А за окошком месяц май...

В такие жаркие майские дни, что стояли на прошлой неделе, как-то не очень хочется думать, что мы по-прежнему живем в Сибири, где зима длится девять месяцев в году. Девять холодных месяцев, во время которых наши комфорт и благополучие зависят от того, насколько тепло в городских квартирах.
Благодаря стабильной работе областной энергосистемы (электростанций, сетевых компаний, энергопродавцов), жителям нашей области, к счастью, неведомы проблемы ни с теплом, ни со светом. Кузбассовцам в этом смысле может позавидовать население других регионов: те, кто хоть однажды оставался в холодных квартирах, кутали грудных детей в несколько теплых одеял или ложились спать в одежде.
Одна из главных причин такой стабильности - грамотное управление всей энергосистемой: поддержание ее на плаву, распределение производственных нагрузок между предприятиями отрасли, своевременное проведение текущих и капитальных ремонтов технологического оборудования.
В последние годы, кроме сохранения в рабочем состоянии имеющегося оборудования, кузбасские энергетики стали активно вводить в строй новое. “МК” уже писал о пуске в конце прошлого года энергоагрегатов на Томь-Усинской ГРЭС и Кузнецкой ТЭЦ, которые позволили создать запас прочности в энергетике юга Кузбасса.
Таким образом, можно было бы говорить, что наше АО-энерго уверенно развивается, растут мощности, обеспечивая потребности промышленного региона, если бы не несколько “но”.
Так, например, острой проблемой для энергетиков области стал уход на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) крупнейшего энергопотребителя - Новокузнецкого алюминиевого завода. Как сообщили в пресс-службе “Кузбассэнерго”, уход только одного НКАЗ на ФОРЭМ уменьшил потребление электроэнергии на шестьсот миллионов рублей в год. Сейчас к выходу на ФОРЭМ готовятся еще несколько промышленных предприятий области.
Причина такого поведения крупных потребителей проста: на ФОРЭМ нет перекрестного субсидирования, когда промышленники вынуждены покупать каждый киловатт-час дороже, доплачивая за якобы дешевую энергию для населения. “Якобы” - потому, что все расходы (в том числе и на электроэнергию) в результате ложатся на себестоимость производимой ими продукции, которую покупает то же самое население. Так что сэкономленные копейки на “свете” оборачиваются рублями при первом же походе в магазин.
Сокращение производства “Кузбассэнерго” неизбежно приводит к увеличению себестоимости продукции и, как следствие, к росту энерготарифов. Для того чтобы избежать этого, энергетики тоже готовятся к продаже электроэнергии непосредственно на ФОРЭМ.
...и никаких ответов...
Еще одной существенной проблемой, которая пока не имеет сколько-нибудь вразумительного решения, стали в последние годы экологические аспекты деятельности предприятий, производящих тепловую и электрическую энергии.
На недавней пресс-конференции генеральный директор ОАО “Кузбассэнерго” Сергей Михайлов заявил:
- В России сейчас нет четкого экологического законодательства, которое бы предусматривало соответствующие нормативы, порядок расчетов и так далее. Вместо него - ряд отдельных законов, постановлений правительства, указов Президента, которые выборочно регулируют экологические проблемы: по воде, по воздуху, по земле.
Каждый экологический региональный комитет может предпринимать те меры, которые сам посчитает необходимыми. Или посчитает исполнительная власть. Это первое.
Второе. Энергокомпания уже полтора года работает с государственным управлением по экологии Кемеровской области, но до сих пор не имеет установленных нормативов по выбросам.
Энергетики основываются на технических нормативах оборудования. Оно имеет ряд ограничений по экологии, выше которых не выпрыгнешь - надо будет просто перестраивать весь производственный цикл. Следовательно, экологические нормативы, которые сегодня существуют, должны выставляться предприятиям с учетом технических возможностей имеющегося оборудования.
Если по зольности выбросы удалось сократить примерно на тридцать процентов, то по окиси азота ситуацию переломить гораздо сложнее. Для того чтобы привести эти выбросы в соответствие с требованиями областного комитета, необходимо устанавливать новое оборудование. И это при том, что консультанты-экологи и предприятия, занимающиеся лицензированием подобной деятельности, признают правоту “Кузбассэнерго”. В то же время комитет просто отказывается знакомиться с расчетами энергетиков и никаких ответов не дает. Поэтому сейчас станции работают вслепую, без каких-либо нормативов.
Нам нужна четкая позиция. Если будет запрет, то нам придется менять всю нашу генерацию (оборудование на электростанциях области - В.С.), что грозит огромными затратами, разумеется, за счет больших тарифов. Нынешняя ситуация приводит к тому, что по желанию комитета нас могут штрафовать что называется по полной программе.
Допустим, что это река...
Острота такого подвешенного положения энергетиков области усугубилась недавним решением Арбитражного суда Кемеровской области: 7 мая текущего года принято решение о взыскании 680 миллионов рублей с “Кузбассэнерго” в пользу инспекции МНС по городу Кемерово. В том числе 669 миллионов за нормативные и сверхнормативные выбросы в Беловское водохранилище. Причем решение суда обращено к немедленному исполнению. То есть деньги, безо всяких обжалований и апелляций со стороны энергетиков, могут быть взысканы уже сегодня.
Напомню, что в сентябре 2002 года на Беловской ГРЭС центральным территориальным отделом Главного управления природных ресурсов по Кемеровской области (г.Прокопьевск) была проведена проверка, в ходе которой природоохранники нашли определенные нарушения.
Однако в самом главном управлении признали, что проверяющие не имели соответствующих полномочий. Согласно закону “Об охране окружающей среды”, проверять соблюдения природоохранных нормативов могут только федеральные инспекторы и соответствующие региональные инспекторы. То бишь законность проведенной проверки, на основании которой было вынесено решение налоговых органов, по меньшей мере вызывает сомнение.
Кстати, само “нарушение” беловских энергетиков тоже не менее сомнительно. ГРЭС проектно работает по так называемой оборотной схеме. То есть из водохранилища производится забор воды (столько, сколько надо) для охлаждения агрегатов станции, после чего она вновь возвращается в водохранилище. Заметьте, воду берут только для охлаждения. Так что ни о каком загрязнении говорить не приходится. Даже министерство природных ресурсов признало сбросные воды Беловской ГРЭС “нормативночистыми”.
Был момент, когда казалось, что понимание между энергетиками и областными “природоохранниками” было найдено. Тогда-то и изменилась сумма претензий последних. Вместо почти семисотмиллионного расчета в налоговые органы отправилась относительно скромная претензия “всего” на 35 миллионов рублей. Однако как по мановению волшебной палочки сумма вновь изменилась на прежнюю.
Больше того. Теперь энергетикам предложили изменить схему забора воды для нужд беловской станции - считать ее как прямоточную, и платить за это во много раз больше, чем это делалось много лет в соответствии с проектом. Именно считать, поскольку реально этого сделать нельзя. Прямоточная схема предполагает, что энергостанция построена на берегу реки, вода которой неконтролируемо протекает сквозь ее чрево. Даже самая живая фантазия вряд ли сделает из Беловского водохранилища полноводную реку. Суть же такого неожиданного предложения весьма прозрачна: по прямоточной схеме забора воды платежи возрастают кратно.
Для увеличения финансовых поступлений в бюджет это, конечно, хорошо. А на здравый смысл и изначальную организацию всего технологического процесса, выходит, можно не обращать внимания.
Хоккея не будет?!
Как бы там ни было, результат один: энергетики в ближайшее время лишатся огромной даже в масштабах областной энергосистемы суммы. На момент, когда проходила пресс-конференция, со счетов компании уже были изъято около девяти миллионов рублей. К чему приведут такие финансовые санкции к крупнейшему кемеровскому налогоплательщику догадаться несложно. Да и сам генеральный директор не скрывает, что придется, например, сокращать на сто миллионов рублей и до того уже сокращенный инвестиционный фонд.
Кроме того, скорее всего, “Кузбассэнерго” будет вынуждено максимально сократить различные благотворительные программы и полностью отказаться от финансирования детской спортивной школы по зимним видам спорта, в которой занимается около пятисот подростков, а также популярной кемеровской хоккейной команды “Энергетик” - гордости не только областного центра, но и всего Кузбасса.
Ну да ладно, без гордости кузбассовцы как-нибудь проживут. Куда более серьезные опасения вызывает предстоящая зима. Если энергетики будут вынуждены сокращать затраты на содержание собственного оборудования (в том числе на тридцать миллионов рублей уменьшится финансирование работ по перекладке и ремонту тепловых сетей), то не исключено, что в морозы при пиковых нагрузках “сокращенноподготовленное” производство тепла может дать сбой, чего, например, не было допущено в минувший отопительный сезон.
К сказанному добавим тот факт, что в 2004 году, согласно заявлению пресс-службы “Кузбассэнерго”, планируется снизить закупки угля на четыреста миллионов рублей по причине нехватки денег - финансы уйдут на вышеназванные штрафные платежи. Энергетики никого не собираются пугать, но может сложиться ситуация, когда придется работать с колес. Не надо дополнительных объяснений, чем это чревато для потребителей в случае аварии. При этом крупнейшие города Кузбасса - Кемерово и Новокузнецк - должны энергетикам еще за минувший отопительный сезон за тепло около трехсот и пятисот миллионов рублей соответственно. Так что вполне вероятно, что предстоящая зима может стать для жителей области серьезным испытанием.
Комментарии читателей Оставить комментарий