ДЛЯ МАРШРУТОК И МАРШРУТЧИКОВ ЗАКОН ЕЩЕ НЕ ПИСАН

ДЛЯ МАРШРУТОК И МАРШРУТЧИКОВ ЗАКОН ЕЩЕ НЕ ПИСАН
Поводом для написания этого материала, как это часто и случается, послужил звонок одной из наших читательниц. Светлана Николаевна позвонила нам для того, чтобы выплеснуть свою боль и возмущение.
“Вы знаете, у меня просто нет слов, — сказала она, — чтобы назвать то, что произошло. Я не скандалистка, не хулиганка, работаю врачом, но меня сегодня ни за что ни про что высадили из маршрутки за то, что я попросила водителя не курить в салоне — я просто задыхаюсь от дыма, да и почему пассажиры должны с утра дышать сигаретным дымом? Я не грубила, не кричала, я просто вежливо попросила его об этом... После чего нас просто-напросто вышвырнули из машины. Нас всего ехало утром трое, и когда я обратилась со своей просьбой к водителю, то он остановился — причем не на остановке, а в буквальном смысле слова на пустыре, сказал, что маршрутка сломалась и дальше не пойдет, выкинул нам по десятке, развернулся и уехал...”
К сожалению, Светлана Николаевна не смогла ни запомнить, ни записать номера этой маршрутки, поскольку он был забрызган грязью, а в салоне не было ни каких-либо реквизитов фирмы, от которой работает эта машина, ни каких-либо данных о водителе. Если кому-то из руководителей это интересно, то сообщаем, что это была машина, работающая по маршруту № 44, время — примерно 8.40 утра 18 января. Вряд ли кто-то будет разбираться в этом, но... А вдруг? К величайшему нашему сожалению, таких жалоб на водителей маршрутных такси у нас далеко не единицы и даже не десятки, а гораздо больше. И сколько еще тех, кто не жалуется, мирясь с таким положением вещей... Да практически каждый из нас хоть раз да сталкивался с подобным хамством в этом виде транспорта. В октябре члены общественной организации “Союз транспортников” провели акцию: “За высокую культуру обслуживания пассажиров на маршрутках”. Из всех поступивших за это время жалоб и предложений самое большое количество было именно по поводу грубости и хамства водителей маршруток.
В чем же дело? Почему это стало чуть ли не нормой для водителей этого вида транспорта? У них ответ один: “Моя машина — что хочу, то и делаю!” Да, это и в самом деле чаще всего частные машины, но в то же время и общественный транспорт! У нас на сегодняшний день и автобусов достаточно много частных, но ведь в автобусе — даже собственном — водителю вряд ли придет в голову включить музыку так громко, что уши впору затыкать, или на просьбу пассажира не курить остановиться и высадить всех из автобуса посреди дороги...
Суть проблемы заключается, наверное, все-таки в невысокой общей культуре водительского состава и в том, что собственники (а большинство машин все-таки принадлежат каким-то фирмам и организациям, у которых есть один собственник) на это не обращают внимания. Да и то сказать: зачем? Им ведь главное, чтобы доходы были...
Здесь сам собой напрашивается вопрос: неужели у нас нет никакой возможности, чтобы хоть как-то повлиять на эту ситуацию? Кто-то же должен иметь полномочия контролировать работу маршруток и маршрутчиков!..
ГАИ? Но ГАИ контролирует только соблюдение ими Правил дорожного движения, то есть то, как они ведут себя на дороге, хотя и здесь тоже нареканий очень много.
О МАРШРУТКАХ В 1979-м ЕЩЕ НЕ ЗНАЛИ!..
Лицензии же на осуществление деятельности по перевозке пассажиров им выдает областное отделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (так теперь называется тот орган, который назывался Российской транспортной инспекцией). Логично было бы предположить, что и следить за выполнением маршрутчиками правил перевозки этих самых пассажиров должно оно. Вопрос к руководителю Волгоградского отделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. С. Поляничкину:
— Валерий Сергеевич, как же так получается, что маршрутчики выезжают в рейсы без медицинского, без технического осмотров, с купленными правами?
— А вот так и получается, что никто у нас не может это проконтролировать. Вот вам пример. Мы проводим рейд, выявляем нарушителей, пишем предписание. Предприниматель, то есть хозяин маршрута, платит штраф и продолжает работать дальше. Мы одному и тому же предпринимателю столько штрафов выписываем!.. И хорошо еще если он этот штраф платит, а то иногда суд выносит решение о том, что ни водитель, ни предприниматель не виноваты! У него технического освидетельствования нет, медицинского осмотра нет, путевого листа нет, а судья говорит: “Ну он же никого не убил!” Нет, мы будем ждать, когда он кого-нибудь убьет, и только тогда уже накажем!
— Так кто же в этом виноват? Суды?
— Да нет, не суды, конечно, а общая законодательная база по этому вопросу, которая просто-напросто отсутствует. Причем я вам скажу, что проблема эта российская. За рубежом такого понимания демократии, как у нас, нет. Демократия у нас — это анархия и вседозволенность. Тому же маршрутчику говоришь о правилах и законах, а он тебе в ответ: “Чего вы мне тут правила суете, я хозяин этой машины, что хочу, то и делаю!” У нас нет четкой регламентации законодательной, что он может делать, а что — нет. Нет вообще никакого закона об этом. Почему бы, например, не сделать элементарно: не ввести жесткие требования? Мы сегодня работаем по “Правилам пассажирских перевозок”, которые, знаете, когда принимались? В 1979 году! С тех пор не было принято ничего нового, кроме дополнений к ним, которые тоже в последний раз принимались в 1981-м! Сами понимаете, в то время совсем другая страна и другая система была, и о маршрутках и маршрутчиках тогда еще и знать ничего не знали. У нас на сегодняшний день даже “Закон о безопасности дорожного движения” работает только частично, да и сам по себе он всего лишь чисто декларативный. За рубежом все совсем иначе. Там есть ассоциация, которая дает рекомендации соответствующим органам и структурам. Без этой рекомендации ассоциации перевозчиков никто никогда не получит лицензии, и у них там все они на строгом учете. Не дай бог, ты нарушил какие-то правила, все — можешь попрощаться навсегда с этим видом деятельности, ты уже никогда не будешь им заниматься. У нас же вот в “Союзе транспортников” попытались создать своеобразную сводную ведомость водителей, которые постоянно нарушают правила, чтобы при желании любой работодатель мог узнать о нем все, прежде чем принимать на работу. Так им сказали, что они не имеют на это права, поскольку таким образом они якобы нарушают права человека. Предприниматель, у которого мы забираем лицензию, может тут же принести нам документы на открытие того же самого маршрута, например, на жену. И мы не имеем права не позволить его открыть, этот маршрут, потому что проверять там пока нечего, — он, этот новый предприниматель, еще не начал работать. В течение месяца мы рассматриваем документы, и маршрут начинает работать. С теми же нарушениями. Предписание, штраф, закрытие, а он уже несет документы на открытие того же маршрута на тещу... И так до бесконечности! А уж сколько мы с ними, с этими нерадивыми предпринимателями, судов выдержали — и не сосчитать. Пока не будет порядка в законодательстве, никакого порядка в перевозках не будет. Особенно на маршрутках.
СЛОВА К ДЕЛУ НЕ ПРИШЬЕШЬ
Наверное, нет уже такого человека, который хотя бы раз в своей жизни не ездил в маршрутках и не лицезрел “надверного творчества” водителей этих самых “Газелей” — объявлений различного рода, среди которых “хлопнешь дверью — станешь льготником” — одно из самых безобидных.
Добавить к этому порой безграничное хамство маршрутчиков по поводу и без повода, слишком громкую музыку, из-за которой водитель не слышит названия остановки, а потом кричит на пассажиров, что те очень тихо говорят и — самую, наверное, главную беду “Газелей” — курение в салонах, то становится понятным, вежливость и водитель маршрутки — это “две вещи несовместимых”. Как бороться с этим злом и можно ли вообще бороться? С этим вопросом мы обратились к начальнику АТИ и РЭР ОГИБДД УВД Волгограда подполковнику милиции Владимиру Скабелину:
— У нас получается такая система: к маршрутчикам, а точнее — к тем лицам, кто осуществляет коммерческие пассажирские перевозки на территории Волгограда, действительно есть претензии по качеству обслуживания. Имеются сведения о том, что некоторые водители ведут себя очень по-хамски по отношению к пассажирам. Допустим, громко играет музыка, пассажиры делают замечание, водитель останавливает машину и в грубой форме требует освободить салон. Не так оторвал билет, не так закрыл дверь, что-то невежливо, по мнению водителя, сказал — результат один... А ведь это такая же сфера услуг! Если мы говорим о том, что продавец должен вежливо обращаться с покупателем, то почему это правило не распространяется на водителей маршруток?
Допустим, водитель курит в салоне. Значит, курят все пассажиры. Ведь водительское место в “Газели”, считай, находится в салоне. Это не большой автобус, где водитель отгорожен внушительной перегородкой. А в маршрутках ездят не только мужчины, но и дети, беременные женщины, для которых табачный дым, мягко говоря, противопоказан.
Что нужно сделать для того, чтобы привлечь к ответственности водителя или перевозчика? Нужны факты. Их у нас пока нет. Есть только общие сведения на уровне слухов. Но этого к делу не пришьешь. Чтобы мы могли разобраться по этому факту, нужно конкретное заявление с указанием номера маршрута, госномера маршрутки. Причем бумага пишется в нескольких экземплярах: один — в Управление государственного автомобильного надзора по Волгоградской области, потому что именно эта организация выдает лицензии на право заниматься пассажирскими перевозками. Еще один экземпляр отправляется в департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
И уже по результатам рассмотрения заявления человека мы сможем привлечь водителя или перевозчика к ответственности, рассмотрев, допустим, его проступок на комиссии по БДД.
P.S. А законодатель, судя по всему, не торопится этим заниматься: даже на рассмотрении ни в Государственной Думе, ни в нашем региональном законодательном собрании ничего подобного и близко нет. Да и то верно: законодателям нашим, поди, на этом виде транспорта ездить не приходится — все больше на служебных автомобилях как-то... А о том, что выбирали их люди, которые каждый день сталкиваются с таким вот хамством в маршрутках, они и думать давно забыли. Нам же пока остается уповать только на то, что общечеловеческие ценности в нашем обществе все-таки возобладают.
Комментарии читателей Оставить комментарий