплатить налоги и массу других платежей. Переход к новым рыночным отношениям нарушил все сложившиеся связи, вызвал резкое падение уловов. В середине 1992 года почти весь флот стоял на приколе из-за отсутствия топлива, снаряжения, гофтары и др. Рыболовство в отдаленных районах Мирового океана практически было парализовано из-за высоких цен на топливо, а в зонах иностранных государств лов рыбы жестко ограничивался 200-мильной национальной зоной. Вдобавок ко всему, быстро растущие цены на транспортировку готовой продукции отсекли внутренний рынок сбыта. "Океанрыбфлот" оказался в плену огромных эксплуатационных расходов на содержание армады экономически неэффективных, физически изношенных судов.

И - принимается самое оптимальное решение: списывать устаревшие БМРТ. Взамен приобрели краболов, СТР и три МРС. Надо было адаптироваться к ситуации, приспособить флот к добыче других видов, совершенствовать технологию добычи и обработки, улучшать ассортимент продукции. Поэтому курс взяли на максимальное сокращение непроизводительных расходов. Никаких посредников в доставке топлива. Возникли проблемы с перегрузом - создали свой транспортный флот. Своя база техобслуживания на БТО "Целиноград". Ремонт судов - где выгоднее: сначала в Сингапуре, потом в Пусане. Своя система сбыта готовой продукции - на внутреннем рынке "Океанрыбсбыт", на внешнем - "Камсинг", поставки в федеральные фонды - через "Дальрыбсбыт". Было принято решение максимально обходиться без банковских кредитов. Зарплату платить рыбакам только от реализации готовой продукции, все убытки - за счет экипажа.

Не все сразу получалось, были и неудачи, ошибки, разгильдяйство. Было и прямое воровство. Но на ошибках учились, наводили жесткий порядок, меняли экономическую психологию коллектива. Суда оснащались современным высокопроизводительным технологическим оборудованием, филетировочными линиями производства Германии, сортировочными машинами производства Дании и Норвегии, японскими икоровыборочными машинами, модулями по выпуску краба методом рассольной заморозки, модулями по обработке лосося и т.д.

И уже в 1997 году суда АО добыли 180 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, из которых было выпущено свыше 100 тысяч тонн различных видов продукции, около 50 наименований в ассортименте.

Упор в производстве сделали на выпуск деликатесной, конкурентоспособной продукции, имеющей спрос на внешнем рынке - это филе, фарш, икра, кальмар, конечности и мясо краба варено-мороженые, консервы "Печень минтая натуральная", "Дальневосточная".

Вырабатывается и непищевая продукция: мука рыбная, жир ветеринарный.

На экспорт (в Японию, США, Германию, Корею, Китай и другие страны) поставляется, в основном, мороженая продукция из минтая (филе, фарш, икра), варено-мороженые конечности и мясо краба, а также рыбная мука.

АО "Океанрыбфлот" неоднократно присуждались международные призы за технологию и качество, предприятию был присвоен официальный статус "Лидер российской экономики".

Флагман активного морского рыболовства на Камчатке, несмотря на все сложности переходного периода, приобрел главное - опыт не только выживания, но и развития в жестких рыночных условиях. И сохранил лучший флот и специалистов.

"Океанрыбфлот" всегда славился как кузница кадров рыбацкой Камчатки, умелых командиров и профессиональных рыбаков. Сотни работников этого коллектива были награждены высокими правительственными наградами, в том числе - Героя Социалистического труда получили Георгий Васильевич Мещеряков, Михаил Иванович Лисаков. Ордена Ленина удостоены Виктор Матвеевич Паршиков, Алексей Васильевич Катунин, ордена "Дружбы народов" - 6 человек, ордена "Красного Знамени" 20 человек и столько же - ордена "Знак почета". Медалью "За трудовую доблесть" награждены 26 человек, медалью "За трудовое отличие" - 32 человека. 24 рыбакам вручены ордена "Трудовой славы", шестеро имеют звания "Знатный рыбак Камчатки" и двое - "Заслуженный работник рыбного хозяйства".

К 300-летию российского флота 300 работников АО "Океанрыбфлот" были отмечены правительственными наградами. И этот перечень можно еще долго продолжать.

И как бы ни было трудно, акционерное общество "Океанрыб-флот" все эти годы без излишней шумихи осуществляет социальную программу: шефство над Елизовским детским домом инвалидов, доплаты к пенсиям ветеранам, материальная помощь пенсионерам, в том числе тем, кто уехал жить на "материк", выдача бесплатной рыбы для домов престарелых, пенсионерам. И многое другое.

Лидер

В течение последних трех лет постоянно повышалась зарплата работникам (в 2001 году среднемесячная зарплата составила 17,0 т.р.), соответственно увеличивались и отчисления во внебюджетные социальные фонды. Выросли и налоги на прибыль, хотя суда работали вполсилы из-за недостатка квот на вылов биоресурсов. Компания делала все возможное, чтобы не только стабилизировать свое экономическое положение, но и увеличивать доходы, пополнять бюджеты, фонды, участвовать в энергетических программах, в том числе и по обеспечению области топливом. Крупная, стабильно работающая компания вносит львиную долю поступлений в тот же региональный бюджет: удельный вес "Океанрыбфлота" в общих финансовых поступлениях области достигает 30 процентов. Предприятие обеспечивает рабочими местами до 3000 человек, дает работу и доходы судоремонтникам, потребительскому рынку, обслуживающей инфраструктуре. Акционерное общество "Океанрыбфлот" обладает более, чем 5% собственных средств в девяти предприятиях, принадлежит к шести ассоциациям и биржам.

По сведениям, опубликованным в средствах массовой информации, в 2000 году "Океанрыбфлот" заплатил в бюджетные и внебюджетные фонды 480 миллионов рублей. Только в Пенсионный фонд было перечислено 103 миллиона рублей. Вложения в газоэнергетический комплекс составили 141 миллион рублей, 61 миллион рублей затрачено на покупку топлива для области.

Удачным оказался и 2001 год: своевременно был выставлен флот на промысел, в Охотском море освоили 50 тысяч тонн минтая. Из-за тяжелой ледовой обстановки БАТМы освоили и те квоты, которые не смогли выбрать среднетоннажники. В итоге на 600 миллионов рублей больше предыдущего года выпустили продукции, валовая прибыль увеличилась на 115 миллионов рублей. Соответственно выросли и отчисления в бюджеты всех уровней, внебюджетные социальные фонды.

То, что крупнотоннажный флот оказался в исключительной экономической зоне России - не вина "Океанрыбфлота". Это был вынужденный шаг: и чтобы сохраниться, и чтобы удержать присутствие камчатского флота в Беринговом и Охотском морях. Из всех имевшихся в наличии к началу реформ судов оставили только четверть - 15 судов. И годами ждали, что эта государственная проблема решится на федеральном уровне.

И в конечном итоге предприятие оказалось заложником нового кризиса. К оскудению сырьевой базы добавились аукционы. Ведь рыбу черпали не только вмиг расплодившиеся многочисленные фирмы, но и иностранцы всех мастей.

А ведь "Океанрыбфлот" - традиционный пользователь и имеет приоритетное право на квоты тех биоресурсов, которые не в силах освоить средний флот по своим техническим характеристикам. Надо только умело все рассчитать и спланировать, и это должны делать профессионалы, знающие моря досконально.

В 2001 году акционерное общество смогло закупить квоты на аукционах за счет средств, предназначенных на строительство новых среднетоннажных судов на отечественных верфях. Однако продолжение этого эксперимента и в 2002 году ставит даже такое стабильное предприятие в тупик.

Губительный для рыбаков эксперимент по введению аукционной продажи "рыбы в воде" экономически несостоятелен, ибо относительная выгода федерального центра перечеркивается теми громадными потерями, которые несут прибрежные регионы и население, проживающее на этой территории.

Уже никто не спорит, что биоресурсы должны быть платными, надо только выработать разумный механизм изъятия природной ренты, сочетающей интересы как центра, так и субъектов федерации и пользователей биоресурсов. А проблему больших судов необходимо решать в целом по Дальневосточному бассейну. Ведь крупнотоннажный флот имеется не только у "Океанрыбфлота". И все, что вышло за пределы нормативного срока эксплуатации, наверное, надо списать, продать, другую часть переоборудовать под приемо-обрабатывающий флот для судов-ловцов. Ведь плавбаз на Камчатке раз-два и обчелся. И тогда, возможно, не будут сдавать ценный лосось на суда других областей, и деньги от рыбы останутся у нас на Камчатке. Да и не все крупнотоннажники могут идти в далекие моря-океаны, только относительно новые и экономически эффективные. Конкуренция-то за сырьевые ресурсы жесткая.

Конечно, высококлассные топ-менеджеры акционерного общества "Океанрыбфлот" найдут достойный выход из ситуации. "Смелый и умный найдет выход из любой беды", - сказал в начале реформ Валерий Викторович Топчий, который 25 лет держит в своих надежных руках штурвал Большого Флота Камчатки. И это он подтвердил делом.

Определенный шанс и лимит времени у предприятия имеется, если судить по федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России" на 2002-2010 годы и ее подпрограмме "Рыбные биологические ресурсы и аквакультура": в ней до 2005 года предусматривается максимально использовать имеющийся потенциал рыбопромыслового флота, осуществить финансовое оздоровление предприятий всех форм собственности, усовершенствовать законодательную базу рыбной отрасли. В этот период будут реализованы мероприятия по активизации отечественного промыслового судостроения. А с 2005 года начнут предприниматься меры по становлению конкурентоспособной экономики рыбного хозяйства, в первую очередь за счет обновления промыслового флота.

Ожидается, что к 2010 году среднедушевое потребление в России отечественных рыбных товаров составит не менее 18 килограммов.

Вот такие ориентиры. И они вселяют надежды.

Лидия ЕГИНА,

бывший начальник ПЭО

производственного объединения "Камчатрыбпром",

член Союза журналистов РФ

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
1974fest, 9 ноября, Артист Hall
Сергей Черняховский. НАТО и сотрудничество
«Проект закона о внешнем управлении: будут ли национализированы иностранные компании в России?»
Мельница «Символ Солнца»
Дельфин, 2-3 декабря, PAPA Barvillage
Открытое приветствие русского предпринимателя Вячеслава Рудникова участникам ХХIV Петербургского экономического форума 2021
Кинопремьера «Доктор»: последний бой Сергея Пускепалиса за любовь и человечность
«Если называть вещи своими именами, то Украина столкновение с Россией проиграла, однозначно и бесповоротно. Причем проиграла не сейчас»
E.S.T. «Терапия для души» (CD + открытка + 2 наклейки + медиатор)
«Экспо-1967: как Жаклин Кеннеди любовалась советскими "галошами"»
В Минобороны рассказали детали о работе биолабораторий на Украине
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.