"ЗДРАВСТВУЙТЕ.ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР!"

25 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ТАМОЖЕННИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В понедельник в отделе таможенного контроля и таможенного оформ-ления в неторговом обороте, как обычно, закончилась планерка в 8.45. Стало известно, что в первой половине дня его сотрудникам нужно выйти на рейд, чтобы досмотреть два судна, вернувшихся с промысла.
В 10.00 к причалу Морвокзала, в здании которого расположено одно из подразделений Петропавловск-Камчатской таможни, подошел катер портнадзора. Он доставляет на рейд наряды таможенников и представителей пограничной службы.
Так как в это утро таможенников ждали на рейде не крупные суда, пришедшие из загран-плавания с множеством товаров: автомобилей, техники и и.д., а небольшие рыболовные, на задание был отправлен наряд всего из трех человек. Старший таможенный инспектор Олег Бабушок, таможенный ин-спектор Павел Мандриков и старший наряда, старший таможенный инспектор Владимир Алексеевич Щепин.
Зашли за пограничниками, и уже минут через 10 наряд был на борту СТР"Лайма": "Здравствуйте, таможенный досмотр". Инспекторов ждали. Рыбаки, хоть и вернулись из короткого рейса, понятно хотели поскорее сойти на берег. А для этого необходимо пройти пограничный контроль и таможенный досмотр.
Владимир Алексеевич и Олег внимательно изучают документы: декларации, грузовые накладные, документы отхода и прихода, спецификацию промвооружения судна, судовые роли, другие бумаги. Их целая папка. Одна из функций сотрудников отдела - проверка документации и предварительное таможенное оформление, подготовка бумаг для дальнейшего декларирования.
Павел в это время в сопровождении боцмана занимается осмотром помещений судна.
-Расслабился за неделю отпуска: у меня свадьба была, подзабыл уже каково это, по судам лазать, - говорит он и улыбается, вылезая из ржавого трюма, отряхивая грязь со светлых брюк.
-И что: так каждый день? - спрашиваю я.
-Да. Иногда по восемь судов в день осматриваем, иногда, правда и в кабинетах сидим. От нас график работы не зависит.
Он зависит от приходов и отходов судов. Иногда таможенникам приходится работать до позднего вечера, с раннего утра выезжать на рейд, заниматься оформлением судов по выходным. Плохая погода, волнение моря - не повод для того, чтобы отказаться от выхода на рейд. В дождь и ветер они выходят на работу.
Павел прошел по всему СТР, заглянул во все помещения - подшкиперскую, трюмы, холодильник, камбуз...
- Не на тот пароход вы приехали, - обращается ко мне боцман, поймав мой несколько разочарованный взгляд. - Прятать нам нечего. Мы в море были-то всего месяц, ходили в Кроноцкий залив, бычка и терпуга ловили, с "иностранцами" не встречались, ничего не покупали. Да и денег-то у нас нет, - грустно усмехается он.
Оба судна, которые осматривали в понедельник таможенники, принадлежат одной фирме, которая обычно расплачивается со своими работниками не во время, да и получают они там немного. Инспектора это знают, поэтому и не рассчитывали найти какой-нибудь незадекларированный товар, запрещенный к перевозке груз или контрабанду. Однако, как того требует порядок, проверили все, зашли во все каюты.
Члены экипажа встречали ин-спекторов приветливо. Заверяли меня, что никогда не сталкивались с грубостью, наглостью со стороны таможенников, которые как федеральные служащие, хоть и обладают солидными полномочиями, стараются ими не злоупотреблять.
-Главный принцип, которому мы стараемся следовать: с человеком нужно разговаривать по-человечески, всегда вежливо, сдержанно, с уважением, - говорит Олег Бабушко.
Однако бывают, конечно, и ситуации, когда спокойно с человеком поговорить не удается. Понятно, что рыбаки, проведя в море, вдали от семьи, много месяцев, устают, часто становятся нервными и неуравновешенными. Иногда срываются на таможенниках. В таких случаях инспектора вызывают по рации специальный отряд быстрого реагирования таможни. Но сами они признаются, что к этой мере прибегать приходится крайне редко, в основном работа их сталкивает с порядочными, спокойными и понимающими людьми.
Опыт подсказывает таможенникам, как "вычислить" среди этих людей тех, кто что-то скрывает, прячет. Сторонний наблюдатель вряд ли догадается, как таможенный инспектор почувствовал в человеке преступника, как определил, что тот только пытается казаться безразличным ко всему происходящему, а сам нервничает. Каждый инспектор при этом использует свои приметы, свою методику.
Осмотрев два судна, наряд таможенных инспекторов вернулся в офис.
-Сегодня не очень интересный день был, - говорит Владимир Алексеевич, - вот завтра мы должны ехать на досмотр большого судна, которое приходит из Кореи. Там много чего интересного можно будет увидеть.
Комментарии читателей Оставить комментарий