]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Государство и рынок столкнулись лицом к лицу»

18:20 27.04.2011
, Елена Колебакина
«Государство и рынок столкнулись лицом к лицу»
«Государство и рынок столкнулись лицом к лицу»

Эксперт комментирует сложившуюся ситуацию на бензиновом рынке России

Ситуация на бензиновом рынке России, о которой наш портал рассказывал вчера, за минувшие сутки нисколько не улучшилась, несмотря на вмешательство силовых структур и главы правительства РФ. Число регионов, из которых приходят сведения о дефиците топлива либо резком росте цен на него, все время увеличивается. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и в Алтайском крае.

«При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива», – заявил Интерфаксу президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, отметив, что в данный момент в Центральном федеральном округе на профилактические работы встали 4 нефтеперерабатывающих завода, а в Сибирском федеральном округе предстоят ремонты в мае.

В регионах тем временем начался бурный рост цен. За неделю цены на бензин, к примеру, в Кемерово выросли на 80 коп., а в Хакасии – аж на 2 руб. Растут цены на бензин и на московских и подмосковных заправках: на 30 коп. повысили стоимость топлива ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и Роснефть. И это, скорее всего, не предел.

О дефиците бензина, причинах его возникновения и дальнейшем развитии ситуации на топливном рынке KM.RU рассказал эксперт в энергосфере, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Вениамин Вутянов:

– С чем связан бензиновый дефицит на рынке?

– Федеральная антимонопольная служба (а в ее лице – государство) так или иначе принялась наводить порядок на рынке розничного бензина. У нас на рынке бензина – стопроцентная олигополия, т. е. несколько крупных игроков (не будем переходить на названия компаний), которые определяют и задают тон всему остальному рынку. Соответственно, если их заставляют снижать цены, то у них может возникнуть сокращение прибыли, а это ими воспринимается очень болезненно. Один из известных экспертов сказал: «Не переживайте, в России только в двух случаях растут цены на бензин: первый – когда растут цены на нефть во всем мире, и второй – когда цены на нефть во всем мире падают».

Соответственно, необходимо создать какие-то искусственные, скажем так, препоны. В данном случае – сократить количество бензина. Достаточно вспомнить график спроса и предложения: когда их линии пересекаются, достигается рыночное равновесие. Если мы сокращаем предложение, то, соответственно, цена будет расти. А спрос у нас – примерно такой же, плюс еще будет увеличиваться за счет тех автомобилей, которые зимой не эксплуатируются. Также добавляются мотоциклисты, мопедисты и прочие, т. е. летом у нас количество транспорта увеличивается, и спрос поднимается объективно. Возникший дефицит бензина в таком случае можно объяснить так: задействован механизм, чтобы отбить деньги, от которых нефтяники вынужденно отказывались на протяжении полугода.

Если вы посмотрите статистику в регионах, то я на 95% уверен, что там, где бензин пропадает, он появляется в ограниченном количестве, но уже по другой цене: пусть это будет на 40-50 коп. дороже, на рубль. Я не исключу, что цена может подскочить и на 10 руб. В данном случае логично вспомнить прошлогоднюю ситуацию с дизельным топливом, когда оно подскочило в течение года с 15 до 25 руб. Мы сейчас будем наблюдать аналогичную ситуацию и на бензиновом рынке.

– С чем связано введение с начала 2011 года государственного регулирования цен на бензин?

– Разговор об этом шел уже давно. Всегда возникал вопрос: почему у нас, в нефтедобывающем государстве, такие высокие цены на бензин? Тут можно по-разному говорить. Исходя из того, что мы – нефтедобывающее государство, которое имеет определенные нефтеперерабатывающие заводы, некоторые мощности, мы исходим из себестоимости и нормальной торговой наценки; соответственно, мы должны быть обеспечены нормальным дешевым бензином. Но либеральное крыло нашего политического руководства говорит, что надо выравнивать все, коль скоро мы стремимся к вступлению в ВТО. Однако выравнивание у нас касается только тарифов, цен на бензин и услуг, и при этом оно не касается зарплат и пенсий, при незначительном повышении которых происходит серьезный рост цен. Пример с пенсиями: если их увеличивают на 5-10%, то цены у нас, как правило, подскакивают на треть, чтобы успевать обгонять и плюс закладывать дополнительную высокую норму прибыли.

В данной области закона нет. Несмотря на то, что у нас – рыночная экономика, рыночный механизм, государству надо вмешиваться и иногда устанавливать ограничения для тех случаев, когда возможны провалы рынка. Вспоминается не только нынешняя ситуация с бензином, но и прошлогодняя с ценами на гречку. Гречка вдруг пропала, а потом появилась, но уже по цене в два раза выше предыдущей. Было бы объяснимо, если бы она подорожала на 30%, даже на 40%, но не в два же раза! Тот же самый картофель: в начале прошлого года его можно было купить по 8-10 руб. за килограмм, а сейчас меньше чем за 35 руб. вы его даже на сельскохозяйственном рынке не найдете. В этих случаях как раз необходимо, чтобы вмешивалось государство. В этом случае мы и говорим, что это и есть сфера деятельности государства в рыночной экономике – отрегулировать те возможные провалы рынка, которые либо гипотетически могут быть, либо уже есть по факту.

Так и на бензиновом рынке пошел провал. ФАС должна отслеживать все картельные сговоры, все олигополистические структуры, естественные монополии и в этой сфере ограничивать необоснованный рост, цен, тарифов и т. д. И ФАС выполняла свою государственную функцию. Боюсь, что сейчас как раз лицом к лицу столкнулись государство и рынок.

– Каких последствий стоит ожидать в связи со сложившейся ситуацией?

– Уже сейчас можно сказать, что будут очереди на заправках, социальные волнения, потрясения. Нам их и так достаточно: живем напряженно в век постоянных техногенных катастроф, террористических угроз, плюс к этому добавляется и экономическая нестабильность. Эти три составляющие могут перерасти в социально-экономическую нестабильность. Сложно предугадать, во что данная нестабильность может обернуться в этот предвыборный год: в декабре у нас – выборы в нижнюю палату Думы, а весной следующего года – выборы главы государства. Поэтому это социальное беспокойство не нужно правящей элите. Хотя, насколько мы знаем, у нас достаточно тесно аффилированы крупный бизнес и высшие политические круги. У меня, например, непонимание, откуда это все исходит.

– В СМИ отмечают, что наиболее напряженная ситуация с дефицитом бензина сложилась в Алтайском крае. Объясните, пожалуйста, почему так происходит?

– В Алтайском крае работает Роснефть. – акционерное общество, в котором высокую долю имеет государство. Будем считать, что оно аффилировано с государством. Не буду говорить, что это – госкомпания, т. к. все-таки частное акционерное общество, но известная доля находится у государства. На Алтае работала бывшая «Сибнефть», которую очень удачно перекупили у Абрамовича, и сейчас она работает под маркой «Газпром нефть». Понятно, что где слово «Газпром», там – общество с высокой долей участия государства в акционерном капитале и участия высшего политического руководства непосредственно в стратегическом управлении. Вот и получается, что компании с большей долей участия государства – сами же против себя, т. е. государство против государства. Нонсенс.

По каждому региону можно все рассмотреть и проследить механизм: крупные компании хотят создать искусственный дефицит топлива. Других объективных причин нет. Хотя была, конечно, информация о том, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы закрываются на профилактику, на ремонтные работы. В таком случае необходимо проанализировать, какая доля поставок бензина на сегодняшний день перекрыта с этих заводов и сколько эта доля составляет от общего рынка топлива. Если эта доля составляет 5-10 и даже 15%, то, я думаю, это незначительно. Если действительно перекрыли кислород, 25-30%, то нехватка трети бензина по стране сказывается уже серьезно. В качестве другой причины можно назвать передел на рынке розничного бензина. Поскольку бензина сейчас нет, то часть заправок будет закрываться. Смогут ли они потом возобновить работу – неизвестно.

– На некоторых АЗС ограничивают продажу топлива до 20 литров на машину и отпускают бензин только по дисконтным картам. Для чего вводятся эти меры?

– Лимитирование, выдача по картам – это искусственное нагнетание, черная пиар-кампания вокруг дефицита топлива. Если на заправку приехал, например, автомобилист выходного дня и ему необходимо не больше 20-30 литров на неделю, а ему ответили, что топливо отпускают только по карточкам, то он задумается, что на следующей неделе бензина может и не быть, поэтому решит заправить вместо 30 литров, как обычно, 60. Получится искусственная реакция и со стороны населения.

– Кто должен контролировать подобную ситуацию?

– Мне кажется, что, помимо ФАС... Может, это прозвучит резко, но должны подключиться Следственный комитет РФ и региональные прокуратуры. Это – единственный выход, потому что то, что происходит вокруг процесса ценообразования в России, – это далеко не рыночный механизм. У нас, помимо рыночных составляющих, себестоимости и накладных расходов и т. д., еще большой процент трансакционных издержек. Не стоит забывать и о коррупционной составляющей: о ней уже говорят вслух и президент, и глава правительства.

В области ценообразования необходимо наводить порядок начиная от рынка розничного бензина, поскольку это наиболее очевидно. Поэтому прокуратура, СК должны понимать источник, откуда все это возникает. Если это – действительно перебои, связанные с естественной остановкой большей части НПЗ, где производят бензин, – это одна ситуация. Уже просмотрели, так получилось: компании частные, а их не проконтролируешь. Тогда надо будет выравнивать, перебрасывать запасы бензина из европейской части в сибирскую, дозированно распределять по населению, чтобы на большей части не ощущалась нехватка топлива. Если дефицит связан с олигопольным сговором крупных игроков, то это – уже другая ситуация, здесь необходимо вмешательство государства. Хотя еще раз повторю, что здесь – государство против государства. Если СК и региональные прокуратуры этим займутся, то они столкнутся с компаниями, у которых большая часть акционерного капитала – государственная.

– Чего следует ожидать дальше? Какие выходы Вы видите для преодоления топливного кризиса?

– В данном случае надо начинать с причин, а не с последствий. Надо искать причину, почему возник дефицит. Если это искусственно, то необходимо погрозить пальцем тем компаниям, которые в этом заинтересованы. Если он возник естественно, то тут уже – роль государства. У нас на сегодняшний день господствует монетаристская школа, основным постулатом которой является то, что рынок является саморегулируемой системой, и роль государства должна быть минимальна. Хорошо, пусть рынок – саморегулируемая система, но когда возникают такие вещи, как с бензином, то здесь государство должно вмешаться, отрегулировать и разработать механизм, который позволит правильно распределить эти ресурсы. В любом случае, нам здесь без государства не обойтись.

Темы: Автомобильное топливо и автозаправочные станции, Автомобильный транспорт в России, Мировой финансовый кризис и его последствия, Нефтяная промышленность в России, Экономическая ситуация в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 28.04.2011, 20:19
    Гость: Вы не правы

    Во времена сталина 76-го и даже 72-го не было. Тогда был 66-й. В 60 и 70 годах 76-й стоил 7 копеек, 93-й 10 копеек. Под конец Советской власти бензин продавался по 15 и 20 копеек соответственно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 28.04.2011, 15:53
    Гость: Влад

    Влад. Ты не клонируйся - пометься чем нибудь. Типа Влад 2, Вдад". Из всего тобою сказанного соглашусь только с одним. //Зато мы первыми послали в космос человека....///А ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СКАЗАТЬ за 20 лет прошедших лет??? ВОТ В чем ВОПРОСИЩЕ!!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 28.04.2011, 15:33
    Гость: Влад

    При Сталине вооюще был всеобщиё порядок. Здесь либерасты плачутся о репрессиях. Да, были репрессии. Как же иначе заставить этот народ насильно ехать на великие стройки. В гражданской войне погибли около 5000000 человек, зато начали индустриализацию. Подумаешь с 30-го расстреляли 17000000 человек, зато построили Днепрогэс и Беломорканал. Кстати говорят, что весь этот канал на костях интеллигенции. Ну и что? Это всё враги народа, белоручки. Их ещё Ленин призывал давить беспощадно. На войне, из-за бездарного руководства пгибли на фронте и в плену десятки миллионов, зато войну выиграли под мудрым руководством генералиссимуса тов. Сталина. После войны беспощадно расстреливали и посылали в ГУЛАГ по распоряжениям тов. Сталина, значит так надо было. И не нашего ума дело, что только из-за страха потерять жизнь, не было никаких попыток перестройки и революции. Зато мы первыми послали в космос человека.
    А здесь какой-то дефицит топлива. Подумаешь. Из-за рубежа всё пришлют, гоните только денежки.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 28.04.2011, 14:39
    Гость: Влад

    И опять ты прав, Михалыч! Я тебя уважаю. Только что прошла инфа, что Россия закрыла продажу нефти за рубеж.ВрЕмЕнНо. ТЕБЯ бы В ПРАВИТЕЛЬСТВО!!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 28.04.2011, 14:20
    Гость: Хех!

    Замечателно, подорожал бензин - яркая иллюстрация нашей либерастической власти, ёе неспособности заботиться о госрегулировании цен. Вообще то повысить цены надо было давно. Кому только не лень, все катаются на собствееных авто. Пробки, дышать нечем, аварии, подставы... Придёт КПРФ к власти, надо чтобы в частной собственности никаких автомашин. Только на общественном транспорте. И нас не будет волновать цена бензина или солярки.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (53)
]]>
]]>
Выбор читателей
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Подавление воли русских: запретит ли Госдума упоминание национальности преступников?
Helvegen «Чародейка и охотник» (интернет-сингл)
«Почему отставка Юмашева состоялась именно сейчас? Потому что раньше президента, судя по всему, сковывали данные ранее обязательства»
Фестиваль MAKE UGAR GREAT AGAIN! (St. Vagina Dentata, Кувалда и др.), 6 июля, «Смена»
Афганский дебют Эрдогана
Brothers of Metal «Fimbulvinter»
Леша Закон «По е...чку + Бухнуть и помахаться» (CD-R)
«Чиж и Со», 24 октября, «ГлавКлуб»
Дмитрий Ревякин укрепил поклонников песней добрых пожеланий
Офицерская кузница: кадетским корпусам в России исполнилось 290 лет
Азон «Из пепла!»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.