Загадки Чехова

Загадки Чехова
20 октября телерадиокомпания «Дон-ТР» представит работу редкого для нынешнего телевидения жанра: фильм-спектакль «Архиерей».
Эту работу ростовские тележурналисты посвящают грядущему 150-летию Чехова: ведь в основе снятого ими музыкального спектакля – одноименный рассказ Чехова. В спектакле заняты таганрогские артисты, музыка – ростовского композитора Виталия Ходоша.
…В последнее время мы часто слышим от кинематографистов жалобы на то, как ограничивает полет их творческой фантазии «формат» - т.е. набор жестких формальных требований. Однако на этот раз создателям фильма-спектакля впору пропеть хвалу формату: ведь благодаря разнице между предусмотренным им временем и продолжительностью спектакля, у них осталось 10 свободных минут. И они сделали сюжет о предыстории «Архиерея». Не спектакля, а самого рассказа.
- От замысла «Архиерея» до его написания прошло 15 лет. Писал его Чехов два года. Мучительно и долго. По прочтении этого рассказа, после знакомства с чеховской перепиской тех лет становится понятно, что в «Архиерее» отразились автобиографические моменты, – говорит одна из создательниц этого фильма в фильме Любовь Суркова. - Церковный мир был ему знаком: когда-то в Таганроге Антоша Чехов пел в церковном хоре и вставал ни свет ни заря, чтобы не опоздать на службы…
К сорока годам Антон Павлович уже, безусловно, подводил жизненные итоги, - недаром в это время, спустя пару месяцев после женитьбы, написал завещание, определив, что останется родным, что родному городу Таганрогу. Интересно, что о своем герое, архиерее, к которому Чехов относится с явным сочувствием, он пишет так: «…вот достиг он всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но все же не все было ясно, чего-то еще недоставало, и все еще казалось, что нет у него чего-то самого важного»…
Ирина Малых, сотрудница Таганрогского историко-литературного музея-заповедника, обратила наше внимание на такую деталь: когда в рассказе в гости к архиерею приехала племянница, то вид у нее был такой: «рыжие волосы по обыкновению поднимались из-за гребенки, как сияние». И что же? Оказывается, у Маши, сестры Чехова, в детстве была такая же гребенка, и волосы поднимались над головой, как описано в рассказе, и даже прозвище у Маши было – Сияние! Случайное ли это совпадение?
Мы снимали некоторые моменты на Вербу и на Пасху, потому что действие рассказа происходит между Вербным воскресеньем и Пасхой. А еще герою перед его земным концом прошлое представлялось «живым, прекрасным, радостным, каким, вероятно, никогда и не было». Режиссер Людмила Рублевская мучилась, как перевести в зрительный ряд эти чеховские строки, и решение пришло к ней во сне: архиерей видит себя ребенком, идущим по полю диких тюльпанов. Этот эпизод, тоже по весне, мы снимали в Орловском районе.
Премьера фильма-спектакля «Архиерей» состоится на канале «Россия - Дон-ТР».
Марина КАМИНСКАЯ
Комментарии читателей Оставить комментарий