Матвиенко выдали путевку в «политический санаторий»

Согласие Валентины Матвиенко оставить пост петербургского губернатора и перейти в Совет Федерации вызвало оживленную реакцию, прежде всего в самом городе на Неве. За последнее десятилетие Матвиенко превратилась в местного «лужкова» – то есть владетельного князя, самовластно распоряжающегося регионом. В отличие от пчеловода, она не пользовалась популярностью у местных жителей и была буквально притчей во языцех.
Буквально за день до объявления о возможной отставке Матвиенко я побывал в Питере. С кем из местных жителей не поговори, словосочетание «валентина ивановна» вызывает скептическую усмешку. Вне зависимости от политических взглядов, пола, возраста и социального положения. Это ж надо так достать горожан!
Переход Матвиенко на пост председателя Совета Федерации примечателен по нескольким причинам. Во-первых, главу верней палаты российского парламента теоретически должны избирать депутаты. Матвиенко же возглавить этот законодательный орган предложил лично президент Дмитрий Медведев. И никто даже не удивился. Ни эксперты, ни политики даже глазом не моргнули. Похоже, тот факт, что председатель Совфеда фактически назначен главой государства, ни у кого не вызвал содрогания.
Во-вторых, для того чтобы встать во главе верхней палаты, по нынешнему законодательству нужно дважды выиграть выборы. Сначала – депутата муниципалитета или регионального парламента. Затем – выборы члена Совета Федерации (его избирает Законодательное собрание). И опять никто не удивляется – конечно же, Матвиенко победит. Мнение избирателей и даже депутатов никого не интересует.
Мало того – специально чтобы трудоустроить Валентину Ивановну туда, куда возжелал Медведев, некоторые муниципальные образования даже готовы пойти на самороспуск, хотя выбирали их, в общем-то, не для демонстрации «лояльности», а для решения конкретных проблем данной территории. Оценить весь цинизм российской политики можно по словам, которые произнес в интервью Интерфаксу председатель Совета муниципальных образований северной столицы Всеволод Беликов: «Скорее всего, такое решение (о том, кого именно «осчастливит» своим появлением кандидат в депутаты Матвиенко. – Прим. KM.RU) будет озвучено на следующей неделе. Нужно определиться с критериями отбора муниципального образования, чтобы он соответствовал пожеланиям (выделено мной. – Авт.)». Чьим пожеланиям? Ну уж явно не избирателей.
Короче говоря, вряд ли можно вспомнить современную цивилизованную страну, где председателем палаты парламента можно стать по «комсомольской путевке».
Строго говоря, и сам Совет Федерации в России занимает совсем не то место, которое должно быть зарезервировано за верхней палатой в нормальном государстве. Обычно верхняя палата избирается на более длительный срок, чем нижняя. Она нужна для того, чтобы «отфильтровывать» самые безумные идеи нижней палаты и служить ей противовесом. Например, в США Сенат (который считается верхней палатой) переизбирается на 1/3 каждые два года. Таким образом, срок полномочий каждого отдельного сенатора – шесть лет. При этом многие сенаторы заседают на Капитолии десятилетиями. Что неудивительно. Два сенатских срока – уже 12 лет, три – 18, четыре – 24 года. А ведь двадцать четыре года – это изрядный кусок жизни. Нижняя палата, палата представителей, переизбирается в полном составе каждые два года.
На выборах в Конгресс 2010 года победили республиканцы. Волна неприятия политики президента Обамы захлестнула общество, поэтому «партия слона» легко захватила убедительное большинство в палате представителей. Но Сенат остался за демократами. Это произошло потому, что переизбиралась только треть от его состава. Республиканцы получили больше мест сенаторов, чем демократы в этой трети. Но в счет шли также сенаторы, избранные в 2006 и 2008 годах. В результате демократы сохранили большинство за собой, потому что побеждали в предшествующие годы. Сейчас радикализм республиканской палаты представителей сдерживается демократическим сенатом.
В других странах верхние палаты слабее, чем в США, но играют схожую роль. Например, в Японии палата советников (верхняя) может отклонить принятый нижней палатой законопроект. Чтобы провести его без согласия своих коллег, палате представителей требуется 2/3 голосов, что бывает нечасто. Поэтому японские правительства формируются таким образом, чтобы контролировать большинство не только в нижней, но и в верхней палате.
В Великобритании Палата лордов обладает правом «отлагательного вето». Закон принимается без ее согласия, хотя лорды могут задержать его принятие на год. Смысл полномочий верхней палаты тот же, что и в остальных случаях – остудить горячие головы.
В России Совет Федерации обладает аналогичными полномочиями. Больше того, если исходить из буквы российской Конституции, он может считаться весьма могущественным. Действительно, он имеет право отклонять законопроекты, и для того чтобы преодолеть «вето» Совета Федерации, Государственной Думе нужно 2/3 голосов (а по федеральным конституционным законам – еще больше). Именно Совфед избирает по представлению президента Генерального прокурора, а также судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
Однако в реальности полномочия верхней палаты резко ограничены. Неудачным оказался порядок формирования Совета Федерации. Согласно Конституции, в него входят по два представителя от каждого региона, в том числе один представляет исполнительную, один – законодательную власть. Легко заметить, что подобная формула нарушает разделение властей. Представитель исполнительной власти не должен входить в законодательную. В 90-е годы Совет Федерации превратился в могущественную палату региональных князей. В него по должности входили главы регионов и председатели Законодательных собраний. В Совфеде заседали шаймиевы, лужковы, рахимовы – хозяева российских республик и областей.
С приходом к власти Владимира Путина их всех удалось заменить на обычных представителей регионов. Как правило, это кандидатуры, согласованные с федеральным центром. Депутатские мандаты стали покупать богатые люди, исходя из соображений престижа и безопасности. Совет Федерации стал тупо штамповать законы, приходящие из Думы, и ни разу не отклонил ни одного предложения, исходящего от президентской власти. В настоящее время верхняя палата превратилась в тихое болото, где политическая жизнь прекратилась.
Поэтому для Матвиенко приход в Совет Федерации – это почетная отставка. Все так и воспринимают это. Одно дело – пост могущественного питерского губернатора, другое – маловлиятельная в реальной политике позиция главы верхней палаты. Впрочем, Матвиенко может утешить то обстоятельство, что согласно Конституции председатель Совфеда – третье лицо в государстве.
Короче говоря, в политическом смысле Матвиенко сдают на вечное хранение в Совет Федерации, как ненужную и отработавшую свое вещь. Ведь скоро думские выборы, а она настолько непопулярна в городе на Неве, что это чревато провалом «Единой России». Вот и решили «тетю Валю» убрать от греха подальше.
Сам же Совет Федерации, конечно, нуждается в реформировании. Он может превратиться во что-то живое и влиятельное в российской политике только тогда, когда его члены будут избираться народом напрямую. Но для этого нужно отменить положение Конституции, предписывающее, что члены Совета Федерации должны представлять исполнительную и законодательную власть своих регионов. Реально же они, конечно, должны представлять избирателей. Только в этом случае есть шанс, что палата будет реально влиять на российскую политику.
Впрочем, с учетом современной ситуации, ожидать этого не приходится. А это значит, что при Валентине Матвиенко Совет Федерации останется все тем же сонным болотом, которым он был при Сергее Миронове (его-то вины в этом нет – сама конструкция власти такая).
Одна только радость для Матвиенко в ее пребывании в Совфеде – отдохнет там от неугомонных петербуржцев, которым то снег надо счищать, то с «сосулями» бороться… Совет Федерации – организация тихая и мирная, напоминающая хороший санаторий. Там ни у кого нет никаких проблем. Жаль только, что при подобном устройстве государства проблемы есть у страны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
+++тётя Валя плюнула в лицо почти половине жителей Петербурга, так как за каждой машиной стоит не только владелец авто, но и бабушки, дедушки, дети внуки...+++,
на которых т.Валя не только наплевала, но под видом "заботы" вместо снесенных гаражей планировала строить паркинги. Хорошо, но стоимость одного парковочного места так велика, что простым автовладельцам приходится держать своих "коней" во дворах. Да и то, говорят, планируется решение о запрете парковки во дворах. Получается как в фильме "Чапаев": "ну куда бедному крестьянину податься...".
Это лишний раз подтверждает верхняя палата в нашей стране не нужна только зря деньги на содержание тратим, А деньги то наши народные
так она может и не дойдет до верхней палаты а на пути перехватят следователи прокуратуры.
Абсолютная истина. Стопроцентно подтверждаю!!!
"Это ж надо так достать горожан!"
Верно сказано! Одно лоббирование газпромовского небоскреба чего стоит. Три года утюжила всех и вся, стояла как ландскнехт на своей идее фикс - непременно загнать небоскреб чуть не в исторический центр города, среди старинных домов, соборов и музеев.
Объясняли даме, что делать этого нельзя ни в коем случае. Ставь небоскреб где хошь, но не в центре города.
Губернаторше видно пообещали откат немалой величины, вот она и исходил слюной защищая интересы денежных мешков.
Слава богу выкинули из Питера. Правда думаю, на ее место уже готовы не менее, если не более подготовленные ребята.
Посмотрим. В современной России, при современных порядках ничего хорошего ожидать невозможно! Будем жить как жили..., дай бог не хуже!