]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

О правильно зарытых в землю деньгах Минобороны

11:53 26.05.2021
, Роман Скоморохов
Су-33 на палубе «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Су-33 на палубе ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Фото с сайта kremlin.ru

Зачем обязательно надо выбросить полмиллиарда рублей на подготовку летчиков морской авиации, если в стране нет и пока не предвидится ни одного полноценного авианосца?

К тому, что на оборону у нас деньги тратятся своеобразно, мы уже в принципе привыкли. За доказательствами далеко ходить не надо, сам министр обороны России Шойгу на марафоне «Новое знание» озвучил очень интересные вещи.

«Что нам дала Сирия? Прямо вам скажу, что мы там встретили очень большое количество неприятных неожиданностей. Я их мягко, может быть, называю. То оружие, которое принято на вооружение, прошло госиспытания, таковым по сути своей не является. Мы почти полтора десятка просто сняли с вооружения вообще и перестали производить».

Вот так интересно получается. Испытывали, испытывали, и в итоге – пшик. Понятно, что Шойгу не уточнял списочно, что там было никуда не годно, отметил только, что «это касается и комплексов связи, и радиоэлектронной борьбы, и разведки, и ударных комплексов».

Вот уж действительно, «никогда такого не было, и вот опять» (В.С. Черномырдин)

Но речь сейчас пойдет о другом. ТАСС сообщило, что наше Минобороны подписало договор «с одним из предприятий ОСК» на «ремонт и модернизацию» наземного испытательного тренировочного комплекса (авиационного), который НИТКА на аэродроме Новофедоровка под городом Саки, что в Крыму.

Общая стоимость предстоящих работ - полмиллиарда рублей.

Начало этой истории – декабрь 2020 года, на совещании у главкома ВМФ адмирала Евменова. Вообще-то речь на совещании шла о том, что нужно сделать, чтобы побыстрее ввести в строй «Адмирала Кузнецова».

И вот в рамках обсуждений родилось более чем неожиданное предложение: к 2022 году, в интересах 100 и 279 истребительных авиаполков морской авиации обеспечить использование устаревшего комплекса НИТКА в Саках. А для этого провести ремонтно-модернизационные работы.

И вот тут начинаются вопросы. А зачем?

Да, казалось бы, в том, что НИТКА будет капитально отремонтирован, ничего плохого нет. Пусть экипажи полков, которые ждут окончания ремонта «Кузнецова», работают хотя бы с заменителя палубы на земле. Вполне логичный выход.

Однако, не все так просто, как хотелось бы. Если кто забыл, волею политических интриг, под городом Ейском (да, где базируется 100-й авиаполк), уже есть точная копия тренажера в Саках. И не просто копия, а новый, с нуля построенный в 2013 году тренажер, с двумя ВПП по 2,5 км каждая, с казармами, общежитиями, учебными классами и прочей инфраструктурой.

И этот комплекс предназначен совершенно для того же, для чего и старый комплекс в Саках. Для подготовки летчиков палубной авиации.

Казалось бы, ремонт и модернизация, пусть даже и довольно дорогие, - что в этом плохого? Но все дело в том, что у нас совсем неподалеку от города Саки, в приазовском Ейске уже несколько лет как вроде бы работает куда более современный, чем в Крыму, комплекс НИТКА. Первые полеты с него были совершены еще в 2013 году. На строительство комплекса, двух взлетно-посадочных полос длиной по 2,5 километра каждая, учебных классов, казарм и общежитий затрачено, по некоторым данным, порядка 25 миллиардов рублей. И предназначен ейский тренажер ровно для того же самого, что и сакский - для подготовки летчиков-палубников в интересах «Адмирала Кузнецова».

В целом, ситуация – просто блеск! Ни одного полноценного авианосца в стране нет и пока не предвидится, летчиков, способных взлететь с палубы авианесущего корабля и (главное) сесть, не булькнув самолет в воду – пара десятков в лучшем случае, зато центров подготовки этих летчиков – ДВА!

Вот без обид: в США флот оперирует 11 авианосцами, каждый из которых несет от 80 до 100 самолетов. Это тысяча с лишним летчиков. И у американского флота тоже ДВА центра подготовки пилотов. Чейз-Филд и Кингсвилл, проверьте.

Интересный расклад, правда? Два центра на тысячу летчиков и два на двадцать.

И это при всем том, что авианосца нет и не будет. Все эти надувания щек и важные рассуждения о том, что мы построим к 2040 году, «Ламантин», «Шторм», «Варан» не то чтобы от лукавого. Наоборот.

Тут стоит послушать члена коллегии Военно-промышленной комиссии, а также члена Морской коллегии при правительстве России Владимира Поспелова. Он знает толк в строительстве кораблей, а потому неоднократно озвучивал необходимость постройки для ВМФ России ТРЕХ атомных авианосцев водоизмещением 70-80 000 тонн. И цену. 500 миллиардов рублей за штуку.

Причем, неважно, кто это будет. «Ламантин» или «Варан» или еще какой проект. Полтриллиона – и точка. Ну и сроки изготовления первого корабля в районе 2040 года или несколько раньше.

Понятно, что полтора триллиона рублей за три гипотетических корабля – это такой лакомый кусок, от которого вряд ли кораблестроители смогут просто так отказаться.

Но все это будет в лучшем случае очень сильно потом. То есть, лет через 20, а то и 30. А сегодня Минобороны преспокойно продолжает выбрасывать огромные суммы денег не совсем понятно ради каких целей. И, очевидно, не собирается останавливаться на этом пути.

На ум приходят знаменитая речь Чубайса на новогоднем корпоративе: «Денег, ребята, у нас много!».

Вообще, конечно, это не просто глупость. Это какой-то несусветный бред. Зачем в стране, где нет ни авианосцев, ни толком палубной авиации, два наземных комплекса?

Тем более, когда один из них требует просто гигантских вложений.

Если посмотреть в историю, то вся история комплекса НИТКА в Саках – это история политических изуверств.

Первый НИТКА закончили строить в 1982 году. Одновременно с закладной в Николаеве первый авианесущих крейсеров под самолеты с обычным взлетом и посадкой. Строили и наземную паровую катапульту в Новофедоровке для тренировки летчиков Су-33 крыла первого авианосца «Ульяновск». Но с «Ульяновском» дело утонуло, катапульту не достроили.

Но с 1984 по 1991 в Саках продолжали готовить летчиков. И в 1991 году Тимур Апакидзе и Андрей Яковлев впервые сели на палубу ТАВКР «Тбилиси». И началась новая эра в истории.

Но в 1992 году 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации во главе с полковником авиации Виктором Безногих присягнул на верность Украине и началась совсем иная жизнь.

Учитывая, что Украина иметь свой авианосец не собиралась, НИТКА ей был нужен исключительно как инструмент для зарабатывания денег. Платежи от России за пользование тренажером доходили до 700 тысяч долларов в год.

А потом все вообще закончилось. Причем, раньше, чем заполыхало в Украине в плане гражданской войны. В августе 2008 года, когда распоясавшаяся Грузия получила по рогам, Киев встал на одну платформу с «братским» Тбилиси и запретил российским летчикам тренировки в Крыму.

В 2009 году использование НИТКА тоже не состоялось, и было принято резонное решение построить свой тренажер для морской авиации. В Ейске. На базе расформированного Ейского военного авиационного института (бывшего ВВАУЛ) им. В. Комарова был создан Центр подготовки лётчиков морской авиации.

Комплекс получился лучше крымского просто потому, что техника все-таки не стояла на месте. Азовская НИТКА вышел масштабнее крымского, на нем предполагалось готовить не только летчиков-истребителей, но и экипажи вертолетов палубной авиации. В подмосковном ЦНТУ «Динамика» были созданы тренажеры для подготовки экипажей к действиям в особо сложных условиях: отказы двигателей, авионики, других систем машины.

Более того, еще в 2016 году было запланировано установление плавучей платформы, имитирующей сильную качку для отработки посадки вертолетов. Но видимо, что-то не срослось, потому что про платформу ничего не слышно до сих пор.

В общем, 25 миллиардов рублей были потрачены вроде бы не зря. Но тут случился возврат Крыма, а с ним и тренажера в Саках.

Сразу стало понятно, что два учебных центра – это многовато. Да, рушить один из центров никому не хотелось, потому было принято очень странное решение: продолжить подготовку пилотов в Крыму, а в Ейске начать испытания «новой техники».

В общем, в Крым продолжили летать пилоты с «Адмирала Кузнецова», а ейский тренажер продолжил стоять невостребованным. Просто потому, что никакой новой техники, которую надо было бы испытывать на НИТКА за последние несколько лет не появилось.

Да и комплекс в Саках стоит 10 месяцев в году пустым.

И оба пустых комплекса продолжали потреблять средства на содержание. А теперь понадобились деньги на модернизацию комплекса в Крыму.

Интересно, а вот нельзя просто как-то совместить обучение пилотов, которые прилетают в Крым на месяц-полтора в году и испытания той самой «новой техники», которой нет? Либо перенести все это в Ейск, где более новый тренажер с более современным оборудованием?

И главное: где взять новую технику, в ожидании которой простаивают 25 миллиардов рублей, потраченных на комплекс в Ейске?

Что это будет? Палубная версия МиГ-35, которую наш многократно цитируемый вице-премьер Юрий Борисов обещал еще в 2018 году? Корабельный вариант Су-57, о возможности создания которого только-только начали думать в ОКБ Сухого? Ударные и разведывательные беспилотники будущего?

Здесь очевидно, что нашему Министерству обороны надо просто определиться, чего все-таки они хотят. Ибо только тогда, когда все определено, ясно и понятно, деньги, вложенные в проекты, будут как минимум, окупаться, и в перспективе даже приносить прибыль.

И тогда не придется снимать с вооружения и прекращать выпуск систем вооружения, оказавшихся не нужными. Или вкладывать огромные суммы в строительство и содержание опять же никому не нужных объектов.

Стоят ли 40 дней в году работы на тренажере НИТКА в Крыму для 30 пилотов 500 миллионов рублей? Или может, стоит для этого использовать новый комплекс в Ейске?

Очень сложный вопрос, на который в Минобороны ответа явно не существует.

Темы: Военная авиация РФ, Российский Военно-морской флот, Министерство обороны РФ
Источник: «Военное обозрение»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 30.05.2021, 08:05
    Гость: Бушприт

    Вообще то кинжалу по-барабану сколько стоит авианосец даже вместе с самолетами, а посейдону и авангарду плевать на всю мощь пиндосов одно это уже мега-эффективное вложение средств а если учесть обкатку нового вооружения в Сирии то получается наши вложения более чем в 10 раз эффективней пиндосовских!!! При Путине корабли штампуются как горячие пирожки, Россия уже на 2-м месте после Южной Кореи,а стенание автора просто очередная порция дерьма, т.с. очередная кастрюля на голову свидомых !

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 28.05.2021, 22:34
    Гость: Думаю на эти деньги надо хамон закупить, пармезан.

    Думаешь, в буфетах Кремля и СовФеда их нет? В Доме Правительства РФ совсем другие проблемы, не знают, где бы найти желающих гонять ворон с крыши этого здания за жалких 90 млн.!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 28.05.2021, 22:25
    Гость: Это всё бесплатно

    Да в РФ "бесплатно" даже обезболивающие препараты раковым больным недоступны! Стрелялись от боли генералы, адмиралы, а теперь даже протоиерей!
    "В Ростове-на-Дону застрелился настоятель храма Дмитрия Донского, протоиерей Андрей Немыкин. Супруга священнослужителя обнаружила рядом с телом предсмертную записку и наградной пистолет, полученный Немыкиным за боевые заслуги в Чечне.

    Как рассказал корреспонденту 161 пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский, протоиерей болел раком и принимал сильные болеутоляющие препараты. В своей предсмертной записке священнослужитель заявил, что больше не мог терпеть боли."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 28.05.2021, 22:12
    Гость: Навальный тоже не упоминает!

    Только спрашивает:
    - Чей дворец?
    А в ответ тишина...
    Потом невнятное "Ну, наверное, возможно это и наше, но не на балансе, так что мы не уверены"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 28.05.2021, 22:02
    Гость: Як-41м был неспособен взлететь с вооружение

    По официальным данным - совсем не так. Или его официальным данным меньше веры, чем официальным данным по Су-57, который даже без вооружения так и не смог улететь дальше испытательного аэродрома?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (62)
]]>
]]>
Выбор читателей
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Выступление Владимира Путина на ПМЭФ-2025. Главные заявления
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Путин: где ступает нога русского солдата, то – наше
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Какие типы автомобильных аккумуляторов существуют
Хаме-леоН «Крики!»
«Угрозы национальной безопасности»: в Белоруссии программист и КГБ-шник застрелили друг друга
Владимир Селиванов («Черная Ленточка»), 30 мая, «Алиби»
Картинки «Дома» (интернет-сингл)
Трансформация городского пространства: современные тенденции и урбанистические проекты
Евгений Лосев, 29 июня, кафе ExLibris
«Чтобы выстоять и победить в цивилизационной войне с Западом, необходима полная мобилизация всех сфер жизни»
Свободный полет feat. Гарри Ананасов «Перегруз»
Запад уже давно не твердь и не глыба, а гнойная слизь
Булат Окуджава «100» (3 CD)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.