Чекистов поймали на лжи

«УралПолит.Ru» стало известно об интригующих отчетах шефа свердловского УФСБ генерала Козиненко. Он рапортует о первом в России деле по коммерческому шпионажу, любой нормальный журналист захочет поглядеть на этих самых «коммерческих шпионов». Расследование провела «Екатеринбургская неделя». Наш корреспондент встретился с автором этого материала Эдуардом Коридоровым, которому на конкретных примерах удалось показать, как вольно «контора» обращается с уголовными делами. Интервью с ним, а также оригинал статьи мы сегодня публикуем.
- В своей статье вы приводите массу фактов о придуманных, по сути, свердловскими эфэсбэшниками «хищениях» тайн на Уралмашзаводе и ВСМПО. Что послужило отправной точкой в расследовании? И как удалось собрать столько информации, ведь у чекистов ее не допросишься?
- С добыванием информации были, конечно, большие трудности. Система обеспечения секретности на наших промышленных предприятиях, построенная при активном участии КГБ-ФСБ – это ветхозаветный монстр, который с давних пор камнем лежит на пути к рынку, ведь рынок невозможен без свободного обмена информацией. Все эти бывшие и настоящие «первые отделы» на крупных заводах области – детища ФСБ и в них, как в капле воды, отражается сегодняшнее нездоровое состояние госбезопасности. Я никогда бы не смог завершить свое расследование, если бы не поддержка людей, облеченных серьезной властью и искренне стремящихся навести порядок в ФСБ. Эти люди, занимая довольно высокие должности и отвечая за конкретное воплощение реформ в стране, сталкиваются с инертностью и даже нечистоплотностью местного силового руководства, преследующего свои узкие интересы. Одним словом, появление моего расследования в принципе стало возможным только в контексте предстоящего реформирования силовых структур, в том числе – и органов госбезопасности.
- Следует понимать, что заинтересованные в этом представители власти сидят в полпредстве?
- Не могу этого утверждать. Деятели полпредства, в частности, недавний куратор силовиков Кузнецов, мало что сделали, чтобы поддержать инициативы немногих честных капитанов и подполковников, осмеливающихся открыто говорить о кризисе внутри УФСБ. Мне доподлинно известно, что в 2003-2004 году в Екатеринбурге несколько раз побывали эмиссары из кремлевских структур, которые, общаясь с силовиками преимущественно среднего и выше среднего рангов, пытались сформировать что-то вроде резервной команды по оздоровлению милиции и особенно – ФСБ. Насколько я могу судить, один из основных выводов, сделанных по итогам этих визитов, состоит в том, что громоздкая машина госбезопасности сегодня работает в основном на холостых оборотах, впустую. В ряде случаев можно подозревать в этом и личную корысть некоторых офицеров УФСБ. К похожим умозаключениям пришел и я, когда покопался в обстоятельствах двух уголовных дел, связанных с информационной безопасностью уральского промышленного бизнеса.
- Следует ли верить слухам о скорой отставке генерала Козиненко и, возможно, оргвыводах по отношению к его заместителям?
- Не удивлюсь такому повороту событий, но очень удивлюсь, если произойдет именно отставка – с внятным объяснением ее причин. Скорее всего, следует ожидать некоего перемещения кадров, как уже не раз бывало. И это понятно. Если в каком-то одном УФСБ будет вынесен сор из избы, всплывут нелицеприятные факты о работе руководителей и даже об уровне их жилищно-бытовой обеспеченности – факты, наводящие на мысль о коррупции – может начаться цепная реакция, а ее боятся очень многие. Этот страх и есть, как мне кажется, главный тормоз реформ в силовых органах. Требуется не поиск отдельных «оборотней» в погонах, не показательные процессы, а системное обновление ФСБ, уточнение ее задач, выдвижение тех сотрудников, которые не замешаны в сомнительных эпизодах, подобных тем, на которые пришлось наткнуться мне. В противном случае место Козиненко займет другой генерал, и все пойдет по-старому.
- Вы в своем расследовании привели примеры уголовных дел, высосанных эфэсбэшниками из пальца. А известны ли вам примеры противоположного плана?
- Предполагаю, причем с большой долей уверенности, что в недрах свердловского УФСБ «варятся» очень серьезные дела, связанные, в частности, с совместной деятельностью уралмашевского ОПС и высших представителей областной власти. У меня есть информация о том, что эти оперативные разработки положены под сукно руководством УФСБ. Думаю, нам еще предстоит узнать много интересного о роли свердловского УФСБ в расследовании некоторых громких происшествий прошлого, также связанных с выстраиванием отношений между властью и криминалом. Чекистское руководство многое скрывает от общества. И этим самым наносит ему большой ущерб.
Комментарии читателей Оставить комментарий