ВЛАСТИ НЕ МОГУТ И НЕ ХОТЯТ - А "НИЗЫ" ХОТЯТ И МОГУТ РЕШАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАМЧАТКИ

В пионерском лагере "Алые паруса" под Петропавловском-Камчатским, в его центральном корпусе (на котором символично висел график "Соревнование за чистоту в отрядах") с 27 сентября до 6 октября собралось более сорока представителей экологических и этнических организаций Камчатки на конференцию "Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Камчатки и окружающая среда: проблемы и пути решения".
Инициатором конференции были этно-экологический информационный центр "Лач", информационное подразделение Российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, успешно работающее на Камчатке с прошлого года при финансовой поддержке датского агентства по окружающей среде. На ней были представители 25 региональных ассоциаций и родовых общин коренных малочисленных народов Севера Камчатки, нескольких этно-экологических общественных организаций, Камчатской Лиги независимых экспертов, из Москвы - от общественной правовой организации "Родник", фонда "Открытое общество", Международной рабочей группы по делам коренных народов, Российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, из Копенгагена - от датского агентства по охране окружающей среды, а также два депутата областного Совета и один представитель администрации КАО.
От властей ожидали еще многих, приглашения послали представителю Президента в Дальневосточном федеральном округе, представителю Минэкономразвития, в администрации Камчатской области и Корякского автономного округа, но они не пришли. Зато на конференцию приехал Президент Российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНСС и ДВ) С.Н.Харючи. Хотя С.Н.Харючи и очень занятой человек, так как одновременно является Председателем Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, но он счел задачи конференции важными, поддержал их своим опытом, продемонстрировав местным властям международный авторитет АКМНСС и ДВ и значимость, которая придается во всем мире партнерским отношениям между организациями коренных народов и властью.
Задач у конференции было много: выслушать представителей регионов, научиться работать в команде при участии инструкторов из КЛиНЭ, провести юридический тренинг по вопросам защиты прав на традиционное природопользование и благоприятную окружающую среду с помощью квалифицированных московских юристов, создать сеть общественных организаций коренных малочисленных народов Севера для решения экологических проблем на территории Камчатской области и Корякского автономного округа. Все эти задачи были выполнены.
В Соглашении участников Сети говорится: "понимая свою ответственность за будущее коренных народов Камчатки и сохранение среды их обитания, учитывая мировой опыт в деле сохранения окружающей среды... и существенную тенденцию увеличения интенсивности освоения природных ресурсов Камчатки... миссией Сети является сохранение природного, культурного и духовного наследия народов Камчатки, целью - объединение усилий для оказания влияния на принятие решений этно-экологических проблем, задачами - мониторинг этно-экологической ситуации, обмен информацией, консультативная взаимопомощь, оперативное реагирование на этно-экологические события..."
Участники конференции, приехав в город из далеких поселков, тут же оперативно отреагировали на загрязнение берега Авачинской бухты и провели сбор мусора вдоль Озерновской косы, а потом развлекли публику выступлением фольклорного коллектива "Лач" и отдельных участников конференции, а также накормили присутствующих наваристой ухой. Тем самым продемонстрировав минимальный "набор аборигенских услуг" населению и феномен устойчивости аборигенного гостеприимства. Действительно, феномен: власти дают аборигенам неприлично малые лимиты рыбы, людям на пропитание у родных речек не хватает. А на всех праздниках, днях города, именно аборигены кормят горожан ухой.
Конференция приняла также резолюцию, в которой обратилась во все органы власти, начиная с Президента РФ, с предложениями и требованиями решить конкретные задачи. Задачи были поставлены и для самих коренных народов: запланировать акции по привлечению внимания общественности к проблемам загрязнения поселков мусором, вызванных отсутствием санкционированных свалок; подготовить проекты по исследованию, изучению последствий промышленной деятельности добывающих организаций на Камчатке; по исследованию и предупреждению браконьерства; по обучению, организации и поиску финансовой поддержки частной предпринимательской деятельности коренных малочисленных народов в сферах традиционной хозяйственной деятельности, народных промыслов и этнотуризма; расширить обмен информацией, оказание юридических консультаций, поиск финансирования с мониторингом возможностей, предоставляемых уже существующими и новыми международными проектами на Камчатке".
В своей резолюции участники конференции подчеркнули необходимость создания партнерских отношений и сотрудничества в области сохранения природы Камчатки между организациями коренного населения и властью.
По единодушному решению участников конференции центр "Лач", который за первый год работы зарекомендовал себя как инициативная и работящая общественная организация, и был избран координатором Сети.
Надо сказать, что участники конференции работали с большим энтузиазмом и продемонстрировали огромную работоспособность. Это была девятидневная рабочая неделя (в выходной собирали мусор на Аваче) с десятичасовым рабочим днем. А ночью аборигены, несмотря на усталость, не могли удержаться от песен и плясок - ведь они так редко собираются вместе, билет на самолет нынче дорог.
Активность, инициативность и знание своих прав, глубокое понимание экологических проблем полуострова, готовность самим их решать и искать для этого внебюджетные средства - вот что сумели продемонстрировать представители коренных народов. Энергия и добрая воля исходили от участников этой конференции.
Совсем не то я почувствовала на встрече с представителями администрации, назначенной в здании областной администрации на 4 октября. Во-первых, пробежав перед началом встречи по коридорам этого здания, желая поздороваться со знакомыми, я обнаружила, что в кабинетах полупустынно - кто вышел, а кто в отпуске, люди смятенны и не знают о чем говорить.
А в мрачном полуподвале, где почему-то располагается конференц-зал администрации, и вовсе царили холод отчуждения и нафталин взаимонепонимания.
Присутствовавшие представители власти были не готовы к "партнерским отношениям" с представителями коренных народов. Они выступили с вежливыми, отстраненными речами, иногда, правда, делая странные заявления. Так, первый вице-губернатор, глядя прямо на Президента АКМНС С.Н.Харючи, с восточной склонностью к тостованию, восторженно сообщил, что он, познакомившись с Харючи, "понял, что и среди малых народов существуют умные, государственные люди".
Представитель Президента РФ в Камчатской области процитировал философа Федотова о "русскости, разлитой во всех инородцах".
Вице-губернатор по связям с общественностью выступил с обстоятельным докладом о помощи, которая оказывается коренным народам Камчатской области в предоставлении жилья, получения образования, а также рассказал об очередной "программе развития коренных малочисленных народов Камчатской области", разработанной в недрах администрации.
Представитель управления природных ресурсов и охраны окружающей среды сделала несколько любопытных заявлений. Во-первых, о том, что она "сама - геолог, но открытые геологами месторождения, как это ни обидно, не становятся их собственностью". Во-вторых, в связи с перерегистрацией охотничьих участков она обнаружила удивительный факт, которым сочла необходимым поделиться с присутствующими в ответ на их вопросы о закреплении охотничьих участков за представителями коренных народов. Она вычислила, что и так процент охотников среди коренных народов Камчатской области выше, чем среди остального населения области. На мой вопрос: "не кажется ли ей такое сравнение этих процентных соотношений некорректным, когда среди коренных народов не только мужчины, но и женщины прирожденные охотники, и охота для них один из традиционных источников существования, а среди остального населения 90% живет в городах и в поселках городского типа, 99,9 % из них получает основные доходы не от охоты", - я не получила ответа.
Представителям администрации явно не хватало современной информации. И не удивительно. Незадолго до поездки на Камчатку я узнала о курьезе. Мин-экономразвития запросил информацию по числу общин и территорий традиционного природопользования в Камчатской области, а администрация обратилась за этой информацией в "Лач". Не оказалось в администрации на месте человека, который владеет ситуацией. Просто нелепость.
Поговорить о сотрудничестве в области "сохранения природного, культурного и духовного наследия Камчатки" коренным народам было явно не с кем. Так что на этой встрече партнерские отношения как-то не сложились.
Но будем надеяться, что представители власти выйдут из летаргического безразличия к проблемам коренных народов, а Сеть организаций коренных народов до них докричится и добьется понимания и права на реализацию своих проектов по защите природы силами коренного населения, по развитию своей экономики путем организации сбора недревесных продуктов леса, получения достойных лимитов рыбы на развитие общин, участия в туристическом бизнесе.
Кстати, за два дня до встречи участников конференции с представителями власти, 1 октября, Петропавловск-Камчатский посетило около 1300 туристов с круизного лайнера "Волендам". Туристы пробыли в городе один день. В этот день я была в краеведческом музее, который был вторым пунктом культурной программы для туристов (первым пунктом была встреча с фольклорными коллективами на мор-ском причале). Я долго не могла выйти из маленького, тесного краеведческого музея, пробираясь через толпу пожилых ино-странцев. В это время вспомнила свои рекомендации по участию коренного населения в Проекте ПРООН/ГЭФ. По предложениям городских и елизовских общин коренных народов я включила в проект рекомендации о создании этнографических деревень для обслуживания туристов. Тогда среди представителей коренных народов были желающие, особенно пенсионеры, постоянно жить в таких поселениях и охранять их. Можно было быстро и с небольшими затратами создать недалеко от Петропавловска несколько этнографических поселений в два три домика, где туристы могли бы поесть ухи, отдохнуть, увидеть представления фольклорных коллективов, купить сувениры. Эти проекты исходили от коренных жителей два года назад. Как в этот день, 1 октября 2002 года, были бы кстати такие деревни! Это было бы скромным, но запоминающимся вкладом коренных народов в решение некоторых экологических, экономических проблем Камчатки.
Ольга МУРАШКО,
член международной рабочей группы по делам коренных народов, этнограф НИИ и Музея антропологии МГУ
Комментарии читателей Оставить комментарий