Ольга ВОЙТОВИЧ, директор центра занятости населения Каменска-Шахтинского: «Наше новое наступление»
Ольга ВОЙТОВИЧ, директор центра занятости населения Каменска-Шахтинского: «Наше новое наступление» Для чего нужна профориентация? Ответ на этот вопрос может быть и таким - чтобы не сделать ошибки. Иногда родители, желая исключительно добра, дают ребенку совет «кем быть?», исходя из собственных представлений. Но именно в этот момент и может быть сделана одна из ошибок, которая впоследствии приводит к тому, что путь к любимому делу становится долгим и трудным. Выслушав советы родителей, родственников, знакомых, иногда вопреки своим интересам, способностям, наклонностям идет учиться тому, чем он никогда не станет заниматься в жизни. Программы профориентационной работы, которые служба занятости реализует совместно с учебными заведениями, как раз и нацелены на то, чтобы, учитывая способности и желания молодых людей, выбирающих профессию, дать компетентные советы и информацию о преимуществах той или иной профессии, о требованиях, которые эта профессия предъявляет, и о том, насколько она востребована. Мы организуем работу со школьниками таким образом, чтобы в будущем у молодых было как можно меньше разочарований. Как эксперимент решили на базе одной из школ города провести профдиагностику с учащимися 7-х классов. Результаты занесем в компьютернyю базу, затем вернемся к этой аудитории через два года. Проведем сравнительный анализ профориентации учащихся, определим ее наиболее устойчивые направления и мотивацию в разном возрасте. В минувшем учебном году во всех школах города мы провели «Уроки занятости». Более 700 учеников заполнили анкету для выпускников. С ее помощью мы хотели узнать: чего хотят и ждут ребята от будущей профессии. Более всего участников опроса привлекает высокий уровень оплаты труда (73,6%) и престижность будущей работы. Хотят одновременно учиться и работать – 48,4%. На получение высшего образования настроен каждый третий выпускник. 38,6 % опрашиваемых желают найти применение своим способностям в области типа «Человек - знаковая система» (переводчик, бухгалтер, программист, экономист, финансист, банковское дело). 31,4% учащихся отдают предпочтение профессиям «Человек - человек» (учитель, психолог, журналист, юрист, адвокат, работник ГИБДД, таможенник). И лишь незначительная часть намерена работать в сфере производства или обслуживания. Теперь у нас есть ясная картина представлений и предпочтений тех, кто совсем скоро будет выбирать дело. И эта картина показала, что ребята не сориентированы на определенную профессию, у них есть только понятие сферы или желание заработать. Поэтому уже сегодня во многие профориентационные занятия мы вносим корректировки - этого требует жизнь. Уроки занятости мы теперь намерены проводить не только в старших классах. Ведь ребята порой не могут сформулировать понятие самой профессии. Мы провели как эксперимент профориентационное занятие в первом классе лицея. Оно было занимательным, дети рисовали профессию. В основном, конечно, все рисунки касались в той или иной степени работы их родителей. «Защита рисунка» одного семилетнего мальчика нас особенно поразила. Он сказал, что хочет, чтобы в армию призывали с семи лет, тогда бы у него было очень много времени, чтобы научиться военному делу. Специалисты центра занятости «начали новое наступление» на профориентационную работу. Со следующего года мы планируем в 10 школах города провести уроки занятости в первом классе, затем провести такой же урок через два года и сравнить, как меняются профессиональные предпочтения ребят. А параллельно мы этих ребят будем привлекать ко всем нашим профориентационным мероприятиям – и конкурсам баннеров, и экскурсиям на предприятия. Сегодня у нас в областной службе занятости есть замечательный современный мобильный центр. Он побывал уже во многих школах города. С помощью новейшего оборудования ребята смогли пройти профдиагностику. Хорошая практика – это групповые профориентационные консультации, на которых молодые люди получают полную информацию о спросе работодателей на специалистов, о возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях города, об особенностях молодёжного рынка труда. В общем, ранняя профориентация школьников, новые методы работы с подростками в этом плане – большой «скрытый резерв». И мы его обязательно используем.

Комментарии читателей Оставить комментарий