]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«СИНЯЯ ПТИЦА»

08:38 6.08.2008

После того, как в разгар перестройки немец Матиас Руст на одномоторном частном самолете "Сессна" беспрепятственно долетел до столицы великой советской империи и свободно приземлился

После того, как в разгар перестройки немец Матиас Руст на одномоторном частном самолете "Сессна" беспрепятственно долетел до столицы великой советской империи и свободно приземлился на Красной площади, скандал был великий. Погонами, сорванными с плеч зазевавшихся военных и сотрудников всяких ответственных служб, без сомнения, можно было бы доверху завалить памятник Минину и Пожарскому на той же самой площади. Над "нерушимостью" наших границ потешался весь мир. "Прокол" с прилетом пилота-любителя в Москву вполне мог бы иметь несравненно меньший резонанс. Для этого всего-то нужно было, чтобы донской изобретатель Евгений Шевченко получил возможность в середине 80-х воплотить в жизнь одну из множества своих задумок. ТОГДА АНГЛИЙСКИЙ авиационный журнал "Джеймс эйр крафт корпорейшн" поведал своим читателям об удивительных летательных аппаратах умельца из далекого Ростова-на-Дону. Их у него насчитывалась уже добрая дюжина. Разработками ростовчанина серьезно заинтересовались авиаконструкторы из Туманного Альбиона, и его пригласили в Лондон на переговоры о возможном сотрудничестве, пообещав взять на себя проблемы "проезда и проживания". Шевченко согласился, однако, при условии, что в Англию он прилетит "своим ходом" на личном самолете - четырехместном СП-12. Кстати, СП расшифровывается просто. Все, что летает, у Шевченко обладает одним названием - "Синяя птица". Номера только разные. - Англичане тянуть резину не стали, прислали вызов и все необходимые документы, - вспоминает он. - С ними я поехал за разрешением в Москву к главному штурману Центрального аэроклуба ДОСААФ. Оказалось, необходимо оформить совершенно невероятную кучу бумаг. Легче было добираться в Англию пешком. Но без своего самолета я там появляться не пожелал. Не попрошайка же какой! ИСТОРИЯ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ПОЛЕТА автору знакома не понаслышке. Поскольку тогда ровесник и давний мой приятель Женя Шевченко внес в специальный полетный лист и меня, работавшего в те годы кинокорреспондентом Центрального телевидения. С помощью моих коллег из корпунктов ЦТ в странах, через которые проходил маршрут, мы планировали организовать подсъемки эпизодов полета и в итоге сделать документальный фильм. Проектом заинтересовалась молодежная редакция ЦТ, его живо поддержал и знаменитый путешественник и телеведущий Юрий Сенкевич. Если бы самодельная "Синяя птица" прилетела в Лондон через всю Европу, эффект от появления Руста на фирменной "Сессне" в Москве, не сомневаюсь, был бы куда меньше. И за державу было бы не так обидно. Но увы… - Судьба нашего СП-12 с бортовым номером 25003 печальна. Хотя он, пожалуй, оказался единственной моей "продукцией", за которую удалось получить реальные деньги, позволившие достроить дом, купить автомашину. Я перегнал самолет в город Курган, где его приобрели для медицины скорой помощи. Десять лет он безотказно летал над оренбургскими степями, спасая людей. Но как-то зимой, когда "птичку" буксировали в мастерскую для проведения плановой профилактики двигателя, на перекрестке пьяный водитель раздавил самолетик своим груженым КАМАЗом… В ШКОЛЕ ОН увлекался авиамоделизмом, а перед призывом в армию начал было строить деревянный самолет "Малыш", чертежи которого нашел в журнале. Демобилизовавшись, первым делом взялся за создание летательного аппарата, которому тогда еще даже не придумали названия. "Летающее крыло" изобрел работавший в НАСА американец итальянского происхождения Джимми Рогалло. Предназначалось оно для подразделений специального назначения. На одном из научных конгрессов во Франции доктору физико-математических наук москвичу Михаилу Гогбергу удалось раздобыть чертежи этого аппарата, по которым он и соорудил первый в стране дельтаплан. Специально приехавший в Москву Шевченко был буквально заворожен его полетами в Крылатском. А вскоре уже сам летал над левым берегом Дона, изумляя зевак и привлекая внимание местных спецслужб разного профиля… Конструирование и производство требовали немалых затрат. Больше десяти лет изобретатель проработал таксистом, все деньги пуская на реализацию своих идей и разработок. Средств, разумеется, вечно не хватало. Приходилось ему разгружать вагоны на станции Нахичевань-Донская, таскать мешки с цементом на шиферном заводе и даже нырять с маской и ластами за раками на Тузловке и в Морском Чулеке. - Я придумал специальный подводный фонарь, - смеется Евгений. - При его свете раки попросту цепенели, и их оставалось только собрать в сетку. По случаю потом приобрел и старенький акваланг, довел его до ума. Тогда впервые подумал и о подводной лодке. Только до нее-то руки дошли лишь через много лет. СОБЫТИЙ В ЕГО ЖИЗНИ с лихвой хватило бы для самого закрученного телесериала. Шевченко умудрился одним из первых в стране получить права летчика-любителя. Именно он перегнал из Германии те самые "Сессны", на которых во время съемок летал Якубович со своими кинодивами-амазонками, и теперь любит шутить, что по количеству полетов в Россию на самолетах этого типа во много раз перекрыл "рекорд" Руста. С каждым из его технических "детищ" связаны увлекательные истории. Так, еще в 1972 году по решению ЦК ВЛКСМ в Канаду на выставку технических достижений молодежи отправили дельтаплан с мотором от тяжелого мотоцикла. К его созданию имели отношение начинающие конструкторы знаменитого авиационного КБ Антонова. Получился, однако, большой конфуз. Сооружение усердно скакало по взлетной полосе, ревя мощным басом, но в канадское небо так и не поднялось. На серьезных "разборах полета" Антонову доложили, что в Ростове-на-Дону какой-то местный умелец вовсю уже носится над городскими окраинами на совершенно оригинальной конструкции с мотором от "Явы". Генеральный конструктор послал на Дон своих представителей. - Они пригласили меня в Киев, и до самой смерти Олега Константиновича нас связывала настоящая дружба, - вспоминает Шевченко. - Я окончил Киевский институт гражданской авиации и некоторое время даже работал в одном из подразделений КБ, занимавшемся созданием мотодельтаплана-стелса, невидимого радарами. На него ставили фантастические двигатели с керамическими поршнями и деталями из специальной пластмассы… ТЕПЕРЬ ОН СОВСЕМ не часто летает на своей очередной "Синей птице" под номером восемнадцать (на фото). Живет ростовский "Левша" скромно. Но не жалеет, что в свое время не согласился на весьма заманчивые зарубежные предложения. Средства же на жизнь и, главное, свое в ней занятие он зарабатывает, соглашаясь на любую работу, связанную с техникой. В самые тяжелые периоды вместе с сыном собирал и сдавал металлолом, мастерил самокаты с моторчиками от мопедов, дачные ветряки, вырабатывавшие электричество, качавшие воду из скважин. Техника, им изобретенная и сконструированная, между тем, выпускается и применяется за рубежом и в родном Отечестве. В былые годы популярные журналы не раз публиковали подробные описания его изобретений со схемами и чертежами. Об авторском праве тогда не было и речи. - С Волги, помню, приезжали спецы посмотреть на мой самолет СП-10, - грустно улыбается Евгений. - Его теперь выпускает Самарский авиационный завод. А в Анапе и Геленджике отдыхающих возят на велорикшах моей конструкции… В прошлом году Евгению Александровичу Шевченко исполнилось шестьдесят лет, и ему, как положено, начислили пенсию. Всю жизнь изобретательство было для него главным занятием, и она получилась совсем не великой. После оплаты всех положенных ныне платежей у него на руках остается аж 100 рублей. На стапелях его авиамастерской, однако, уже началась сборка крыла для самолета новой конструкции. Назовет его изобретатель, разумеется, "Синей птицей". Юрий ИВАНОВ
Темы: Ростов-на-Дону
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Нетаньяху готовит новый Исход еврейского народа. На этот раз из Израиля
Здание МИД РФ © KM.RU, Вадим Черноусов
МИД предложил Азербайджану вернуться к «стратегическому союзничеству»
Набиуллина: у нас впереди очень неспокойные времена
Евро-российская война
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Политики бросились бороться с демографией привычным для них хайпом»
«Вакцинация препаратами, сделанными наспех, без ознакомления граждан с результатами испытаний – по правилам Нюрнбергского кодекса не может осуществляться»
«Вы готовите лучше, чем в ресторане». Курсанты Нахимовского военно-морского училища ежедневно благодарят поваров за вкусное питание
Русофобская патетика Кравчука: почему экс-президент Украины грязно врет о России
Илья Кнабенгоф («Пилот»): «Люди в целом малые на головушку – пьют яд за здоровье и гадят в доме, в котором живут»
Кузя УО «Finito»
«Мне очень хотелось бы увидеть после долгих десятилетий депрессии и отступлений поворот к будущему, постановку и решение задач, достойных нашего народа»
«Крематорий», 6 мая, Мумий Тролль Music Bar
Кукишъ «Live in  Mezzo Forte»
«Калинов мост», 22 сентября, «16 тонн»
Россия vs Запад: рыхлость против цельности
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.