Удар по Голубицкому

Оппозиция в свердловской областной думе показала свой консервативный настрой: в трудную минуту народные избранники воспользовались проверенным методом и сорвали кворум на заседании. О том, как рутинное заседание превращалось в сенсацию, при чем тут Вениамин Голубицкий, бюджет-2005 года и что случилось с Борисом Змеевым - читайте в материале «УралПолит.Ru»
Жизнь свердловских депутатов в принципе мало, чем отличается от времяпрепровождения простых екатеринбуржцев. Народные избранники и их электорат смотрят по вечерам одни и те же новости, ездят по одним и тем же дорогам, и голову им печет одно и тоже солнце. Как и многие горожане в последние дни они жили в предвкушении грозы, но, будучи не в силах устроить ее по-настоящему, организовали грозу политическую, сорвав очередное заседание областной думы.
О возможности такого развития событий стало известно еще в понедельник. Депутаты, с которыми в этот день общался корреспондент «УралПолит.Ru», признавались, что «во вторник будет весело». О причинах смены настроений – за четыре дня до этого, большинство народных избранников жаловались на отсутствие интересных тем и намеревались, собрав чемоданы сразу после заседания, лететь в теплые края – парламентарии не распространялись.
Как выяснилось, причина скрытности депутатов была проста: одни знали о том, что прогубернаторское большинство попытается провести документ, с которым надо бороться, но не знали какой, а другие – знали, что за документ, но держали его содержание в секрете, опасаясь провокаций со стороны меньшинства. С таким набором данных депутаты и приступили к работе. Голосование по включению в повестку отдельных вопросов проходило оперативно и достаточно непринужденно.
Проблемы возникли, когда выяснилось, что в секретариате есть обращение 14 депутатов, попросивших изменить два постановления облдумы. Поскольку его суть была неизвестна депутатам-оппозиционерам, они тут же поняли – это тот самый документ, содержание которого от них так долго скрывали. Атаку на противника начал известный мастер интриги Борис Чойнзонов, осторожно поинтересовавшийся, а что собственно за проект предложен на утверждение. В ответ – аппарат думы начал в экстренном режиме его копировать, но поздно.
Считая, что борьба началась, большинство нанесло ответный удар, устроив в зале дискуссию на тему: стоит или нет рассматривать проект постановления. Согласно нормам регламента после высказывания трех предложений за принятие и аналогичного количества против, вопрос должен быть поставлен на голосование. Когда число выступивших против проекта было максимальным, а поддержавших его – всего два, спикер Николай Воронин осторожно напомнил депутатам о том, что еще один выступивший поставит думу перед необходимостью голосовать. Возникла пауза. Все ждали, кто же будет этим третьим: представитель «Единой России» или «За родного Урала», так активно выступавших, за принятие постановления. Но точку в дискуссии поставил депутат от ЛДПР Георгий Перский, поддержавший инициативу и предложивший перейти к голосованию.
Именно его речь теперь будет исторической, поскольку пока народный избранник называл депутата Шаймарданова по имени-отчеству, присутствовавшие на заседании оппозиционеры вытащили свои электронные карточки и вместо 22 членов думы на ее заседании оказалось всего 18 человек. Кворума не было. Отсутствовавших оказалось десять человек. Помимо отпускника Андрея Рожкова, отдыхающего в Норвегии, в их числе оказались Александр Бурков, Сергей Архипов, Борис Змеев, Евгений Порунов, Геннадий Тверитинов, а также четыре депутата, вытащившие свои карточки: Борис Чойнзонов, Илья Борзенков, Константин Карякин и Вячеслав Тепляков.
Услышав свои фамилии, оппозиционеры стали уходить из зала. Уже на выходе Борис Чойнзонов вспомнил о злосчастном проекте постановления, прочитав его на ходу, он понял, что борьба шла не зря. Согласно предложению 14 депутатов, депутат-коммунист Борис Змеев должен был в принудительном порядке перейти из комитета по бюджету в промышленный, а член последнего - Асхать Масаев - занять кресло в бюджетном.
Причины для такого «силового решения», как назвал его господин Чойнзонов, ясны. В самом начале работы думы Борис Цыренович, занимавший пост председателя бюджетного комитета 4 года подряд, провел удивительно красивую комбинацию, обхитрил думское большинство и, в том числе при поддержке Бориса Змеева, сохранил свой пост. Вот только в администрации губернатора посчитали, что такого быть не должно, и устроили в важнейшем комитете парламента повторные выборы председателя, в которых победил управляемый депутат Владимир Терешков.
Чойнзонов внешне на это никак не отреагировал, но внутренне, наверняка, кипел от возмущения. Естественно, что для такого опытного аппаратного игрока не составило труда отомстить своим обидчикам – вместе с Борисом Змеевым, Геннадием Тверитиновым и Сергеем Архиповым он просто блокировал его работу, срывая кворум на заседаниях. Утверждают, что своими действиями депутаты хотели добиться не только унижения своего коллеги Владимира Терешкова, бывшего главы Кировского района Екатеринбурга, по самолюбию которого был нанесен серьезный удар, но и начать торг с областными властями. Ведь затягивая принятие налоговых вопросов, комитет ставил под сомнение принятие бюджета области на 2005 год.
О происходящем Владимир Терешков регулярно информировал свое партийное руководство, которое и решило, что пора действовать силой. В результате появился проект постановления, который, будь он принят думой, лишил бы оппозиционеров последней возможности реального влияния на работу парламента. Весь вторник в думе ходили слухи, что истинный зачинщик всего происходящего – глава администрации губернатора Вениамин Голубицкий, по личным позициям которого в резиденции недавно был нанесен ощутимый удар. Мол, перед завершением политического сезона господину Голубицкому надо провести зачистку в областной думе, реабилитировать себя за проблемы в думе городской и доложить работодателю о выполнении поставленных задач. Так оно или нет – неизвестно, самого главы администрации вчера в думе не было, и узнать его точку зрения было невозможно.
Один из депутатов-оппозиционеров признался вчера, что шансы на решение проблемы были утром. В 10.30 спикеру облдумы Николаю Воронину предложили продолжить заседание при условии переноса вопроса по Борису Змееву в конец повестки. Как рассказал нашему экспертному каналу помощник депутата-коммуниста, господин Змеев чувствует себя хорошо и серьезных проблем со здоровьем не имеет. В связи с этим, оппозиционеры предложили рассмотреть вопрос в среду, когда народный избранник уже мог бы появиться на рабочем месте и высказать свою точку зрения по переводу.
«Вопрос по Борису Змееву для нас принципиален. Состав комитета не может меняться такими методами, потому что если мы пропустим эту инициативу, то, придя на работу завтра, я могу узнать, что теперь работаю во вновь созданном комитете по сельскому хозяйству. Поймите, голосуя против постановления по Змееву, я голосую за себя. Поэтому до появления Бориса Николаевича в думе и его пояснений по этому вопросу, будем добиваться отмены инициативы», - признался позже депутат Илья Борзенков.
Однако предложения оппозиции были не услышаны, и большинство попыталось провести еще несколько заседаний. Вот только каждый раз возникала проблема с кворумом. Для того, чтобы найти точки соприкосновения, в полдень в кабинете спикера прошла встреча большинства и меньшинства. Так получилось, что в новой думе большая часть руководящих постов (спикер, его заместители, председатели комитетов и комиссий, лидеры фракций) входят в большинство. Единственным из 14 депутатов, представлявшим оппозиционную точку зрения стал лидер «Единства и Отечества» Илья Борзенков.
Именно на этом совещании и появилась информация о возможности роспуска областной думы, который грозит за непринятие поправок в устав и закон «О правительстве». Больше всех, эта тема порадовала лдпр-овца Владимира Таскаева, который привел в думу своих коллег из Госдумы, и благодаря теме роспуска получил возможность показать заезжим москвичам свою значимость. Народный избранник стал так активно выступать за роспуск думы, что вышедшая с консультаций председатель социального комитета Татьяна Вахрушева прямо сказала журналистам, что думу ждет роспуск.
Правда, раскрыла свою мысль госпожа Вахрушева уже в другой компании – вместе с заместителем председателя ППЗС Людмилой Бабушкиной. Едва сдерживая смех, Татьяна Николаева обещала Людмиле Валентиновне новую избирательную кампанию. От этих вестей, глаза последней заметно увеличились в размере. Оно и понятно, для получения мандата Людмила Бабушкина потратила гораздо больше усилий, нежели Татьяна Вахрушева, поскольку избиралась не по списку, а по одномандатному округу. Впрочем, долго заместитель председателя не переживала. Скорее всего, она просто поняла, что никому новые перевыборы не нужны – промышленники, всего четыре месяца назад, проплатившие победу партии власти на выборах, при всех верноподданнических чувствах, навряд ли легко согласятся на новую кампанию. Да и с точки зрения здравой логики, разгон парламента, который еще в марте считался ручным, доказывает только слабость власти. Добавьте к этому снижающийся рейтинг «Единой России», проблемы у КПРФ… В общем, «минусов» у идеи с роспуском гораздо больше, чем плюсов.
Именно поэтому, в думе все активнее говорят о необходимости переговоров между областными и городскими властями. О сути происходящего областному премьеру Алексею Воробьеву уже сообщил лидер фракции «Единая Россия» Анатолий Мальцев. Его коллега господин Борзенков передал информацию мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому, и хотя сам депутат это опровергает, корреспондент нашего экспертного канала видел лидера фракции «Единая Россия», который шел в думу после двухчасового перерыва между заседаниями вместе с Борисом Чойнзоновым и Константином Карякиным со стороны мэрии. При этом, три депутата были настолько счастливы, что никаких сомнений в поддержке их действий быть не могло.
Факт одобрения «ответного удара» по областным властям, после попытки демарша в облдуме, подтверждает и следующая информация. Вчера весь день премьер Алексей Воробьев пытался найти Аркадия Чернецкого. Аналогичные действия предпринимал и заместитель полпреда президента Сергей Вахруков, которому доложили о кризисе. Однако все было безрезультатно – глава города исчез, и даже не появился на очередном совещании в полпредстве.
По словам нашего источника в администрации Екатеринбурга, в срыве заседания думы мэрия обязана винить только себя. «Администрация области сама дала тему политического перемирия. Мы ее приняли. Но события в городской думе показали, что никакого перемирия нет, и наши отношения остались на прежнем уровне. Соответственно, мы можем вести себя так, как сочтем нужным», - отметил источник.
Лидер «единороссов» Анатолий Мальцев считает, что данная политика шантажа не позволит оппозиции поставить большинство на колени. В интервью нашему экспертному каналу он признался, что сейчас ведется работа по поиску недостающего депутата, который позволил бы раз и навсегда решить проблему с кворумом. Если изучить список депутатов-прогульщиков, то станет ясно, что таким может быть, как Андрей Рожков, так и Геннадий Тверитинов, уже неоднократно пытавшийся продать свой голос администрации области. Правда, с учетом данного конфликта, платить за депутата придется достаточно много, а в администрации губернатора обычно делать это не любят.
Впрочем, в мэрии на такую инициативу смотрят свысока. Во-первых, найти недостающего депутата сейчас – не реально, а во-вторых, неоднородность думского большинства является постоянным источником для перетока депутатов из одной команды в другую. Вчерашний уход лидера фракции КПРФ Владимира Кадочникова с пресс-конференции представителей большинства, после открытой критики со стороны лидера ЛДПР Владимира Таскаева, вкупе с отказом коммунистов подписывать проект постановления по Борису Змееву, лучше всего демонстрирует разобщенность и возможность раскола большинства.
Кстати, проект постановления отказался подписывать и спикер думы Николай Воронин. Говорят, что, прочитав документ, он сравнил его с попыткой собственной отставки, которую председателю думы удалось отменить. Напомним, что господин Воронин восстановился в своей должности из-за того, что вопрос о его смещении рассматривался во время его болезни. А поскольку Борис Змеев также находился в больнице, то любое решение по своей персоне он мог бы также отменить в суде. Понимая всю юридическую несостоятельность документа, спикер решил не рисковать.
«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.
Комментарии читателей Оставить комментарий