]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Александр ПОЧИНОК: “НУЖНО ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ”

09:22 15.11.2005

Александр ПОЧИНОК: “НУЖНО ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ” С тем, что сейчас происходит в политической жизни страны, можно соглашаться, можно нет. Можно долго

Александр ПОЧИНОК: “НУЖНО ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ”

С тем, что сейчас происходит в политической жизни страны, можно соглашаться, можно нет. Можно долго дискутировать по поводу, нужна ли в России вертикаль власти, нужно ли больше самостоятельности регионам и так далее. Однако в силу ряда причин не все еще поняли, что такое вертикаль власти, для чего она нужна. Обо всем об этом очень подробным и доходчивым языком рассказывал на Ассамблее молодых журналистов Южного федерального округа, прошедшей в рамках проекта “Медиакратия” с 1 по 4 ноября в Ростове-на-Дону, заместитель полномочного представителя Президента в ЮФО Александр Петрович Починок. Не все принимают эту фигуру, но нельзя не признать, что его оригинальный взгляд на многие вопросы заслуживает серьезного внимания. Сегодня мы предоставляем вашему вниманию некоторые его мысли о ситуации в современной России.

—То, что сейчас пишут про последние инициативы полпредства, — говорит Александр Петрович, — напоминает историю о слоне и трех слепых. Если вырывать что-то из контекста, то будет в точности, как в той истории: один решил, что слон — это канат, другой — что это колонна, третий — что это стена.

О ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ

Что мы хотим сделать? Начнем с самого начала. Первое — чтобы каждый занимался своим делом. Федеральный центр, субъекты Федерации, органы местного самоуправления должны заниматься своими делами. У нас страна была построена так, что ответственность, возможности и права были переплетены настолько, что все отвечали за все. А это значило, что никто ни за что не отвечал. Отсюда вопрос: почему вертикаль власти должна строиться именно с органов местного самоуправления? Потому что без местного самоуправления она просто развалится. Всегда во все времена власть была успешной тогда, когда она зависела от людей. За исключением диктатуры. Но мы строим демократическое общество, а истинная демократия заключается именно в том, чтобы человек мог действительно участвовать в процессах управления. Каким образом? Да очень простым, но в то же время сложным способом. Нужно, реализуя 131-й закон, добиться того, чтобы все органы местного самоуправления знали, что у них есть. Я имею в виду имущество. “Страна наша велика и обильна, а порядка в ней нет”, — писалось в летописи. Парадоксально, но мы за тысячи лет так ничего и не сосчитали. У нас до сих пор нет ни нормального кадастрового земельного учета, ни учета собственности. Мы недавно проводили совещание, и результаты его просто шокирующие. Только тридцать процентов территорий более-менее готовы к 1 января к уплате налога на землю. Это значит, что глава района управляет тем, сам не знает чем. Ну и что, на первый взгляд, в этом такого? Поясню. Приходите вы, к примеру, к мэру Ростова, и он выделяет вам участок на Большой Садовой (центральная улица Ростова-на-Дону). Вы строите там, допустим, торговый комплекс. А придет еще один человек, и ему будет отказано. И ни один контролер не выяснит причины отказа. Просто потому, что этот участок нигде не учтен и никем не оценен. Мы не можем проверить и оценить имущество администрации просто потому, что не знаем, чем она обладает! И первая задача — сосчитать все объекты недвижимости и провести реформу бухгалтерского учета.

А СКОЛЬКО СТОИТ ГОРОД?

Когда мы говорим об изменении бухгалтерского учета для органов госвласти, то решаем одну очень простую задачу. Сейчас мы просто сравниваем доходы и расходы, и если они сошлись, то все более-менее нормально. Но, извините, сколько стоил тот же Волгоград или Ростов на то время, когда пришел новый мэр, и сколько он стоит спустя, допустим, год его руководства городом? Сколько стоит город на 1 января и сколько — на 31 декабря? Нужно считать не только дебет и кредит, но и активы в начале года и в конце. Только тогда мы получим представление о том, что сделала местная власть за год. Дороже город стал или дешевле. Подорожала земля, подорожали дома — хорошо! Если растет стоимость земли, недвижимости, значит, город развивается, развивается бизнес, значит, нормально работает администрация. К примеру, если на начало года город стоил сто миллионов, а к концу его цена возросла до полумиллиарда, разве это не хорошо? Разве это не показатель работы власти? Это одна, первая, крайне скучная, но необходимая вещь.

КУДА ДЕВАЛИСЬ ДЕНЬГИ?

Задача вторая: научиться правильно строить бюджет. Нормальных бюджетов у территорий не было. Почему? Потому что вся пирамида бюджетов была построена по принципу “Дядя, дай копеечку!”. Муниципалитеты обращались в бюджеты субъектов, субъекты — в федеральный бюджет с просьбой дать денег. И кто лучше попросил, тот больше и получил. Сегодня выгодно быть бедным, потому что дадут больше денег. И целые субъекты Федерации, используя очень красивую риторику, выступая, просят денег. Однажды на съезде народных депутатов один народный избранник встал и сказал примерно следующее: “Когда же страна накормит своих крестьян?” Вот такой подход до сих пор исповедуют некоторые главы субъектов. Он приходит, бедный, проблемы его одолели... И ему дают с каждым годом все больше и больше. Только в один Южный федеральный округ за последние четыре года уровень поступлений из федерального бюджета вырос в три с половиной раза! А результат? То, что сделали сами люди, бизнес, мы видим. А результата работы денег, выделенных федеральным центром, не видно. Потому что когда деньги дармовые, да еще и не твои, то не трудно догадаться, как к ним относятся. Мы должны научить сначала муниципалитеты, а потом и субъекты Федерации правильно формировать свои бюджеты. Каким образом? Просто поделить полномочия. Взять и четко прописать имеющиеся полномочия федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Договориться, что мы делегируем от федерального центра субъектам, от субъекта — органам местного самоуправления. Причем передавать не кусочками, а передавать целые блоки полномочий, чтобы у более низких уровней было как можно больше возможностей. Правда, порой доходит до абсурда. Как, например, вам такое полномочие: “право на изготовление техники для установки табличек на памятники культуры федерального значения”. Такое право прописано законодательно! Надо просто упорядочить имеющиеся полномочия и максимальное их количество передать на уровень муниципалитета или субъекта Федерации. Но не просто передать, а вместе с полномочиями передать и ответственность. Когда у вас есть полномочия, вы можете сформировать и бюджет.Уже адресный, целевой, а не смету. Ведь раньше как было? Вот, допустим, я глава района, у меня в районе девять школ, на которые необходимо одиннадцать миллионов рублей. С учетом повышающего коэффициента на следующий год получается двенадцать миллионов, потом — тринадцать... Но ведь у нас задача — не иметь столько-то школ или больниц, а научить столько-то людей или вылечить столько-то больных. Сейчас почему так нерационально тратятся деньги в здравоохранении? Потому что задача главного врача — доказать, что у него больше коек, что у него больше штат. Следовательно, он больше получит денег. Которые он не может перераспределять, доплатить тому, кто лучше работает. Но не дай бог он будет быстрее лечить больных и сократит количество коек. Потому что ему тут же уменьшат финансирование. Понимаете ужас ситуации? Опять-таки, мы хотим изменить эту ситуацию. Представьте себе, что у вас будут полномочия, у вас будут ресурсы, которые вы сможете заработать, а потом грамотно распределить. Ведь если тот же самый главврач отработает технологию, которая позволит лечить больного быстрее и качественнее, — почему бы ему за это не доплатить? Если есть учитель, который добивается лучших результатов, почему он не заслуживает повышенной зарплаты? Ведь все упирается только лишь в результат труда. Если работаешь хорошо, то хорошо и получаешь.

ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕКУ БЫЛО ХОРОШО

Следующий пункт — ответственность и подконтрольность. Традиционно деятельность глав субъектов Федераций в региональных СМИ как освещается? Приехал наш дорогой губернатор и подарил школу. Приехал наш любимый глава администрации области или края и подарил памятник. А почему никто не задумался, хорошо это или плохо? А может быть, школа здесь не нужна? А может, нужна и не одна, а несколько? Ведь мы, как простые граждане, плохо представляем себе, что требовать с главы муниципалитета, субъекта Федерации как органа власти. Именно поэтому мы предложили самый простой вариант: определяется набор показателей, которые характеризуют соблюдение Конституции на конкретной территории. Кстати, что требует Конституция? Она требует, чтобы человеку было хорошо. Поэтому в числе показателей будут и такие, как уровень жизни, возможность человека получить образование, лечение и так далее. Мы предложили набор показателей, опубликовали его во всех газетах. Не суть важно, каким он в конечном счете окажется, главное, что суть его от этого не изменится. Эти критерии будут наглядно характеризовать работу администрации на уровне муниципалитета, субъекта Федерации. Вступил в полномочия новый глава администрации — будь добр, опубликуй примерный план работы на ближайшие четыре года. По каждому показателю. Год прошел — независимый аудит и публикация, что же в итоге получилось. И тогда людям понятно, что за власть они избрали. Один показатель выполнен на семьдесят процентов, другой — на восемьдесят, третий — на сто, значит, все более-менее нормально. Тогда можно будет и выяснить, кто и как конкретно сработал.

Что мы сейчас предлагаем? Сейчас мы бьемся за программу поощрения активности местного самоуправления. Она работала в республиках бывшей Югославии и странах Латинской Америки. Программа очень простая. Выделяется грант на реализацию местных проектов. То есть собираются люди и решают, что им нужно сделать. Бюджет это финансирует. Это нужно для того, чтобы люди убедились, что эта важная для них вещь будет сделана, для этого выделились деньги, и вот появился результат. То есть люди выступают заказчиками, они же и контролируют. Если мы запустим эту систему, то проблема бабушки и водопровода (ситуация в одном из населенных пунктов Ставрополья, когда женщина обратилась к президенту с просьбой помочь починить водопровод, до которого у местных чиновников никак не доходили руки) решится сама собой. Потому что тогда мы получим активность людей, и это будет действительно местное самоуправление, потому что человек с полной уверенностью сможет сказать, что вот эта конкретная проблема для него сейчас особенно важна. Например, проведение в поселок газа важнее, чем проведение водопровода. Или наоборот. Или сначала нужно построить хорошую дорогу, потому что в распутицу из села не выедешь даже на тракторе. А строительство шикарного здания банка в центре столицы субъекта может и подождать.

Нужно заставить самих людей заниматься своими проблемами. Потому что никакая демократия не будет работать без, собственно, народа. Следовательно, появляется система оценки, появляется активность, появляется и система контроля. Вот это — третья группа вопросов.

Но есть еще один момент: что же должен делать федеральный центр? Федеральный центр должен в рамках своей ответственности снимать ограничения для развития территорий. Как? Очень просто. Выявить узкие места, определить, куда нужно направить деньги для того, чтобы эти узкие места расширить, и прямо сказать всем, что это будет сделано вот так. Самый простой пример: Волго-Донской канал рассчитан на пропуск 14,5 миллиона тонн грузов. Но один из шлюзовых узлов на канале рассчитан всего на 7 миллионов тонн груза. И все. И что хочешь делай — промышленность из-за этого развиваться не будет. Сейчас мы этот проблемный узел нащупали и за два года должны сделать вторую ветку, и только после этого система, которая еще по задумке Сталина должна пропускать 14,5 миллиона тонн грузов в год, заработает на полную мощность.

Еще пример — трасса М4, от Москвы до Сочи. Зимой пробка в сторону Москвы, где машины по неделе стоят без движения. Летом пробочка на юг, длиной километров в четыреста, начиная от Горячего Ключа. Убытки колоссальные. Это — федеральная трасса. И мы, федеральная власть, должны заложить в бюджет деньги, выделить их, и мы гарантируем, что к такому-то сроку эту проблему решим. Мы не должны строить ресторанчики, гостиницы, автозаправки вдоль этой дороги. Это все построит частный предприниматель. Наша задача — построить эту самую дорогу, взлетно-посадочные полосы аэродромов, железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач. Остальную инфраструктуру оборудует бизнес.

...ПЛЮС ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Следующая часть — максимальная открытость власти. Когда мы говорим о дебюрократизации, то подразумеваем, что все то, о чем я говорил выше, сработает, когда все процедуры будут максимально открыты. Взять, например, Ростовскую область, где как-то раз выстроили схему выделения земельных участков. Получился достаточно приличный лабиринт. И это в регионе, где процедура выделения земли — одна из самых простых. Если всю эту систему прошел за девять месяцев — просто молодец. А можно и несколько лет ходить. Что же творится в менее благополучных регионах? Почему так происходит? Да потому что любой чиновник управляет тем, на чем сидит. Он не публикует сведения о имеющихся земельных участках, об условиях подключения к коммунальным сетям. А это очень важно. Потому что, если вдруг вы завтра захотите построить какой-нибудь маленький магазинчик, вы можете подключиться к соседней подстанции, а можете протянуть тот же водопровод через полгорода. И цена строительства вашего магазинчика может вырасти в несколько раз. Естественно, любой человек предпочтет таким тратам подношение в конверте, чтобы вам дали возможность пройти необходимые бюрократические процедуры подешевле. Именно поэтому мы требуем сделать все процедуры максимально прозрачными и публичными. Земельные участки — со всеми подключениями, государственные заказы — то со всеми необходимыми документами... Взять, к примеру, Северную Корею. В этой стране при помощи Интернета возможно отследить любой документ. Более того, можно узнать, как это письмо гуляет по кабинетам и какой чиновник какую резолюцию на письмо наложил. Вот он — пример абсолютно прозрачной власти. Не скроешься, не спрячешься. И если принято какое-то коррупционное решение, то с корейского чиновника обязательно спросят. А спрашивать там умеют и делают это достаточно жестко.

Все говорят — “коррупция”, хотя на самом деле — это банальнейший способ зарабатывания денег на несовершенстве системы. Просто она так построена. Мы и предлагаем перестроить систему так, чтобы она не давала возможности брать взятки. И она заработает тогда, когда мы, граждане, научимся проявлять предельную активность и свою гражданскую позицию.

Темы: Волгоград, Внутренняя политика в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В Госдуму внесен законопроект о запрете сноса Мавзолея
Бывший министр транспорта России Роман Старовойт найден мертвым в Одинцово
Израиль хочет построить гигантский лагерь для 600 тысяч палестинцев
В Москве проходит прощание с экс-министром транспорта Романом Старовойтом
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
Избранное
Kulak «Светлый альбом»
«Дайте Два», 20 ноября, «Мумий Тролль Бар»
Трахиандра - описание, виды, уход и выращивание в домашних условиях
Евро-2020: кто виноват и что делать?
Джо Линн Тернер спел в Москве о политиках, ворующих наши деньги
Катрин Денев: «Невозможно быть красивой каждую минуту!»
Анимация «За кадром»
СерьГа «Тебя не сломать»
Король и Шут «Официальный саундрек. Часть 1» (интернет-релиз)
Кинопремьера «Елки 9»: как русская деревня встречает Джеки Чана
«Крематорий», 20 марта, ДК. им Горбунова
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.