«Хочу мультик!»
- такое требование мама может услышать даже от годовалого малыша. Завораживающие картинки с яркими персонажами, веселыми голосами и ненавязчивой мелодией на долгое время притягивают взгляд ребенка. Многие родители находят в мультфильмах спасение: малыш сидит на месте, не капризничает, с удовольствием кушает — он замер перед телевизором. «Пока сынок смотрит мультики, я могу спокойно хлопотать на кухне или принять душ», — часто говорят молодые мамы. Но так ли это полезно для подрастающего организма? «Я категорически запрещаю родителям включать ребенку телевизор до трех лет! — сурово, даже несколько раздраженно рассказывает врач-окулист Л.В. Андреева. — Вы только вдумайтесь в эти цифры: 70% детей, надевших очки до 15 лет, испортили зрение именно с помощью телевизора! Раньше у нас была проблема с детьми, которых рано научили читать и давали неприспособленные для детских глаз книги. Но это были десятки случаев. А сейчас я наблюдаю нарушение зрения у каждого пятого ребенка!». Оказывается, для детских глаз просмотр телевизора опасен статичностью. Даже если действие на экране быстро сменяется, мы смотрим в одном направлении, и наш зрачок остается неподвижен. «Если мы просто смотрим в окно, то вряд ли задержим взгляд на чем-либо больше минуты, — поясняет Любовь Васильевна. — А при просмотре телевизора мы глядим в одну точку все время, пока не отвернемся». При этом глазные мышцы атрофируются — и возникает близорукость, а при перенапряжении может возникнуть астигматизм. То, что «от телевизора глаза портятся», нам говорили еще наши собственные родители. А вот негативное влияние «голубого экрана» на речевое развитие ребенка для многих мам станет откровением. Казалось бы, малыш, напротив, должен раньше заговорить, слыша ежедневно веселые песенки Винни-Пуха или монологи попугая Кеши. «Да, действительно, в последнее время дети позже начинают разговаривать. Лично я связываю это именно с просмотром телевизора, — рассказывает Наталья Щукина, логопед. — Родители забывают про такую важную составляющую, как «фон тишины». Ребенок должен слышать только ваш и свой голос, тогда он начнет повторять слова и пытаться сам воспроизвести их. На первых порах родители радуются, что ребенок повторяет короткие слова за мультипликационными персонажами: «Бух», «Мяу», «Гав», «Ку-ку», и считают, что подобные просмотры воспитывают ребенка. Но потом развитие речи затормаживается. Во-первых, из-за переизбытка шума: ребенку сложно различать слова в гомоне звуков и музыки. Во-вторых, из-за быстрого темпа речи мультперсонажей. А самое главное - ребенок не улавливает связи между словом и действием. И начинает относиться к речи как к еще одному источнику шума». Противниками «телеразвития» являются и хирурги, которые не одобряют многочасового сидения ребенка в неудобной позе. «Малыши должны бегать и прыгать, а не сидеть, скрючившись и задрав вверх голову», — констатируют они. Против чрезмерной нагрузки неокрепшего мозга ребенка ненужной информацией выступают невропатологи: «Постоянная смена цветов, излишний шум, агрессивность поведения персонажей — все это негативно сказывается на нервной системе детей. Неужели все забыли про японский мультфильм, вызвавший у десятков детей, страдающих эпилепсией, припадок, а у здоровых — длительные приступы головной боли?! ». … Но, несмотря на все эти предостережения (о которых говорят мамам все специалисты во время плановых осмотров), немногие способны отказаться от такого способа «отдыха». В этом случае можно свести весь вышеперечисленный урон от просмотра телевизора к минимуму, если соблюдать следующие рекомендации врачей: — Просмотр телевизора не должен превышать 30 минут в день. Разбейте это время на несколько частей и сразу же выключайте телевизор, как только ребенок начинает терять к происходящему на экране интерес. — Предпочтение в выборе мультфильмов отдавайте старым советским, выпуска 50 -80- х годов. Они не очень яркие (по сравнению, например, с продукцией Диснея), зато неагрессивны и содержат поучительную информацию. — Хороший детский мультик должен иметь в кадре мало деталей (полностью зарисованный экран утомляет ребенка), ненавязчивую музыку. Приветствуются простые монологи, называющие действие или предмет. — Избегайте мультфильмов со сценами агрессии (популярный «Ну, погоди», как и его американский аналог «Том и Джерри», для дошкольника не подходит). Если на экране старуха Шапокляк пинает мусорный жбан, объясните ребенку, что так делать нельзя. — Каждый новый мультфильм смотрите вместе, комментируя происходящее ребенку: «Это собака. Она бежит за котенком. Котенок залез на дерево». Просите малыша повторять движения персонажа: попрыгать, похлопать в ладоши, погладить куклу. — Если есть возможность, приобретите вместо обычных мультиков обучающие программы. Их можно найти в любом крупном медиамагазине. Дошкольник с одинаковым удовольствием смотрит и шалости Винни-Пуха, и иллюстрированную азбуку на экране. А пользы от последней гораздо больше. Но каким бы интересным и поучительным ни был мультфильм, он никогда не заменит ребенку родительского внимания. Поэтому, выключив телевизор, возьмите за правило обнять своего малыша, поговорить с ним или почитать книжку. Для ребенка это гораздо важнее самого красочного «мультика». Людмила МЕЛЬНИКОВА

Комментарии читателей Оставить комментарий