Игра в бутылочку

Ситуация, сложившаяся на алкогольном рынке после 1 июля, чем-то напоминает эту игру: если уж указало на тебя бутылочное горлышко, то хочешь не хочешь, а выполняй все требования ведущего, который крутит на полу бутылку. Тут уж играй по этим правилам или не играй вовсе.
И такой выбор уже пришлось сделать тем производителям алкоголя, для которых правила игры, определенные Федеральным законом “О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, оказались неприемлемыми. А это и высоко установленная для таких предприятий планка уставного капитала, и ужесточение лицензионных требований и условий, и обязательное подключение к ЕГАИС – Единой государственной автоматизированной информационной системе. В результате из 16 работавших в Ростовской области винно-водочных предприятий осталось 11.
- Среди тех, кто оказался не готовым к работе в новых условиях, – Мариинский (единственный в области!) спиртзавод, Шахтинский винно-водочный завод, предприятия по первичной переработке виноматериалов “Краснодонское” и “Донская чаша”, - говорит начальник отдела по производству алкогольной продукции, пива и табачных изделий минсельхозпрода области Людмила Андреева. - До сих пор не получили в Москве соответствующую лицензию Ростовский винно-водочный и Новочеркасский винный заводы...
Как видим, введенный в действие закон нанес прибыльной для областного бюджета отрасли серьезный удар. И это уже негативным образом отразилось на структуре областного рынка алкогольной продукции. Если в первом полугодии прошлого года ее доля в объемах поставок для розничной торговли и общественного питания составляла 32,7%, то на сегодняшний день – 25,6%. Чувствуете разницу?
- Существенное снижение объемов поставок в расчете на душу населения произошло во многих городах и муниципальных районах, - говорит начальник отдела координации оборота алкогольной продукции и лицензирования областного управления потребительского рынка товаров и услуг Татьяна Мамлина. – Например, в Ростове – на два с половиной литра по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Донецке – на два. К тому же, из-за того, что с 1 июля розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять только организации при наличии лицензии, а индивидуальные предприниматели утратили такое право, у нас произошло сокращение лицензированной розничной торговой сети от 40% в городах и до 70% в отдаленных районах области.
Сегодня у нас, оказывается, немало сельских населенных пунктов, где вообще не осталось магазинов, реализующих алкогольную продукцию. Такое наблюдается впервые после 1986 года, когда в стране была объявлена пресловутая борьба с пьянством и алкоголизмом.
Нестабильность на алкогольном рынке уже привела к тому, что на него хлынул поток нелегального алкоголя. Причем под известными торговыми марками. А ведь новая система контроля – ЭГАИС, которую поставщики и продавцы алкоголя уже прозвали похожим по звучанию словом “эгоист”, была как раз и призвана поставить заслон теневому обороту вина и водки.
Но маркировка бутылок федеральной специальной маркой нового образца не предусматривает системы ее гашения. А это значит, что после продажи в магазине такую бутылку вполне можно будет использовать для наполнения какой-нибудь левой “бормотухой”.
В общем, хотелось как лучше, а получилось как у нас получается всегда.
Олег ГРИШЕНКОВ
Комментарии читателей Оставить комментарий