«Карточный» долг

«Карточный» долг
Телефонные операторы решили, что за «повременку» заплатят пользователи модемного Интернета. Цена на него возросла на треть.
Повременная плата за местную телефонную связь может быть введена в Ростовской области не раньше мая, но уже сегодня некоторые группы клиентов ощутили на себе тяжесть грядущих нововведений. Речь о тех, кто для выхода в Интернет использует коммутируемый доступ (dial-up) и авансовый способ оплаты с помощью карт. Для них с 1 января все ростовские Интернет-провайдеры одновременно подняли расценки минимум на 35-40 %.
По словам альтернативных провайдеров, инициатором повышения цен на «карточный» Интернет стал связевой монополист – компания «ЮТК». Вслед за ней подняли цены и остальные игроки рынка. До новогодних праздников клиенты, приобретавшие карты мелких номиналов (36-50 руб.), оплачивали час пребывания в Интернете 16-18 руб. (в дневное время). Сегодня они заплатят за тот же час уже 22,5-25 руб. Стоимость времени в картах и пакетах крупных номиналов (30-150 часов) у альтернативных провайдеров, например «ЦТС» или Overline, повысилась еще больше – на 45-80 %. Кроме того, Overline «срезал» ночные скидки на пребывание в сети с
30 % до 10 %, а JeoComm отменил популярный тариф с оплатой по трафику, который был весьма удобен тем, кому необходим постоянный доступ в Интернет, но при этом не требуются высокие скорости ADSL, цены на который пока остались неизменными.
Похоже, что инициатива эта – исключительно ростовская, поскольку в других регионах ЮФО – Краснодаре, Ставрополе, Волгограде, Астрахани цены на Интернет по картам, судя по прайсам ЮТК, составляют в дневное время 14-18 руб. в час.
Среди клиентов, по которым ударит нынешнее подорожание Интернета, – не только домашние пользователи, но и множество мелких предпринимателей и компаний малого бизнеса, часто использующих dial-up в качестве основного канала. Число таких клиентов в Ростове по самым скромным подсчетам составляет не менее 100-120 тыс. человек. Например, только у «ЦТС» таких абонентов 60 тыс., в то время как ADSL-доступом пользуются 20-25 тыс. клиентов (среди них как домашние пользователи, так и юрлица, поэтому число реальных пользователей выше). Что касается других городов и поселков области, где цифровая телефония не так распространена, то там dial-up – основной вид доступа в Интернет.
Объясняя причину нынешнего повышения цен на «карточный» Интернет, альтернативные провайдеры дают весьма краткий комментарий: «Цены изменились в связи со вступлением в силу новых правил межоператорских расчетов». Что это за правила, кто их ввел и на каком основании, клиентам, к сожалению, не объясняют, а самостоятельно разбираться в несметном множестве документов, регулирующих отрасль связи, вряд ли кто-то станет. В ЮТК тоже ограничились лаконичным комментарием.
- Повышение тарифов связано, прежде всего, с необходимостью их приведения к действующей нормативной базе, а также упорядочивания взаиморасчетов с альтернативными операторами (Интернет-провайдерами), - сообщила корреспонденту N начальник отдела по связям с общественностью ОАО «ЮТК» Елена Ваганова. – В настоящее время тарифы на коммутируемый доступ в Интернет в филиалах ОАО «ЮТК» приведены в соответствие с действующим законодательством. Тарифы для Ростовской области устанавливались исходя из себестоимости и конкурентной среды региона.
Г-жа Ваганова также отметила, что повышение цен на коммутируемый доступ не связано с будущим введением повременной платы за телефон. В отделе ценообразования ростовского филиала ЮТК заявили также, что повышение цен вызвано ростом инфляции, увеличением дилерских отчислений и затрат на выпуск карт.
Однако есть и другие мнения по данному вопросу. Представитель одной из компаний-провайдеров в неофициальной беседе с корреспондентом N сообщил, что повышение цен на «карточный» Интернет-доступ напрямую связано с грядущим введением повременной платы за телефонную связь. Ранее звонки из сети одного проводного оператора в сеть другого были бесплатными, теперь за обмен трафиком операторы хотят получать отчисления и потому заключили соответствующее межоператорское соглашение. В среднем услуга передачи звонка из сети в сеть стоит 9-12 руб. за час разговора. Квалифицируя модемное соединение как обычный телефонный звонок, операторы приравняли пользователей dial-up Интернета к долгоговорящим телефонным абонентам, и потому с них теперь взимают деньги не только за доступ в сеть, но и за занятость линии как за повременный телефонный разговор. Эта надбавка и вошла в новые карточные тарифы.
Полученное объяснение идет вразрез с недавними заявлениями руководителей ЮТК, которые обещали, что новые правила «повременки» не коснутся расценок на модемный доступ в Интернет. Впрочем, юрлицам ЮТК оставила некую поблажку: те, кто заключит договор на постоянное обслуживание, получат прежние цены. Но в этом случае у них уже не будет возможности выбирать провайдера. То же самое ожидает и частных пользователей. Для своих телефонных абонентов и ЮТК, и «ЦТС» предлагают услугу предоставления коммутируемого Интернет-доступа в кредит по прежним ценам, с оплатой в конце месяца за время, проведенное в сети. Подобная жесткая привязка к оператору, которая, кстати, присутствует и у новой технологии ADSL, вряд ли пойдет на пользу клиентам. Если у провайдера неполадки в сети, вход в нее вам, увы, будет заказан. В отличие от абонентов ADSL, обладатели обычных модемов могут приобретать карты разных провайдеров и потому более свободны в выборе поставщиков услуг. Теперь такая свобода влетит им в копеечку.
Похоже, провайдеры изобрели новый способ борьбы с конкурентами. «Карточный» клиент – самый ненадежный, того и гляди, купит карту доступа у конкурента. Кроме того, карты позволяют клиенту более жестко контролировать свои траты на Интернет. Те же, кто использует другие схемы оплаты (кредитную, с оплатой по факту или тарифы с дополнительным начислением за перерасход трафика), могут за месяц потратить на доступ в сеть гораздо больше, чем рассчитывали, особенно с высокоскоростной ADSL. Такие клиенты более выгодны оператору, чем экономные «карточники». И, возможно, у оператора возникает соблазн постараться сделать так, чтобы число первых увеличилось, а число последних – сократилось.
Сами операторы считают, что ADSL развивается достаточно активно, и потому нет никакой необходимости в искусственной стимуляции спроса. По словам операторов, несмотря на привлекательные маркетинговые акции по продвижению ADSL, многие пользователи предпочитают оставаться на коммутируемом доступе.
Число таких клиентов не только не уменьшается, но и продолжает расти, вероятно, потому, что устойчивый коммутируемый доступ на цифровой линии их полностью устраивает. Для электронной почты, ICQ и даже просмотра сайтов дома или в офисе на 5 рабочих мест его скоростей вполне достаточно, а музыку, фильмы и гигабайты софта такие клиенты просто не качают. Это ведь все равно стоит денег. А если и предлагается бесплатно, то лишь по недосмотру правоохранительных органов.
Любопытная подробность: если телефонный номер, с которого осуществляется доступ в Интернет, и модемный пул провайдера находятся в пределах телефонной сети одного оператора, то передачи звонка из сети в сеть не происходит. Однако скидок клиенту, работающему по картам, в этом случае все равно не положено, поскольку у операторов нет технических средств для выяснения столь «незначительных» подробностей.
По мнению N, в нынешней ситуации надзорным органам, осуществляющим контроль над отраслью связи, стоит проверить, насколько законно такое взимание денег за неоказанные услуги, и можно ли приравнивать телематические услуги доступа в Интернет к обычной телефонной связи, тем самым заставляя клиента платить дважды? Непонятно также, почему часть клиентов уже сегодня фактически оплачивает «повременку», хотя она еще не введена, а другие свободны от этих дополнительных сборов.
Андрей Чернов
Комментарии читателей Оставить комментарий