Побег от “перекреста” на ФОРЭМ?! или Что ждет кузбассовцев?

Одной из главных тем последних нескольких лет в Кемеровской области в частности, и в России в целом стала отечественная энергетика, которая переживает непростой период реформирования. От того, как пройдут реформы, зависит слишком многое в экономике нашей страны и нашего региона. Можно уверенно сказать, что от успеха или неуспеха этих реформ напрямую зависит жизнь каждого из нас.
Действительно, надежное снабжение электрической и тепловой энергией наших городов и деревень - вопрос стратегический. Разве можно будет говорить о стабильности в регионе, где то и дело гаснут лампочки, зимой - холодные батареи, а на электростанциях и трубопроводах постоянные аварии. Бесспорно, такой регион ждет крах: промышленный, экономический, кризис доверия к избранной власти и так далее.
Как не допустить этого, как избежать возможных негативных последствий реформ, как направить эти реформы в нужное русло? Об этом и многом другом шла речь на недавно состоявшемся в областном центре Кузбасса Круглом столе, организованном Общественной палатой Кемеровской области.
В его работе приняли участие представители акционерного общества “Кузбассэнерго”, руководители крупных промышленных предприятий региона, ученые, представители законодательной власти ряда городов и райцентров, различных партий, журналисты.
После открытия Круглого стола выступил генеральный директор ОАО “Кузбассэнерго” Сергей Михайлов. Он еще раз обозначил те вопросы, которые волнуют энергетиков. Проблем, разумеется, хватает. Но главным камнем преткновения по-прежнему остается ценовая политика в тарифном регулировании тепловой и электрической энергий.
В темноте и холоде?!
Напомню положение вещей, сложившееся в регулировании энерготарифов в настоящее время. Если раньше цены на электроэнергию могли меняться в течение календарного года, то сейчас их пересмотр возможен только раз в год - в его начале.
С одной стороны, для потребителя так удобнее: цена на киловатт-часы весь год остается одинаковой. С другой стороны, для энергетиков ситуация складывается следующим образом. Предположим, РЭК (Региональная энергетическая комиссия) утвердила тарифы в начале года, исходя из предоставленной энергетиками сметы затрат, цен на топливо, транспортных расходов, стоимости обслуживания проводного хозяйства, размеров экологических платежей и много чего еще, - на уровне “икс”. Однако рынок есть рынок - угольщики, надо ж такому случиться, через два месяца после принятия новых энерготарифов решили поднять цены на отпускаемый теплоэлектростанциям Кемеровской области уголь - главное топливо для получения электроэнергии. Что происходит в таком случае? Все просто - затраты энергетиков вырастают до уровня “икс плюс игрек”, соответственно растет и себестоимость произведенной единицы продукции. А энерготарифы-то менять нельзя.
Следовательно, энергетики не получают запланированную расчетную прибыль. А дальше проблемы наваливаются как снежный ком. Недополученная прибыль приводит к тому, что работники энергохолдинга вынуждены сокращать, а то и вовсе сворачивать программы, реализация которых необходима для поддержания в работоспособном состоянии всей энергосистемы Кузбасса. Среди них, например, реализация текущего и капитального ремонта оборудования электростанций, требующая значительных финансовых и людских ресурсов.
Без ремонта оборудование на электростанциях еще какое-то время сможет проработать более или менее стабильно, но что произойдет после - остается только гадать. Аварии различных масштабов могут случиться в любой момент. И что в итоге? Регион опустится в темноту и зимний холод. Даже такого мрачного поворота событий нельзя исключить наверняка. Можно вспомнить проблемы Приморья и Дальнего Востока несколько лет назад, чтобы осознать масштабы возможного энергетического кризиса.
Для его предотвращения необходимо принимать ряд срочных мер. Каких именно - обсуждали участники Круглого стола.
Манит ФОРЭМ
Среди них - выход предприятий на ФОРЭМ. С недавних пор российское законодательство разрешило крупным потребителям при соблюдении определенных условий отказываться от приобретения электрической энергии у местных акционерных энергокомпаний, а выходить непосредственно на Федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ). Привлекательная сторона выхода на ФОРЭМ для любого промышленного предприятия - доступ к электричеству по более низким расценкам, нежели существуют в регионе.
Секрет дешевизны “форэмовской” электроэнергии кроется в том, что там нет перекрестного субсидирования, суть которого сводится к тому, что частные потребители - жители городов и сельских территорий - платят ниже реальной стоимости киловатт-часа, а промышленные потребители из своего кармана компенсируют недоплаченные нами, гражданами, деньги в виде значительно завышенных энерготарифов.
Что в итоге? Казалось бы, нам - частным потребителям электроэнергии - остается только радоваться, что за нас кто-то доплачивает. Однако чудес в мире не бывает: такой “перекрест”, который несут на себе промышленные предприятия, падает на себестоимость производимой ими продукции, которую мы все покупаем в магазинах. Соответственно, по завышенной цене. То есть, разумеется, никто за нас платить и не собирался вовсе.
На федеральном оптовом рынке энергии и мощностей перекрестного субсидирования, повторюсь, нет в принципе. Вся электроэнергия продается здесь по одной цене. И не важно, кто ее покупает. То есть, нет заниженного уровня цен, нет завышенного - есть средневзвешенный тариф, который немного ниже величины энерготарифов, утверждаемых нашей РЭК для промышленных предприятий.
В конце прошлого года на ФОРЭМ вышел НКАЗ. Как утверждают энергетики, уход новокузнецких алюминщиков повлиял на количество потребляемой, а значит, и вырабатываемой электроэнергии, что привело к сокращению реализации по году на 600 млн. рублей и неизбежному увеличению себестоимости единицы произведенной продукции.
Сейчас, рассказал Сергей Михайлов, еще несколько крупных областных предприятий собирают необходимые документы для выхода на ФОРЭМ. Это, по мнению генерального директора ОАО “Кузбассэнерго”, приведет к еще большему усугублению ситуации в региональной энергетике. Получается так, что ушедшие на ФОРЭМ предприятия оставляют регион и нас, жителей, один на один с нашими проблемами. В этом случае потребление электроэнергии (а значит, и ее количество), произведенной на внутреннем рынке, будет неуклонно падать. Как следствие, начнется рост себестоимости киловатт-часа. Расхлебывать эту кашу придется кузбассовцам самостоятельно. Результатом массового бегства на ФОРЭМ может стать кратное повышение цен на электроэнергию или погасшие лампочки в наших квартирах.
И дело здесь не в злых и корыстных энергетиках, а в том, что энергетическая отрасль не может работать неэффективно. Если предприятие, генерирующее электроэнергию, не получает прибыли - оно становится банкротом. Если на электростанции не произвести вовремя необходимый ремонт - она перестанет вырабатывать электроэнергию. Если вовремя не заменить детали на тепловом котле - весь город может остаться без тепла. На все это нужны деньги, а значит, отказ от перекрестного субсидирования неизбежен. Как это ни грустно лично для меня. Ведь я тоже, как и другие горожане, каждый месяц плачу “по электросчетчику”. Греет одно: возможно, таким образом удастся сдержать постоянный рост цен на различные товары (как это недавно произошло с ценами на хлеб, которые до выборов держали, как могли, а сразу после них стоимость буханки слегка “подпрыгнула”). Так что общий уровень расходов не изменится.
Тарифы снизят?
Приостановить рост себестоимости электроэнергии на некоторое время в данной ситуации, считает Сергей Михайлов, поможет временное ограничение для предприятий их ухода на ФОРЭМ. По крайней мере, это позволит не консервировать имеющиеся на кузбасских электростанциях мощности и не сокращать рабочие места.
Хотя уже в скором будущем - следующей зимой - сами энергетики планируют выйти на ФОРЭМ. Вот тогда и все остальные могут получать энергию оттуда. “Кузбассэнерго” идею продажи на оптовом рынке всей произведенной электроэнергии обнародовало еще в конце 2003 года. И это при том, что придется конкурировать с дешевым электричеством, поставляемым, в числе прочих, и гидроэлектростанциями - местная энергокомпания к этому готова.
Ряд проблем связан с реализацией разработанной в недрах российского энергохолдинга программы регулирования цен на электроэнергию в ближайшие три года: за это время планируется перейти от ценообразования “тариф равен инфляции” (которого, кстати, тоже весьма непросто добиться) к принципу “инфляция минус”, когда рост энерготарифов будет ниже действующей в стране инфляции.
Принимаемые энергетиками меры, видимо, позволят максимально безболезненно пройти период реформирования и крупным, и мелким потребителям их продукции. Но это возможно только, если властные структуры смогут взять на себя политическую волю в принятии непопулярных решений (например, отказ от перекрестного субсидирования), которые уже в ближайшем будущем могут привести к успешному проведению реформ, а значит, и реальному снижению стоимости электроэнергии в конечном итоге.
Комментарии читателей Оставить комментарий