«Мы не имеем морального права на сирот при живых родителях»

Есть в общественном сознании такие постоянные болевые точки, которые основное время не тревожат, но в некие моменты начинают нестерпимо болеть, как недолеченный когда-то зуб. Среди них - вечный «национальный вопрос», терроризм и наши дети. Но если на первые две боли лекарств как-то хватает, то тема брошенных детей «ноет» постоянно.
По данным на 2010 год, в России зафиксировано 665 987 детей-сирот – реальных и брошенных. Цифра вполне объяснимая в условиях военных действий, однако мы живем, как нам сообщают, в совсем иное время. И хотя оно, как оговаривается, могло быть и получше, однако цифры впечатляют все равно. Не стоит лишний раз говорить и о том, что не все безнадзорные дети оказываются в приютах. Для них и такой исход - подарок судьбы – не меньше. При этом, если посмотреть статистику далее, случаи усыновления опять же измеряются тысячами, но куда более скромными - 11 157 детей нашли приют за 2010 год, из них 3355 за рубежом.
Русская Православная Церковь время от времени возвышает свой голос, призывая общество и власти как-либо переломить ситуацию. Крик вопиющего растворяется в тихом шелесте бумаг – законодательных инициатив, постановлений, нормативов и остальной волокиты. «Васька слушает, да ест», одним словом. Формальное отделение Церкви от государства в данном конкретном случае играет злую шутку – здравые и социально-ориентированные инициативы задвигаются именно со ссылкой на статью 14 Конституции РФ – мол, без вас разберемся, но за беспокойство спасибо.
Церкви, впрочем, никто не запрещал (да и не может запретить) самостоятельно организовывать опеку над сиротами, создавать свои детские учреждения. Но негосударственный уровень делает их крайне уязвимыми перед лицом той же опеки. Отсутствие бюджетного финансирования и жизнь на пожертвования делает содержание приютов неидеальным с точки зрения чиновников, измеряющих линейками минимальные расстояния от кровати до форточки и сверяющих содержимое кастрюли с нормативами Минздрава, а саму кастрюлю с требованиями ГОСТа. Можно ли их винить в том, что они также беспокоятся о детях, только в своей логике – риторический вопрос.
Тем не менее, выступая на открытии второго заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал собравшихся всячески содействовать развитию церковного служения делу опеки и попечительства безнадзорных. Ради благого дела, считает Предстоятель, можно и нужно активно сотрудничать с госчиновниками. «Очень важно, чтобы эти приюты, в том числе монастырские приюты, которых у нас больше всего, находились под бдительным контролем священноначалия, а также и органов опеки. Чтобы не было ни малейшего повода упрекнуть Церковь в том, что она неправильно, неверно воспитывает детей», - сказал собранию Патриарх Кирилл.
Увы, ранее поводы упрекнуть подворачивались один за другим. Прогремевший на всю страну скандал с Боголюбово – тому пример. И хотя комиссии, ходящие туда как на работу, не выявили в итоге всего того кошмара, что был нарисован в прессе, «осадочек остался» и выводы последовали. Поскольку идеальной для содержания детей эта обитель не оказалась. И строилась она, наконец, именно как обитель, а не как детский дом.
«Полагаю, что наше общество должно нести ответственность за своих маленьких граждан. Мы не имеем морального права на сирот при живых родителях», - резюмировал Патриарх. Но слов, даже такого уровня, явно уже недостаточно для исправления положения с растущим количеством детей сирот, которые, в свою очередь, отправляются тысячами в дальние страны. И хорошо еще, если в действительно любящие семьи, а не на операционные столы.
Своим мнением о перспективе участия Церкви в попечении детей-сирот и их усыновлении KM.RU рассказала член попечительского совета одного из подмосковных негосударственных детдомов Мария Лапина:
- Участие религиозных общин в деле помощи детям-сиротам и тем, кто хочет стать им приемными родителями, широко и с давних времен распространено во всем мире. И эта деятельность как раз напрямую демонстрирует идеальную модель социального партнерства Церкви и государства – о чем сегодня все чаще говорят уже и в нашей стране. Так что, Патриарх Кирилл всего лишь напомнил о той норме, какая в принципе и должна быть.
Другое дело, что на практике часто это плохо реализуется. Поскольку действующее законодательство хотя и допускает возможность негосударственного участия в попечительстве, а чиновники в своих выступлениях нередко отмечают важную роль участия общественных организации в попечительстве, создании частных детдомов, но на практике им приходится сталкиваться с вереницей больших трудностей и внимание проверяющих органов к ним существеннее. Не станем сбрасывать со счетов и коррупционные какие-то моменты, которые яснее выражаются в случаях, например, с частным детским домом.
Недавний случай с Боголюбовским монастырем в наших СМИ преподносился достаточно однобоко. В итоге надо признать факт, что в обществе имеет место быть некоторая настороженность к участию Церкви. Хотя, повторюсь, ее участие в опеке над беспризорными и сиротами известно с древних времен и само по себе абсолютно никаких опасностей не таит. Другое дело, что от злоупотреблений никто не застрахован, однако это уже вопрос контроля. И в этом отношении, наверное, контроль со стороны опеки нужен – однако вряд ли он должен быть при этом избыточным и необоснованным. Если есть сигнал – проверяйте, проверяйте жестко. Но если ходить с плановыми проверками каждую неделю – это бесполезно как минимум, да и может не остаться сил на выявление действительно опасных очагов.
Патриарх очень к месту указал на проблему с усыновлением детей. Действительно, существующая нынче у нас система, как это ни печально, ориентирована скорее «на экспорт» - если данное выражение тут применимо, конечно. Однако на детей подчас действительно смотрят именно как на товар, который нужно выгоднее продать. А что с ним станет за пределами родины – это уже вопрос второстепенный. Если внутри нашей страны есть хотя бы теоретическая возможность отследить судьбу усыновленного ребенка и предотвратить возможную трагедию, то в случае, когда он увозится за рубеж, – нам остается лишь скрестить руки и молиться, чтоб ничего не случилось и чтобы новые родители оказались действительно любящими.
Но мало Церкви и государству лишь беспокоиться о судьбе уже брошенных детей. Конечно, нужно прилагать больше усилий в работе с молодыми матерями, а подчас и их родственниками, которые провоцируют отдачу ребенка в детский дом. Тут не обойтись и без государственного участия конечно – молодые семьи должны быть уверены в том, что ребенка они смогут прокормить, одеть-обуть, дать ему образование. Однако бытовые трудности не должны рассматриваться как однозначный повод избавиться от ребенка – и хорошо если отдав его в роддом, а не выбросив в мусорном мешке. Как же в тяжелые послевоенные годы рожали – и не по одному ребенку. И выросло целое поколение, рожденное тогда.
Ну а случаи, когда благополучные семьи избавляются от детей с какими-либо пороками развития – это отдельная и самая печальная история. Поскольку в других странах таких, напротив, чаще пытаются усыновить и вылечить. Можно ли здесь что-либо исправить, под силу ли это Церкви, помогут ли репрессивные методы – даже затрудняюсь сказать.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Дыма без огня практически не бывает.
Я одна воспитываю 2-х детей и мне не нравиться, что нас изображают как иждивенцев и обузу.
Мне не совсем понятно почему государство должно оказывать мне помощь, если у обоих моих детей есть папы. Не логичнее ли обязать отцов содержать своих детей(обеспечивать жильём и воспитывать)?
Далее,имея 2 высших образования и работая на сложной высококвалифицированной работе я получаю 1000 гривень. Не думаю, что немец получающий за ту же работу 3500 тысячи евро, делает её лучше. Так может быть стоит просто платить человеку не 10% от заработанного, а побольше?
да..тенденция...и жизнь...можно...в разные рясы и погоны с мандатами..вырядиться...и сокрушаться...
Проблема сообщества, вырождающегося...не только духовно...что причина и что следствие..оставим исследователям..результаты..их исследований будут признаны или не признаны..через годы...это тоже важно..для того, чтобы быть умнее потом...
сейчас факт...нужно...Президенту..и Премьеру..не..думать только о ВЛАСТИ..и Превелегиях (запутался с корнем слова) этой ВЛАСТИ, что они ОЛИЦЕТВОРЯЮТ..срок Премьера и бывшего Президента ВВ Путина...более 10 лет..что он сделал в рамках проблемы за это 10-летие..знают только специалисты..результат знают все, срок Президента Медведева, относительно молодого человека, менее 4 лет, но что он сделал в рамках темы..и что должен сделать..в этом он должен публично отчитаться...ибо проблема..спасения ситуации..не из последних в стране..ПРОГРАММЫ НЕТ..это результат работы или отсутствия таковой....
Ага, а холостых и разведенных мужиков кастрировать и в монахи либо в колонии поселения что с ними цацкаться. Кто это тебе такую муть выдал что одиноких женщин в царской России вылавливали и в монастыри ссылали? Бесконечны только два понятия - вселенная и человеческая глупость.
Вместо того чтобы оказать помощь нищим матерям одиночкам и нищим семьям имеющих детей проще их у них отобрать и отдать в чужие руки или в детдома.