«Государство и рынок столкнулись лицом к лицу»

Ситуация на бензиновом рынке России, о которой наш портал рассказывал вчера, за минувшие сутки нисколько не улучшилась, несмотря на вмешательство силовых структур и главы правительства РФ. Число регионов, из которых приходят сведения о дефиците топлива либо резком росте цен на него, все время увеличивается. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и в Алтайском крае.
«При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива», – заявил Интерфаксу президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, отметив, что в данный момент в Центральном федеральном округе на профилактические работы встали 4 нефтеперерабатывающих завода, а в Сибирском федеральном округе предстоят ремонты в мае.
В регионах тем временем начался бурный рост цен. За неделю цены на бензин, к примеру, в Кемерово выросли на 80 коп., а в Хакасии – аж на 2 руб. Растут цены на бензин и на московских и подмосковных заправках: на 30 коп. повысили стоимость топлива ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и Роснефть. И это, скорее всего, не предел.
О дефиците бензина, причинах его возникновения и дальнейшем развитии ситуации на топливном рынке KM.RU рассказал эксперт в энергосфере, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Вениамин Вутянов:
– С чем связан бензиновый дефицит на рынке?
– Федеральная антимонопольная служба (а в ее лице – государство) так или иначе принялась наводить порядок на рынке розничного бензина. У нас на рынке бензина – стопроцентная олигополия, т. е. несколько крупных игроков (не будем переходить на названия компаний), которые определяют и задают тон всему остальному рынку. Соответственно, если их заставляют снижать цены, то у них может возникнуть сокращение прибыли, а это ими воспринимается очень болезненно. Один из известных экспертов сказал: «Не переживайте, в России только в двух случаях растут цены на бензин: первый – когда растут цены на нефть во всем мире, и второй – когда цены на нефть во всем мире падают».
Соответственно, необходимо создать какие-то искусственные, скажем так, препоны. В данном случае – сократить количество бензина. Достаточно вспомнить график спроса и предложения: когда их линии пересекаются, достигается рыночное равновесие. Если мы сокращаем предложение, то, соответственно, цена будет расти. А спрос у нас – примерно такой же, плюс еще будет увеличиваться за счет тех автомобилей, которые зимой не эксплуатируются. Также добавляются мотоциклисты, мопедисты и прочие, т. е. летом у нас количество транспорта увеличивается, и спрос поднимается объективно. Возникший дефицит бензина в таком случае можно объяснить так: задействован механизм, чтобы отбить деньги, от которых нефтяники вынужденно отказывались на протяжении полугода.
Если вы посмотрите статистику в регионах, то я на 95% уверен, что там, где бензин пропадает, он появляется в ограниченном количестве, но уже по другой цене: пусть это будет на 40-50 коп. дороже, на рубль. Я не исключу, что цена может подскочить и на 10 руб. В данном случае логично вспомнить прошлогоднюю ситуацию с дизельным топливом, когда оно подскочило в течение года с 15 до 25 руб. Мы сейчас будем наблюдать аналогичную ситуацию и на бензиновом рынке.
– С чем связано введение с начала 2011 года государственного регулирования цен на бензин?
– Разговор об этом шел уже давно. Всегда возникал вопрос: почему у нас, в нефтедобывающем государстве, такие высокие цены на бензин? Тут можно по-разному говорить. Исходя из того, что мы – нефтедобывающее государство, которое имеет определенные нефтеперерабатывающие заводы, некоторые мощности, мы исходим из себестоимости и нормальной торговой наценки; соответственно, мы должны быть обеспечены нормальным дешевым бензином. Но либеральное крыло нашего политического руководства говорит, что надо выравнивать все, коль скоро мы стремимся к вступлению в ВТО. Однако выравнивание у нас касается только тарифов, цен на бензин и услуг, и при этом оно не касается зарплат и пенсий, при незначительном повышении которых происходит серьезный рост цен. Пример с пенсиями: если их увеличивают на 5-10%, то цены у нас, как правило, подскакивают на треть, чтобы успевать обгонять и плюс закладывать дополнительную высокую норму прибыли.
В данной области закона нет. Несмотря на то, что у нас – рыночная экономика, рыночный механизм, государству надо вмешиваться и иногда устанавливать ограничения для тех случаев, когда возможны провалы рынка. Вспоминается не только нынешняя ситуация с бензином, но и прошлогодняя с ценами на гречку. Гречка вдруг пропала, а потом появилась, но уже по цене в два раза выше предыдущей. Было бы объяснимо, если бы она подорожала на 30%, даже на 40%, но не в два же раза! Тот же самый картофель: в начале прошлого года его можно было купить по 8-10 руб. за килограмм, а сейчас меньше чем за 35 руб. вы его даже на сельскохозяйственном рынке не найдете. В этих случаях как раз необходимо, чтобы вмешивалось государство. В этом случае мы и говорим, что это и есть сфера деятельности государства в рыночной экономике – отрегулировать те возможные провалы рынка, которые либо гипотетически могут быть, либо уже есть по факту.
Так и на бензиновом рынке пошел провал. ФАС должна отслеживать все картельные сговоры, все олигополистические структуры, естественные монополии и в этой сфере ограничивать необоснованный рост, цен, тарифов и т. д. И ФАС выполняла свою государственную функцию. Боюсь, что сейчас как раз лицом к лицу столкнулись государство и рынок.
– Каких последствий стоит ожидать в связи со сложившейся ситуацией?
– Уже сейчас можно сказать, что будут очереди на заправках, социальные волнения, потрясения. Нам их и так достаточно: живем напряженно в век постоянных техногенных катастроф, террористических угроз, плюс к этому добавляется и экономическая нестабильность. Эти три составляющие могут перерасти в социально-экономическую нестабильность. Сложно предугадать, во что данная нестабильность может обернуться в этот предвыборный год: в декабре у нас – выборы в нижнюю палату Думы, а весной следующего года – выборы главы государства. Поэтому это социальное беспокойство не нужно правящей элите. Хотя, насколько мы знаем, у нас достаточно тесно аффилированы крупный бизнес и высшие политические круги. У меня, например, непонимание, откуда это все исходит.
– В СМИ отмечают, что наиболее напряженная ситуация с дефицитом бензина сложилась в Алтайском крае. Объясните, пожалуйста, почему так происходит?
– В Алтайском крае работает Роснефть. – акционерное общество, в котором высокую долю имеет государство. Будем считать, что оно аффилировано с государством. Не буду говорить, что это – госкомпания, т. к. все-таки частное акционерное общество, но известная доля находится у государства. На Алтае работала бывшая «Сибнефть», которую очень удачно перекупили у Абрамовича, и сейчас она работает под маркой «Газпром нефть». Понятно, что где слово «Газпром», там – общество с высокой долей участия государства в акционерном капитале и участия высшего политического руководства непосредственно в стратегическом управлении. Вот и получается, что компании с большей долей участия государства – сами же против себя, т. е. государство против государства. Нонсенс.
По каждому региону можно все рассмотреть и проследить механизм: крупные компании хотят создать искусственный дефицит топлива. Других объективных причин нет. Хотя была, конечно, информация о том, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы закрываются на профилактику, на ремонтные работы. В таком случае необходимо проанализировать, какая доля поставок бензина на сегодняшний день перекрыта с этих заводов и сколько эта доля составляет от общего рынка топлива. Если эта доля составляет 5-10 и даже 15%, то, я думаю, это незначительно. Если действительно перекрыли кислород, 25-30%, то нехватка трети бензина по стране сказывается уже серьезно. В качестве другой причины можно назвать передел на рынке розничного бензина. Поскольку бензина сейчас нет, то часть заправок будет закрываться. Смогут ли они потом возобновить работу – неизвестно.
– На некоторых АЗС ограничивают продажу топлива до 20 литров на машину и отпускают бензин только по дисконтным картам. Для чего вводятся эти меры?
– Лимитирование, выдача по картам – это искусственное нагнетание, черная пиар-кампания вокруг дефицита топлива. Если на заправку приехал, например, автомобилист выходного дня и ему необходимо не больше 20-30 литров на неделю, а ему ответили, что топливо отпускают только по карточкам, то он задумается, что на следующей неделе бензина может и не быть, поэтому решит заправить вместо 30 литров, как обычно, 60. Получится искусственная реакция и со стороны населения.
– Кто должен контролировать подобную ситуацию?
– Мне кажется, что, помимо ФАС... Может, это прозвучит резко, но должны подключиться Следственный комитет РФ и региональные прокуратуры. Это – единственный выход, потому что то, что происходит вокруг процесса ценообразования в России, – это далеко не рыночный механизм. У нас, помимо рыночных составляющих, себестоимости и накладных расходов и т. д., еще большой процент трансакционных издержек. Не стоит забывать и о коррупционной составляющей: о ней уже говорят вслух и президент, и глава правительства.
В области ценообразования необходимо наводить порядок начиная от рынка розничного бензина, поскольку это наиболее очевидно. Поэтому прокуратура, СК должны понимать источник, откуда все это возникает. Если это – действительно перебои, связанные с естественной остановкой большей части НПЗ, где производят бензин, – это одна ситуация. Уже просмотрели, так получилось: компании частные, а их не проконтролируешь. Тогда надо будет выравнивать, перебрасывать запасы бензина из европейской части в сибирскую, дозированно распределять по населению, чтобы на большей части не ощущалась нехватка топлива. Если дефицит связан с олигопольным сговором крупных игроков, то это – уже другая ситуация, здесь необходимо вмешательство государства. Хотя еще раз повторю, что здесь – государство против государства. Если СК и региональные прокуратуры этим займутся, то они столкнутся с компаниями, у которых большая часть акционерного капитала – государственная.
– Чего следует ожидать дальше? Какие выходы Вы видите для преодоления топливного кризиса?
– В данном случае надо начинать с причин, а не с последствий. Надо искать причину, почему возник дефицит. Если это искусственно, то необходимо погрозить пальцем тем компаниям, которые в этом заинтересованы. Если он возник естественно, то тут уже – роль государства. У нас на сегодняшний день господствует монетаристская школа, основным постулатом которой является то, что рынок является саморегулируемой системой, и роль государства должна быть минимальна. Хорошо, пусть рынок – саморегулируемая система, но когда возникают такие вещи, как с бензином, то здесь государство должно вмешаться, отрегулировать и разработать механизм, который позволит правильно распределить эти ресурсы. В любом случае, нам здесь без государства не обойтись.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Во времена сталина 76-го и даже 72-го не было. Тогда был 66-й. В 60 и 70 годах 76-й стоил 7 копеек, 93-й 10 копеек. Под конец Советской власти бензин продавался по 15 и 20 копеек соответственно.
Влад. Ты не клонируйся - пометься чем нибудь. Типа Влад 2, Вдад". Из всего тобою сказанного соглашусь только с одним. //Зато мы первыми послали в космос человека....///А ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СКАЗАТЬ за 20 лет прошедших лет??? ВОТ В чем ВОПРОСИЩЕ!!!
При Сталине вооюще был всеобщиё порядок. Здесь либерасты плачутся о репрессиях. Да, были репрессии. Как же иначе заставить этот народ насильно ехать на великие стройки. В гражданской войне погибли около 5000000 человек, зато начали индустриализацию. Подумаешь с 30-го расстреляли 17000000 человек, зато построили Днепрогэс и Беломорканал. Кстати говорят, что весь этот канал на костях интеллигенции. Ну и что? Это всё враги народа, белоручки. Их ещё Ленин призывал давить беспощадно. На войне, из-за бездарного руководства пгибли на фронте и в плену десятки миллионов, зато войну выиграли под мудрым руководством генералиссимуса тов. Сталина. После войны беспощадно расстреливали и посылали в ГУЛАГ по распоряжениям тов. Сталина, значит так надо было. И не нашего ума дело, что только из-за страха потерять жизнь, не было никаких попыток перестройки и революции. Зато мы первыми послали в космос человека.
А здесь какой-то дефицит топлива. Подумаешь. Из-за рубежа всё пришлют, гоните только денежки.
И опять ты прав, Михалыч! Я тебя уважаю. Только что прошла инфа, что Россия закрыла продажу нефти за рубеж.ВрЕмЕнНо. ТЕБЯ бы В ПРАВИТЕЛЬСТВО!!!
Замечателно, подорожал бензин - яркая иллюстрация нашей либерастической власти, ёе неспособности заботиться о госрегулировании цен. Вообще то повысить цены надо было давно. Кому только не лень, все катаются на собствееных авто. Пробки, дышать нечем, аварии, подставы... Придёт КПРФ к власти, надо чтобы в частной собственности никаких автомашин. Только на общественном транспорте. И нас не будет волновать цена бензина или солярки.