Зинаида Гурова: “К Волгограду “привязана цепями”

Зинаида Гурова: “К Волгограду “привязана цепями”
В этом году заслуженная артистка РФ Зинаида Гурова отмечает 40-летие своей творческой деятельности. За эти годы актрисой сыграно более ста ролей, среди которых: Василиса (“На дне”), Параша (“Горячее сердце”), Климентина (“Забыть Герострата”), Леди Мильфорд (“Коварство и любовь”), Мария (“Мария Тюдор”), Вера (“Звезда немого кино”) и многие другие. А восемнадцать лет назад в Волгограде появился Театр одного актера. Основателем, художественным руководителем, режиссером и конечно же единственной актрисой этого театра является Зинаида Гурова, интервью с которой мы и предлагаем вашему вниманию.
— Зинаида Тихоновна, когда вы поняли, что театр — это ваша судьба?
— Правильным выбором своей жизненной дороги я обязана, в первую очередь, хорошим людям, которые помогли мне и моей сестре (тоже, кстати, ставшей актрисой) выжить в тяжелые послевоенные годы. Если бы не активная общественная жизнь, не элементарное человеческое участие школьных учителей, возможно, я бы так никогда и не догадалась бы о своем призвании. У меня рано проявились актерские и музыкальные способности. После девятого класса я поступила в Омскую театрально-драматическую студию. Там моими наставниками стали прекрасные педагоги — заслуженный деятель искусств В. Соколов и народная артистка РСФСР Т. Найденова. Они воспитали несколько поколений известных актеров, среди которых М. Ульянов и В. Дворжецкий. Позднее, работая в Омском музыкальном театре, я училась в Омском театральном училище по классу вокала и хорового дирижирования.
— У вас два высших образования (актерское и режиссерское), причем получали вы их уже будучи востребованной актрисой. Насколько важно для актера постоянное развитие?
— В нашей профессии надо учиться до гробовой доски, иначе станешь ремесленником. Я окончила Ярославский театральный институт (курс народного артиста СССР Ф. Шишигина) и Московскую академию переподготовки работников искусства, где моим наставником был заслуженный деятель искусств РФ режиссер Большого театра Н. Кузнецов. Естественно, меня никто не заставлял получать образование. Мой жизненный принцип — “Если ты что-то делаешь, то делай это хорошо”. Всегда злюсь на себя, если чего-то не знаю. Ненавижу посредственность. И не могу позволить себе быть дилетантом в своем деле. Вообще тема маленького человека — это не моя тема. Не считаю себя маленьким человеком, хоть дело мое — малые формы. У меня написана диссертация, которую не могу защитить. В наше время для ее защиты требуются деньги. А я так не хочу! Всю жизнь училась бесплатно. И не понимаю, зачем покупать себе дипломы или ученые степени.
— Вы играли в драмтеатре им. Горького, а когда он перестал существовать, создали свой Театр одного актера. Не страшно было начинать такое рискованное дело?
— Я никогда ничего и никого не боялась. Боюсь только творческой смерти. Мой театр рождался в экстремальных условиях. Я думала, что его создание — временная мера. Отар Джангишерашвили говорил, что он сам в Волгограде работает по контракту, и обещал прислать телеграмму с приглашением для работы на сцене НЭТа. И вот до сих пор, все 18 лет, я жду эту самую телеграмму (смеется).
Конечно, вначале я тосковала по ролям, по партнерам, а сейчас — нет. Думаю, что моим педагогам за меня не стыдно. Хочется поблагодарить всех тех, кто поддерживал меня в трудные минуты. Десять лет без арендной платы мой театр находился в музее-панораме. Сейчас меня приютила юридическая академия. Я 17 лет без помещения. Куда смотрит город? Хотя я давно заметила, что в нашем городе талантливым и порядочным людям приходится нелегко: Лапиков, Доронина, Смоктуновский здесь не задержались, не осели. Меня приглашали в театры других городов, в том числе и в Москву. Четыре года назад Армен Джигарханян звал в свой театр. Но муж (коренной сталинградец) и сын “привязали меня цепями” к этой земле. Я считаю, что нитка за иголкой должна идти, а жена — за мужем.
— Часто на сцене вы создаете образы сильных женщин. А в жизни и в искусстве женщина должна быть сильной?
— Женщина должна оставаться женщиной. Но, к сожалению, никому из нас никто ничего на блюдечке не подносит. Женщина, которая себя очень любит, не будет себя так тратить, как это делаю я. А мне приходится работать за десятерых мужиков. Мужчины, что работали у меня в качестве менеджеров, сбегали, так как нагрузка большая, а зарплата мизерная. В прошлом году мной был организован Международный фестиваль театров одного актера. Никто не верил, что это у меня получится. Но я потратила полтора месяца своего отпуска, работала за всех. И в результате фестиваль стал заметным событием не только для волгоградцев, но и для приезжавших артистов (Волгоград посетили театры из Польши, Латвии, Армении, Беларуси. — Прим. ред.). При Театре одного актера открылась студия “Дебют”, в которой я за два месяца с курсантами Волгоградской юридической академии поставила спектакль “Альпийская баллада” по повести В. Быкова.
— Ваш новый спектакль называется “День рождения Тортиллы”. Что заставило обратиться к пьесе для детей?
— Мне хочется познакомить детей с такой формой искусства, как театр одного актера. Многие годы я сотрудничаю с петербургским драматургом Леонидом Тучинским. Он прекрасно чувствует детскую душу. Его пьеса написана живым современным языком. Волгоградский композитор Павел Морозов написал замечательную музыку. В итоге получился добрый, светлый спектакль, который очень хорошо принимают маленькие зрители. Правда, медлительной черепахи из меня не получается. Я скорее Ниндзя, чем Тортилла.
Комментарии читателей Оставить комментарий