Наше небо в чужих ушах

В распоряжении редакции "МК в Кузбассе" оказалась сенсационная информация: прослушать переговоры авиапилотов в Кемерове, оказывается, можно с помощью обычного радиоприемника-сканера китайского производства, настроенного на волну радио "Шансон".
Кемеровской транспортной прокуратурой 31 октября текущего года возбуждено уголовное дело по статье 207 УК РФ (лжетерроризм). "МК" удалось выяснить некоторые обстоятельства произошедшего.
В субботу 30 октября в кассу кемеровского аэропорта поступил телефонный звонок. Как прокомментировали в транспортной прокуратуре, звонил "мужчина среднего возраста". Из его слов кассир поняла только одно: существует возможность совершения террористического акта на одном из самолетов. Вот выдержка из постановления о возбуждении уголовного дела: "Согласно заявлению о преступлении, поступившему 30.10.04 от кассира аэропорта Кемерово, в 15 часов 25 минут на рабочий телефон поступило сообщение от мужчины о взрыве воздушного судна - акте терроризма. Проведенной проверкой установлено, что сообщение об акте терроризма, поступившее от мужчины, является заведомо ложным".
Сотрудники Кузбасского УВД на транспорте, благодаря предпринятым оперативным мероприятиям, суть которых ими не разглашается, смогли установить личность позвонившего и задержать его.
Любой рыбак знает...
За несколько дней до инцидента в редакцию "МК в Кузбассе" на телефон "Дежурного репортера "МК" позвонил наш читатель Александр Майоров. И рассказал такую историю.
...Месяца два назад Александр Майоров подарил своему отцу, проживающему в деревне Треща, дешевенький китайский "сканер". Такой, что продается в многочисленных киосках а-ля "1000 мелочей" рублей за пятьдесят-семьдесят. Вещь удобная, посчитал наш читатель: хоть такой радиоприемник без динамика, зато можно воткнуть в него наушники и слушать музыку. Подарил, а через какое-то время приехал в гости к отцу и решил проверить, работает ли его подарок. Включил приемник, настроился на местный радиоканал - музыка играет, красота! Как вдруг сквозь радиоэфир раздается: "Борт такой-то, займите такой-то эшелон". Жителя Трещи осенило: "Так это же летчик с диспетчером переговаривается!".
Наш читатель тут же обратился в "МК":
- Я и раньше слышал, как местные рыбаки рассказывали, что слышат на своих радиоприемниках воздушные переговоры, да как-то не придавал этому значения - мало ли что болтают. А тут сам стал невольным слушателем.
Меня это, признаться, поразило. Ведь сейчас в России развернута кампания по борьбе с терроризмом, а одной из трагедий последнего времени стало крушение двух самолетов, вылетевших из московского аэропорта. То есть воздушный транспорт - одна из возможных мишеней террористов. А тут такое - служебная информация по движению самолетов становится доступной любому желающему. Я решил предупредить всех, кто должен быть заинтересован в обеспечении безопасности полетов.
Глухой телефон
Среди телефонных звонков, которые в субботу 30 октября сделал Александр Майоров, были и звонки в линейный отдел внутренних дел, в кассу аэропорта и Федеральную службу безопасности.
Сначала Александр позвонил в аэропорт - он хотел переговорить с кем-то из местной службы безопасности, но в "09" (в телефонной распечатке звонок на городскую "справку" тоже зафиксирован) назвали только телефон авиакассы. Однако там Майоров, по собственному признанию, не смог добиться толка - свести его с нужными специалистами работник аэровокзала не смог. Как не смог посоветовать, куда еще можно обратиться. На вполне закономерный в подобной ситуации вопрос: "А что же вы будете делать, если возникнет возможность совершения теракта на борту воздушного судна?" - он тоже не получил ответа.
Однако на этом Александр Майоров решил не успокаиваться: позвонил в органы внутренних дел, которые призваны обеспечивать безопасность наземного и воздушного транспорта, в линейный отдел внутренних дел города Кемерово. Трубку снял дежурный по ЛОВД, с которым Александр давно знаком. Дело в том, что раньше наш читатель работал в службе охраны железной дороги и, выполняя свои обязанности, часто контактировал с сотрудниками милиции. Однако и здесь Александр не нашел понимания или хоть малейшего интереса к той информации, которой он располагал.
Тогда напоследок герой моего рассказа решил позвонить в ФСБ, которая, по его мнению, уж наверняка должна была заинтересоваться тем, что воздушные переговоры легко могут прослушиваться непричастными к авиации людьми. Представился, сообщил информацию, назвал свой телефон и адрес, попрощался. Как рассказывает Александр, звонок в ФСБ отличался от предыдущих - там его внимательно выслушали и, как ему показалось, действительно заинтересовались.
С чувством выполненного гражданского долга Александр Майоров лег спать...
"Гражданин" или "лжетеррорист"
А тем временем кассир аэропорта обратилась к своему начальству: она, как я уже упоминал выше, восприняла звонок господина Майорова как угрозу совершения теракта. Потом написала заявление в милицию - и уголовная машина закрутилась.
Теперь не грех упомянуть и о пресловутых оперативных мероприятиях, которые провели сотрудники ЛОВД. Вычислить "лжетеррориста" не представляло никакой проблемы, если учесть, что он не скрывался и даже сам назвал свои паспортные данные....
Ранним утром 31 октября Александра разбудил сильный стук в дверь. На пороге он увидел знакомого милиционера, который доставил его в топкинский ЛОВД. Здесь он провел более двух часов в "клетке", а уже потом был препровожден в ЛОВД областного центра. Никто никаких обвинений ему не предъявлял, а на свои вопросы задержанный так и не смог получить вразумительного ответа.
Через некоторое время в комнату, где находился Александр Майоров, пришла сотрудник пресс-службы ЛОВД с видеокамерой. Несмотря на то, что задержанный отказывался участвовать в видеосъемке, он был запечатлен на пленку, а затем до него донесли суровую правду жизни - он подозревается в лжетерроризме, угрозе взрыва самолета.
P.S. В этой необычной ситуации много странного и нелогичного. Настораживает то, что по-настоящему неравнодушный человек, который не смог пройти мимо того, что многих оставляет безразличными, стал жертвой собственного неравнодушия. Человек, который на самом деле решил помочь правоохранительным органам в борьбе с терроризмом (сам Путин просил: "Только вместе можно противостоять этому злу"), теперь находится под следствием.
Причем милиционеры считают, что проблем с поиском доказательств вины "лжетеррориста" возникнуть не должно и суд не за горами. Если последний сочтет обвинение, выдвинутое против Александра Майорова, обоснованным, тот может получить до трех лет лишения свободы. Вот так цена гражданской позиции!
...Едва ли утешением в этой ситуации может служить то, что переговоры между авиадиспетчерами и пилотами на приемнике Александра теперь практически не прослушиваются, лишь иногда сквозь веселые песни проскакивают позывные: "Я борт такой-то..."
Комментарии читателей Оставить комментарий