Бизнес приходит в жилкомхоз

Лет пять назад понятия "частный бизнес" и "жилкомхоз" были так же несовместимы, как лед и пламень. Не царское (в смысле - не "бизнесменовское") это дело - заниматься электросчетчиками, выбивать долги, чинить трубы, - думали многие. Куда как прибыльнее торговать нефтью, выплавлять металл и проч. Сейчас это уже не кажется таким удивительным - понемногу бизнес начинает вкладывать деньги в ЖКХ.
Недавно замгубернатора Александр Наумов пригласил на встречу с журналистами, что называется, "первопроходцев-частников".
Сейчас в Кузбассе существует около десятка крупных компаний, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, не очень хорошо обстоят дела в Прокопьевске. Неважно складывается ситуация в Ленинске-Кузнецком и Белове. По словам Александра Наумова, переговоры с компанией "Белон" на этот счет пока не дали результата. В Топках "Сибконкорду" хоть и удалось вывести горэлектросеть из стадии банкротства, оптимизировать платежи, о каких-то суперуспехах говорить пока рано. Явные результаты всего у нескольких предприятий. "Северо-Кузбасская энергетическая компания" наводит порядок в Березовском и в Кемерове, "Металлэнергофинанс" вкладывает деньги в объекты сетевого хозяйства Новокузнецка и Таштагола, "Кузбасской топливной компании" и другим структурам, находящимся в ведении Игоря Прокудина, досталась самая сложная - "районная" - коммуналка, а также весьма проблемным является Анжеро-Судженск... На главный вопрос: "Можно ли сделать ЖКХ рентабельным?" - представители компаний отвечают однозначно: "Да, можно, но при определенных условиях".
ЖКХ - сфера сложная и, что называется, неподъемная. Чтобы кардинально исправить положение, необходимо очень многое. Например, совершенствовать законодательство. Исполнительный директор МЭФ Азиз Багаутдинов рассказал: "Систему ЖКХ нужно менять изнутри, сделать это сможет частный капитал. Потому что здесь люди умеют и любят считать деньги. Но нужно менять законодательство. Сейчас, например, я не могу ни морально, ни физически ничего сделать с человеком, который ворует электроэнергию. Получается, что он просто "незаконно подключился". Вот если человек булку хлеба украдет в магазине, он уже вор. А здесь - ничего". И в самом деле: незаконное подключение вроде ненаказуемо. Хотя выливается в такие суммы, что и представить сложно. Например, генеральный директор СКЭК Дмитрий Волков привел следующие цифры: за 9 месяцев этого года 62 миллиона рублей не предъявлено никому. "Мы просто не знаем, - рассказал Дмитрий Иванович, - кто должен заплатить эти деньги, хотя проверили все пункты учета "Кузбассэнерго", все крупные предприятия". По оценкам специалистов СКЭК, порядка 50% из "неучтенки" складывается из несанкционированных подключений. А ведь "Кузбассэнерго" нужно заплатить по полной. Похожий пример привел и гендиректор "Кузбасской топливной компании" Игорь Прокудин: "Быстрой отдачи от реформ в ЖКХ ждать нельзя. Мы приходим в ту сферу, которая сейчас в упадке. Нужно закрыть льготы населению денежными субсидиями, перейти на адресную поддержку. Чтоб ЖКХ не стало аккумулятором долгов. Только тогда можно посчитать свой бизнес-план. Вот мы говорим, добились успехов, если раньше собирали 70% платежей, теперь 90%. А где остальные 10%? Ведь на них начисляются налоги и все остальное! Мы не просим больших тарифов, мы просим, чтоб в рамках тех договоров, которые есть, были обеспечены платежи. Тогда можно привлекать длинные инвестиции, брать кредиты в банках и вкладывать деньги в коммунальное хозяйство".
Специалисты утверждают: необходимо уходить от системы предоставления льгот, а социально незащищенным слоям населения выдавать субсидии. Только так можно вывести ЖКХ из кризиса. Дмитрий Волков привел пример города Березовского: "Этим опытом перевернуто сознание людей. К примеру, бабушка не может платить - большие тарифы. Да не в тарифах дело! Мы бабушке скажем: давайте, вы будете платить не от тарифа, а от того, сколько вы получаете и сколько можете заплатить. Я бы сказал, что от льгот нужно отходить... Либо льготы предоставлять, скажем, героям Советского Союза. Их на руках носить нужно! Или героям труда, каким-то выдающимся личностям... Но не всем! Ведь никто до сих пор не знает числа льготников. Например, я прочитал информацию о том, что самое большое количество льгот не у ветеранов, а у товарищей милиционеров. Поэтому защита человека должна быть по доходам".
Но о будущем разговор особый. А как быть с теми, кто уже накопил долгов столько, что и вовек не рассчитаться? Особенно это касается сельских территорий, глухих районов. Александр Наумов отметил, что единственный выход в этой ситуации - составление социальных паспортов на каждую семью и выделение нуждающимся адресных субсидий, но это - работа нескольких лет. "Многие семьи, - рассказал он, - пока не вписались в новые постперестроечные условия, и пока мы не закончим эту работу, выселять людей так грубо и резко, я считаю, безнравственно".
...Несмотря на то, что коммунальное хозяйство по-прежнему остается "рискованной зоной бизнеса", перспективы есть: по оценкам Александра Наумова, в будущем году в ЖКХ Кузбасса будет вложено порядка 400 миллионов рублей.
Комментарии читателей Оставить комментарий