Общество

Ректор КГУ Вячеслав Гвоздев: «Высокий конкурс – это не всегда хорошо для вуза»
В кабинете ректора старейшего курского вуза Вячеслава Гвоздева над рабочим столом радуга пересекает суровые грозовые тучи. Эта философская картина на стене многое говорит о характере руководителя университета. Здесь не место умиротворенным сонным пейзажам. «Самым важным в работе считаю постоянное движение, – признается корреспонденту «МК» Вячеслав Викторович. – Часто повторяю коллективу: остановка на месте смертельно опасна, это всегда откат назад, пусть сначала и незаметный. Надо буквально рваться вперед. Нам удалось создать в вузе такую атмосферу. Постоянно у нас появляется что-то принципиально новое – новые специальности, научные подразделения, сейчас занимаемся строительством нового восьмиэтажного корпуса на пересечении улиц Кирова и Радищева».
68 из 70 лет КГУ был известен в Курской области и за ее пределами как педагогический. Здесь учились председатель правительства Курской области Александр Зубарев, знаменитый скульптор Вячеслав Клыков, олимпийский чемпион Николай Солодухин, бывший заместитель образования РФ Дмитрий Забродин, бывший начальник главного управления высших учебных заведений Министерства РФ Валерий Заворыкин. В 2002 году вуз повысил статус и начал готовить не только педагогов. Такой поворот дел имеет для курян особое значение. Ведь многим не давала покоя полубыль-полубайка о том, что до революции в Курской области российские власти собирались открыть университет, да заупрямилось местное начальство: «Не нужен нам рассадник вольнодумства!». Отцы города не поскупились, собрали деньги и передали их «нужным людям» в Министерстве, чтобы те затормозили этот «вредный» для Курска проект. Теперь историческая справедливость восстановлена: у нас есть классический университет под стать соседям – Воронежу, Белгороду и Орлу. Мы беседуем с Вячеславом Гвоздевым в дни 70-летнего юбилея КГУ.
– Наш вуз – один из самых молодых классических университетов, – говорит Вячеслав Викторович. – В рейтинге классических вузов мы значимся в конце первой половины списка. Это очень неплохая позиция, потому что выше нас – старые вузы с именем. Мы вплотную их подпираем. И думаю, что будем медленно, но верно подниматься в этом списке. У нас есть для этого все необходимое.
– А коллеги и студенты из-за рубежа интересуются работой и учебой в курском госуниверситете?
– Самый главный наш партнер – Бохумский университет, очень старое и уважаемое учебное заведение Германии, земли Северный Рейн-Вестфалия. Немецкие географы и биологи проходят практику в Стрелецкой степи под Курском, наши студенты – по всей Северной Германии. Курский госуниверситет входит в состав Международного консорциума по изучению европейских культур вместе с вузами Великобритании, Германии, Австрии, Украины. Это означает, что через два-три года выпускники культурологического профиля будут получать наряду с дипломом КГУ дипломы ведущих европейских вузов.
В этом году мы впервые принимаем на учебу группу русистов-филологов из Турции. Для них по европейскому стандарту отремонтированы общежития. Но через пару лет планируем привести все общежития вуза в соответствие с современными нормами. Студенты колледжей США – филологи, социологи, политологи и экономисты, чья работа будет связана с Россией, – часто приезжают к нам на летние курсы изучать язык, культуру и быт.
– Чем привлекает американцев наша провинция?
– Они высоко ценят звание провинциального города. Слово «провинциальный» не несет у них ни малейшего отрицательного оттенка. Я их очень хорошо понимаю, потому что сам очень люблю провинцию. Безусловно, столица достойна уважения и почтения. Но лично для меня жить в Москве – это наказание. Мегаполис с огромными дистанциями и потоками машин не создан для удобства людей. Обожаю маленькие городки – Щигры, Обоянь, Елец Липецкой области. Тихо, спокойно, все под боком, природа рядом. Отношения совершенно другие: люди более спокойные, открытые. Провинция – понятие сугубо географическое, не более того, и американцы это осознают. Мы живем в провинциальном городе. И это великолепно.
– Аналитики предсказывают, что уже через два-три года схлынет поток поступающих даже в самые уважаемые вузы. Скажется спад рождаемости в конце 80-х – начале 90-х годов. Вы придаете значение этим трудностям?
– – Да, действительно, это так. Результаты анализа ситуации в старших классах, который мы проводим ежегодно, говорят, что этот демографический спад уже начался. Думаю, что, прежде всего, он ударит по вузам негосударственным. Я не прогнозирую заметного снижения конкурса в наш вуз из-за демографического провала. Более того, если конкурс на отдельные специальности несколько снизиться, это упростит нашу жизнь. Высокий конкурс – не всегда хорошо для вуза. Возникает ажиотаж, бывают попытки давления на администрацию и преподавателей.
– Какие специальности пользовались наибольшим спросом в этом году?
– Юридические и экономические. Очень высокий конкурс был на специальность «математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Удивительно, но абитуриентов не отпугнула сложность обучения.
– Перед тем, как открыть новую специальность, вы проводите исследование рынка труда в области, чтобы выпускники не остались без работы?
– У нас есть Центр профессиональной ориентации молодежи, который оказывает помощь студентам всех вузов. Не открываем ни одну специальность, выпускники которой не востребованы. С помощью специалистов этого Центра мы отслеживаем и уровень подготовки выпускников: устраивает он работодателей или нет, какие проблемы возникают во время работы.
– Чем вы недовольны как руководитель вуза?
– Жаль, что много времени отнимает текучка. Она мешает поразмышлять, подумать о перспективах, внимательно поработать с людьми. Посмотреть, что происходит на местах, на кафедрах университета. Это не значит, что я за этим не слежу, просто хотелось бы заняться этим более обстоятельно. Большая проблема – приобретение дорогостоящих приборов для исследований химиков, биологов, физиков. Это сотни тысяч долларов, только своими силами нам не обойтись.
– В течение семидесяти лет роль учителя в обществе толковали по-разному. От «учитель отвечает за все» до просто «урокодателя». Каким
вы видите современного учителя?
– Профессионализм – безусловно. Любовь к детям – безусловно, хоть я и боюсь этого слова. Я вообще не знаю, что такое, и это не только моя проблема. Слово «любовь» очень неопределенное, попробуйте найти ему точное определение. Я бы сказал по-другому: уважение учителя к ученику. Если это есть, если педагог видит в своем ученике личность – маленькую, несформировавшуюся, несозревшую, но личность – этого более чем достаточно. И, наверное, не у каждого учителя есть такое уважение к ученику, что весьма печально. Из-за этого бывают многие сложные моменты в жизни современной школы. Думаю, уважение – это главное. Все остальное можно приобрести.
Марина Смирнова
Комментарии читателей Оставить комментарий