ОБРЕЗ,ГРАНАТА,КИПЯТОК

В конце декабря всех охватывает предновогодняя лихорадка. Голова забита всевозможными отчетами, подведением итогов и прочими мелкими и крупными служебными заботами. Тут еще нужно подарки купить и подумать о праздничном столе. Настроение от всей этой суеты только повышается. 27 декабря 2001 года около двух часов дня в маленьком кабинетике, громко именуемом офис ООО "Самородок", тихо копалась в своих многочисленных бумагах бухгалтер. Рядом о чем-то беседовали рабочий и два охранника. Расскажи кто-нибудь в этот момент, что им всем придется пережить через минуту, - не поверили бы.
Дверь резко отлетела в сторону, и в кабинете возник высокий мужчина с обрезом охотничьего ружья. На лицо натянута трикотажная шапочка с прорезями для глаз. Второй пониже, тоже с прикрытой физиономией, закрыл за собой дверь и направил на людей револьвер. Грязно ругаясь, мужчин заставили лечь на пол. Сопротивление сломили, жестоко избив одного из них. Женщине милостиво разрешили остаться за столом. Пока тот, что с револьвером стоял у двери, другой обшаривал ящики столов. Нашел только 565 рублей. Мало. Приказал женщине снять с себя золотые украшения. Этот улов тоже не удовлетворил преступника. Раздавая пинки сотрудникам фирмы, разбойники стали требовать еще денег. Тут внимание высокого привлек горячий чайник. Решив, что от кипятка у его жертв быстрее развяжутся языки, стал лить его на ноги одного из охранников. Зря он это сделал. Боль пересилила страх. Неожиданно мужчина вскочил и ударил преступника. Обрез дал осечку. В это время, чтобы привлечь внимание прохожих, второй человек разбил стулом окно и бросился помогать товарищу. Сработала система сигнализации. Драка длилась не больше трех минут, хотя пострадавшим они показались вечностью. Подоспели милиционеры отдела вневедомственной охраны и скрутили одного из нападавших. Второй, как только понял, что жертвы не так уж безобидны, не стал ввязываться в драку и сбежал.
Начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений областного уголовного розыска Анатолий Копущу беседовал по душам с девятнадцатилетним Алексеем Камелиным. Юноша вместе со своим дружком Алексеем Меньшиковым был задержан по подозрению в совершении 3 ноября разбойного нападения на семью Халовских.
Тогда дома находились только женщина и две ее маленькие дочери. Они недавно продали свою квартиру и буквально сидели на чемоданах. Муж отлучился по своим делам, и когда кто-то позвонил по телефону и спросил его, Лена Халовских, не подозревая ничего плохого, сказала, что мужа нет и попросила перезвонить попозже. Вскоре после этого раздался звонок в дверь. Женщина, даже не спросив, кто пришел, открыла. Трое мужчин в масках из трикотажных шапочек были вооружены обрезом охотничьего ружья и пистолетами. Ее сразу схватили за волосы и поволокли в комнату. На нее орали матом и требовали отдать деньги, вырученные от продажи квартиры. Иначе убьют детей, а потом и ее саму. Лена потребовала, чтобы ее пустили к кричавшим от страха девочкам и, естественно, отдала все деньги и ценности.
Анатолий Иванович Копущу знал, что доказать вину Камелина и Меньшикова будет сложно. С ними в квартире Халовских был еще высокий парень и, как минимум, еще один ждал на улице в машине. Тут важно задержать всех преступников, ведь ничто так не развращает, как безнаказанность. Положение усугублялось тем, что в последнее время в Петропавлов-ске-Камчатском участились разбойные налеты на квартиры. Похожий "почерк" просматривался и у напавших на работницу пункта видеопроката на ул. Карбышева, 3 и мастера парикмахерской на пр. 50 лет Октября, 28. И всюду высокий наглый парень явно руководил остальными. Многие потерпевшие разглядели выглядывавшие у него из-под маски густые черные брови. Во всех случаях в руках разбойников было оружие: пистолеты, револьвер, обрез и даже граната. В пункте проката они ударили девушку по голове бейсбольной битой. И всегда сначала били, унижали, подавляли волю к сопротивлению, а потом требовали деньги и драгоценные украшения. Правда, не брезговали и такими мелочами как зонтик, солнцезащитные очки, наручные часы.
В квартиры они шли, явно зная, что у хозяев есть деньги. По опыту оперативников, со свидетелями и потерпевшими иной раз работать не менее сложно, чем с преступниками. Если последние всячески пытаются скрыть правду, то первые, считая себя и так пострадавшими, не желают подолгу беседовать с сотрудниками уголовного розыска и следователями, тем более, высказывать подозрения в адрес своих хороших знакомых. Но ведь каким-то образом преступники узнают о достатке в доме?
Веру Сапрунову торговать на рынке, как и многих российских женщин, заставила нужда. Постепенно набралась опыта, перезнакомилась с другими продавцами, особенно сдружилась с соседкой по прилавку. Женщины день-деньской рядом стоят, обо всем переговорят, всеми тайнами поделятся. Без опаски доверяли друг другу свой товар, когда нужно было отлучиться. Могла ли подумать Вера, что сынок ее подруги, ловко вы-спросив у матери домашний адрес Сапруновых, наведет на их квартиру преступников.
Очевидно, ни о чем плохом не думал и Сергей Матюшко, когда, непринужденно попивая пивко в баре, рассказывал своему знакомому о намерении в ближайшее время купить шхуну. Знакомый поделился услышанным с собственным братом, который в свою очередь решил не упускать такой "случай". Так в поле зрения милиции попали Андрей Лисовский и Максим Барабышкин. Эти юноши не только с готовностью рассказали преступникам о "богатых хатах", но и сами вызвались свозить их на разбой на собственных машинах.
Сапрунову муж привез с рынка и поехал в гараж. Дома были ее десятилетний сын и его друг. Не прошло и пяти минут, как в дверь позвонили. Мальчик побежал открывать. Услышав, что спрашивают по имени отца, доверчиво распахнул дверь...
В квартире Матюшко в момент нападения тоже были только женщина и двое маленьких детей. В обоих случаях матерей били и швыряли на пол на глазах малышей. Женские слезы и дикий испуг ребятишек никого не смущали. Одна из жертв нападения крикнула преступникам, что рано или поздно они ответят за содеянное. Ей гордо ответили, что они и есть та самая банда, о которой так много говорят в городе, и никто их не остановит.
Когда не было информации о подходящих квартирах, где можно поживиться, преступники без дела не сидели. Нападали на небольшие частные конторы, где предположительно могли быть деньги. Тут особо не везло. Полторы тысячи рублей в видеопрокате и дамская сумочка с косметикой в парикмахерской - весь улов. В магазине "Руслана" вовсе нелепая ситуация получилась. Когда бандиты ворвались в помещение, было уже далеко за полночь. В торговом зале - только сторож и девушка за прилавком. Пока дрались с охранником, продавец пыталась вызвать милицию по телефону. У нее из рук выхватили трубку, но девушка не растерялась и нажала на кнопку внешней связи. Пронзительный писк аппарата разбойники приняли за сработавшую сирену сигнализации и моментально убежали. На месте преступления остался только разбитый игрушечный пистолет.
По крупицам сотрудники уголовного розыска собирали данные обо всех участниках разбойных нападений. Камелина и Меньшикова задержали во Владивостоке, где преступники пытались скрыться от ответственности. Затем в руки правоохранительных органов попали Буторин и Ушаков, принимавшие участие во "взятии" магазина и пункта видеопроката. Это в современных романах о мафии преступники молчат, как партизаны. На деле, попав в руки правосудия, они начинают самозабвенно выдавать вину соучастников (о себе говорить как-то нескромно). Так что когда в ОУР УВД сообщили, что милиционерами отдела вневедомственной охраны на месте преступления в ООО "Самородок" задержан Дмитрий Брант, оперативникам о нем уже многое было известно. И совсем немного времени потребовалось, чтобы выйти на след последнего - восьмого - участника преступлений: Алексея Дроздова. Своевременный побег из офиса "Самородка" его не спас.
А окончательно разбойники потеряли веру в свою неуязвимость, когда по приговору суда получили от 3 до 14 лет лишения свободы. В зависимости от того, кто как отличился.
Фамилии потерпевших изменены.
Жанна Бакаева
Комментарии читателей Оставить комментарий