]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Федеральный центр избавляется от «социалки»?

16:47 8.07.2011
, Кирилл Говоров
Дмитрий Козак
Дмитрий Козак

Москва может отдать регионам ряд полномочий в сфере здравоохранения, образования и занятости

В преддверии больших выборов российские власти вынуждены демонстрировать чудеса вербальной эквилибристики, чтобы даже самые непопулярные меры в глазах потенциальных избирателей «шли по статье» чуть ли не величайших благодеяний всех времен и народов со стороны наших власть предержащих. Так же, как сколковский «инновационно-модернизационный прорыв» на поверку оказался всего лишь способом легитимировать процесс «утечки» российских «научных мозгов» за рубеж, брошенный недавно с высокой трибуны призыв (казалось бы, сугубо благородно-демократический) к децентрализации властных полномочий на деле может обернуться очередной попыткой федерального центра облегчить бремя своих социальных обязательств перед «народонаселением» РФ.

«Ну что, опять будем делить власть и деньги?» – «честно пошутил» вице-премьер Дмитрий Козак, обращаясь к членам рабочих групп, которые будут заниматься разработкой модели перераспределения полномочий между центром, регионом и муниципальными властями. Надо сказать, что бюрократическому тяжеловесу в вице-премьерском ранге, который известен как один из авторов судебной, административной реформы, а также реформы местного самоуправления, действительно не привыкать к такого рода занятиям.

На этот раз его напарником станет еще один вице-премьер с «региональным уклоном» – полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. При этом «группа Козака» займется непосредственно «художественной кройкой и шитьем» в сфере перераспределения полномочий, в то время как «группа Хлопонина» будет активно «шерстить закрома Родины», т. е. заниматься поиском доходных источников в регионах и на местах. Впрочем, учитывая «аппаратный вес» Дмитрия Козака, нетрудно предположить, что свою часть миссии он наверняка выполнит более «успешно».

«Я сознательно выбрал схему, когда два вице-премьера это делают, – дал пояснение своему нестандартному решению Дмитрий Медведев. – Я понимаю, что вопросы финансового обеспечения полномочий и юридического сопровождения перекрещиваются. Но мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на эти проблемы с разных сторон». В свою очередь, Владимир Путин на заседании правительства заявил, что центр может отдать регионам «ряд полномочий в сферах здравоохранения, образования, обеспечения занятости», оговорившись, что на этот раз Москва твердо намерена позаботиться о финансовом наполнении возложенных на регионалов и муниципальные власти социальных функций.

Однако опыт первого этапа перекройки полномочий между центром и регионами в 2004 году (главным идеологом которого, напомним, был не кто иной, как Дмитрий Козак) наглядно продемонстрировал, что федералы в этом вопросе предпочитают руководствоваться известной поговоркой «На тебе, Боже, что мне негоже». Т. е. со своими социальными обязательствами центр, как правило, расстается гораздо охотнее, чем с источниками их финансового обеспечения. Как показывает практика, в ведение субъектов РФ и муниципий передаются наиболее труднособираемые сборы и «подати» (то бишь налоги). В итоге даже прижимистый кудринский Минфин спустя несколько лет после того, как заработала обновленная модель межбюджетного федерализма, был вынужден признать, что налогов на землю и имущество физлиц, которые были закреплены за местным самоуправлением, совершенно недостаточно для покрытия резко возросших расходов на содержание «социалки» (финансирование учреждений здравоохранения и образования, дорог, ЖКХ и т. д.).

Правда, на этот раз МСУ и субъектам РФ обещают, что после введения в следующем году единого налога на недвижимость, который будет исчисляться не по балансовой, а по рыночной стоимости имущества, местным властям удастся залатать бюджетные дыры. Но даже в случае успешной реализации этого фискального нововведения (в конце концов, муниципальным «мытарям» придется очень постараться, чтобы содрать с жителей провинции, выживающих на 5000-6000 руб. в месяц, налог на недвижимость, сопоставимый с их реальными доходами) не следует забывать, что это лишь покроет ныне существующую финансовую недостачу, т. е. без учета обязательств, которые центр сегодня планирует дополнительно «накинуть сверху». Не говоря уже о том, что новая модель социального обеспечения (когда эта функция во многом отдается на откуп региональным и местным элитам) может усугубить и без того вопиющее неравенство возможностей граждан (в зависимости от места их проживания – в благополучных регионах-донорах или депрессивных субъектах-реципиентах).

Таким образом, отказ от перераспределительной функции центра в целях выравнивания существующих диспропорций в уровне социально-экономического развития регионов РФ закономерным образом приведет к появлению граждан «первого», «второго», «третьего» и т. д. «сортов». Что, в свою очередь, может спровоцировать очередное усиление центробежных тенденций в отношениях между центром и регионами.

Готовящееся решение о делегировании федеральным центром на региональный и местный уровни части своих социальных обязательств и полномочий в интервью KM.RU прокомментировал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:

– Ни Козак, ни тем более Хлопонин никакого отношения к финансам не имеют. А рабочая группа, в которую не будет входить Кудрин или его зам Алексей Лавров, обречена быть собранием околокремлевских мечтателей.

Тем не менее, меня это пугает. Г-н Козак прославился тем, что все реформы, которые он организовывал, заканчивались чудовищным образом. Я напомню, что это были реформа местного самоуправления, судебная, административная реформы, а также акция, которая широко известна как «монетизация льгот», хотя на самом деле это была реформа по разграничению полномочий. Таким образом, разграничением полномочий Козак уже занимался, и закончилось это катастрофической «монетизацией льгот».

Дело в том, что у товарища Козака как управленца есть одна особенность. Вероятно, его учили юриспруденции какие-то люди немецкой школы. И он, с моей точки зрения, в принципе не понимает, что между законом (писаным правом) и практикой правоприменения существует разница. Если вы будете писать законы, совершенно не заботясь о том, как они будут применяться, то вы – организатор катастрофы. Тогда вы будете проводить судебную реформу, которая обернется тотальной зависимостью судей от административных властей. Вы будете осуществлять реформу местного самоуправления, которая лишит местные власти возможности что-либо делать, кроме как воровать. Вы будете разграничивать полномочия таким образом, что люди будут терять все, а денег в бюджете не прибавится. И т. д. Это представляет большую опасность. Но эта опасность исходит не из идей Медведева, а из жизненного пути некоторых исполнителей.

Что же касается идеи как таковой, то на эту тему, конечно, можно подискутировать. Впрочем, думаю, что пока ее можно не принимать всерьез. Как известно, у Дмитрия Медведева – очень много идей. Взять хотя бы модернизацию. Когда хоть какая-нибудь из них будет реализована, вот тогда и посмотрим. Если же рассуждать чисто теоретически, то проблема состоит в том, что, за исключением кабинета Примакова, все правительства так или иначе пытались сбросить ответственность за выполнение социальных обязательств перед гражданами на региональный уровень. Дескать, если кто-то думает, что ему должно государство, то он ошибается: ему должны региональные и местные власти, а денег мы им не дадим. Только в 1990-е гг. эту политику маскировало реальное отсутствие денег.

Так что ничего нового, по большому счету, нет. В этом отношении Медведев – достойный преемник Путина. Учитывая неравномерность социально-экономического развития между регионами, в случае последовательной реализации такого курса в нашей стране появятся граждане «первого», «второго», «третьего» и т. д. «сортов». Точнее говоря, они уже есть. Например, в Москве есть граждане России, которые приехали с Северного Кавказа, и есть все остальные. При этом москвичи по своим правам и уровню социальной защиты очень сильно отличаются от жителей Московской области. А те, в свою очередь, по уровню социальной защиты намного превышают всех остальных. Получается «четыре сорта» людей только в одной Москве (я не беру в расчет гастарбайтеров).

При этом регионы, я думаю, не будут наделены реальными финансовыми источниками, потому что как только регион их получает, это резко сокращает властные полномочия федерального центра, причем неформальные властные полномочия, что очень важно. Дело в том, что формальное право и, соответственно, формальные решения, принимаемые на его основе, можно оспорить в суде, а неформальное в суде уже не оспоришь. Если Минфин говорит: «Я вам денег не дам», вы можете идти в суд. Если же вместо того, чтобы выделить вам деньги 1 января, он делает это 31 декабря, а потом, 1 января следующего года, отбирает обратно, потому что вы не успели их потратить, то никаких претензий с вашей стороны быть не может, поскольку у вас нет соответствующих прав.

У нас реально осуществляется неформальная политика, благодаря которой идет неформальный прессинг регионов, и никто на федеральном уровне отказываться от этого не будет. Т. к. Россия – это большая и неоднородная страна, делегировать полномочия нужно. Но граница между демократией и авторитаризмом проходит не между федеральным центром и регионами, а между регионами и местными властями.

Темы: Внутренняя политика в России, Органы власти РФ, Социальные проблемы в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 10.07.2011, 08:07
    Гость: ттт

    Хорошая мысль. Только под нее срочно нужно сократить численность центральной власти в разы с отменой всех привелегий, льгот и зарплат.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 09.07.2011, 19:00
    Гость: Иван

    Не согласен,Все в наших руках,только все бояться ,а кабы,что не вышло.Бездействие бенравственно,Жулье, поэтому, сами и плодим.
    Если Москва еще и деньги наши отдаст то почему бы и нет.А то деньги в Москве ,а социалка у нас.Смешно ,только почему то не смеется.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 09.07.2011, 04:20
    Гость: Петр

    Борис!Ты не прав!В первую очередь не бездари правят несчастной 1/7 частью света, а проходимцы, предатели и просто ЖУЛЬЕ.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 08.07.2011, 23:16
    Гость: БориС

    И все эти бездари до сих пор при власти! В этом и проблема.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 08.07.2011, 20:16
    Гость: Vlad

    ///антон////правительство нас любит, но странною любовью...///
    Чегож тут странного? Любовь за деньги она всегда отличается цинизмом и использование по полной программе:-))) Больше останется в федеральном бюджете - больше будет чего пилить через "грандиозные" проекты...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (9)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Вредная России инициатива "Друзей мира" в позитивном ключе подаётся в крупнейших российских СМИ, в том числе государственных»
Украина научила: Эстония испугалась оспаривать территориальную целостность России
Стерилизация – верный способ сэкономить на квартире для инвалида
4 СEZOНA «Посвящение Владиславу (Камраду) Листкову»
«Моральный кодекс», 17 июля, Зеленый театр ВДНХ
Владимир Кузьмин «Небесное притяжение» (переиздание)
ДМЦ «Глазами красными» (интернет-сингл)
Пожинаем плоды «святых девяностых»: куда бежать от безденежья?
«Крематорий», 10 декабря, ДК имени Горбунова
«Калинов Мост», 21 декабря, «ГлавКлуб»
«Присоединение Тайваня к запрету на экспорт в Россию изделий микроэлектроники — очень ядовитое для нас решение»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.