Бензин повысят на 7 или 8. Все равно мы ездить не бросим

Нет, что ни говори, а экспертные группы по подготовке «Стратегии-2020» – это голова. Собственно, голов там много, но все вместе они выглядят как одна большая, вроде той, которая присутствует в поэме Пушкина «Руслан и Людмила». И эта коллективная голова не зря ест свой нелегкий хлеб: она придумала, как развивать дорожную сеть в стране.
Рецепт прост – за счет автомобилистов. По принципу «любишь ездить – люби и за строительство дорог платить». Эксперты посчитали, что финансировать дорожное строительство за счет госбюджета недопустимо, на него и так большая нагрузка, сообщают «Ведомости».
Сейчас автомобилисты оплачивают строительство дорог «всего» на 40%: 30% дают акцизы на топливо и 10% – транспортный налог. Но этого мало: они должны, по мысли экспертов, покрывать все 100%. То, что дороги на 60% строятся за счет государства, эксперты расценили как бюджетную поддержку автомобилистов, и поместили их в один ряд с пенсионерами: дескать, они вторые после них по расходам бюджета. Единственное послабление для автомобилистов должно состоять в том, чтобы они не покрывали «рекламное» строительство дорог – к саммитам и олимпиадам.
Придумали эксперты, и как извлечь эти деньги из «целевой группы» – через акцизы на топливо, которые следует повысить на 7-8 руб. за литр до 2015 года. Таким образом, то повышение, которое сейчас заложено в Налоговом кодексе – 1 руб. в 2012 и 2013 гг. – выглядит явно недостаточным.
Акцизы на топливо в 2012-2015 гг. должны быть повышены в расчете на литр на 7-8 руб., и почти треть розничной цены бензина должна пойти на строительство и ремонт дорог, рекомендуют эксперты. Сейчас акциз на литр бензина 3-го класса составляет 4,23 руб., это 18-23% стоимости 92-го бензина в зависимости от НПЗ, приводит «Кортеса» данные на 8 июля.
Интересно, что еще совсем недавно предполагалось, что дорожная сеть у нас будет развиваться за счет инвесторов, которые примутся строить частные дороги. Эти надежды и раньше представлялись девичьими мечтами, а теперь, судя по предложению экспертов, стали таковыми окончательно. Частные инвесторы не рвутся делать дороги за свои деньги. Им бы господряды получить, да стоимость за километр вывести в 3-4 раза выше европейской, – вот это было бы дело для них. А иначе неинтересно.
Но это еще не всё. В транспортный налог должна войти плата за парковку автомобиля на территориях муниципалитетов, для чего можно ввести и дополнительный налог, рекомендуют эксперты. А в светлом будущем они видят введение налога на километр пробега. Правда, для этого придется оборудовать все машины устройствами спутникового позиционирования (слежения). Спутник точно посчитает, кто из нас сколько должен государству.
А мы еще совсем недавно так радовались навигаторам, здорово упростившим жизнь автомобилистам! Оказывается, не все так просто: спутник может быть не только другом, но и налоговым инспектором. По спутнику, говорят эксперты, уже живут Нидерланды, система работает на GPS. А посчитать нас поможет родной «Глонасс». Покилометровый тариф можно будет дифференцировать по регионам и автомобилям. В Москве на больших тачках – побольше, в провинции на драндулетах – поменьше.
Если суммировать все предложенное, то эксперты предложили три напасти на головы автомобилистов: резкое повышение акцизов на топливо, плату за парковку и плату за километраж со спутниковым слежением.
Вам не кажется, что в этом ряду чего-то не хватает? Например, налога на вдох и выдох с контролем через «Глонасс». А вырученные деньги можно было бы пустить на расцвет страны. То-то бы все вокруг заколосилось, покрасилось, построилось и убралось! Конфетка бы получилась, честное слово... Впрочем, это – дело более отдаленного будущего.
Дорожные сборы должны вызывать доверие населения. Руководитель экспертной группы, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин предлагает публиковать данные о стоимости всех дорожных проектов.
Авторство всех предложений принадлежит Минтрансу, который представлен в группе шестью чиновниками, сообщает представитель ведомства. Те же цифры есть в проекте дорожной госпрограммы до 2020 г. Минэкономразвития и Минфин предложили доработать госпрограмму, говорит он; цифры корректируются, темп роста нагрузки сократится. Предложения группы основаны на мировом опыте, это – реалистичный сценарий, говорит Блинкин: инвестиции в дорожное строительство в Китае – 3,3% ВВП, в России – всего 1-1,2%. При этом, правда, он не уточняет, обложили ли китайские власти свой народ топливными акцизами и следят ли за ним через спутники или еще нет.
Впрочем, не все российские власти с восторгом встретили предложения экспертной супергруппы. Минэкономразвития, например, против повышения налоговой нагрузки, заявляет директор департамента Сергей Беляков. Необходимо подробно обосновать предложенные Минтрансом меры, говорит он, и хорошо, что они обсуждаются в рабочей группе, это – шанс привлечь все заинтересованные стороны.
Сейчас неправильно ставить вопрос о полной компенсации затрат на дороги за счет автомобилистов, продолжает Беляков, в первую очередь – из-за их низкого качества. Нужно обсудить и возможность снижения стоимости дорог, которая, по оценкам Минэкономразвития, существенна, уверен он: например, вписывать в контракт обязательство подрядчика ремонтировать дорогу за свой счет 5-7 лет после ее постройки. Последняя мера заставила бы их выполнять работы более качественно... хотя не факт. Вполне может начать действовать схема «фирма построила дорогу – фирма умерла». И спроса с нее никакого.
Неверно финансировать дорожную систему только из кармана автовладельцев: это – общественное достояние, не согласен Игорь Николаев из ФБК. Прежде нужно радикально повысить эффективность и прозрачность расходования средств, замечает он: налогоплательщик должен быть уверен, что их не разворуют. И тут с ним трудно не согласиться. Ведь строительство дорог, наряду с обороной и некоторыми другими сферами, – одна из важнейших функций государства. Правомерно ли перекладывать ее в полном объеме на автомобилистов? В Америке во времена Великой депрессии государство, чтобы занять безработное население, строило дороги за свой счет, – и ничего, построило.
Может, нашему государству стоило бы сначала научиться собирать налоги в полном объеме, а не 50%, как сейчас? Тогда и деньги на дороги появились бы, как и на многое другое, и не пришлось бы думать, на кого переложить дорожные расходы.
А вообще, если задача экспертных групп «Стратегии-2020» состоит только в придумывании новых налогов, то это и я мог бы стать таким экспертом: надо денег на то – повысим налоги, надо на это – повысим налоги. Малоимущим – пониженную ставку, пенсионерам – освобождение... Где тут в эксперты записывают?
Комментарии читателей Оставить комментарий
А что по дорогам только частники ездят? А госперевозки не осуществляются? Те же воинские и на госнужды? Тоже несчастный владелец "жигуленка" заплатит? Другое дело отменить транспортный налог и включить его в стоимость бензина, тогда кто больше ездит тот больше и платить будет.Правда для нашей страны цена бензина и сейчас запредельна. Вообщем вывод один - денег в стране море, нужно только чиновничьей братии поменьше воровать, тогда на все хватит и на пенсии и на дороги и на пособия матерям. И не нужно будет ковырять в носу и выдумывать на что бы еще налоги поднять. Это самый простой путь, ни напрягать извилины не нужно, ни меньше воровать.
Тогда на велосипеды поставят навигаторы и за километраж будут брать. Да, можно еще и с пешеходов брать деньги - они по тротуарам и по дорогам ходят. А по езде по бездорожью раз в 5 больше брать.
стоимость бензина всегда перейдет в цену хлеба) заплатит в итоге - пешеход))
Это называется "кто пользуется - тот и платит". Привыкли за счет государства все получать, поэтому и возмущаемся теперь. Посмотрите на другус сторону медали: если за дорогу будут только автомобилисты платить, то другие категории не будут и из налогов уберут эту составляющую, которая шла на дороги. в итоге баланс сохранится.
///007....)))"... а настоящая проблема-ВОРОВСТВО ВЛАСТЬИМУЩИХ!"
Абсолютно верно! Собрать - что бы украсть через бюджет! Потом увеличить поборы и ещё раз украсть! И что любопытно, ведь остановиться не могут, воруют и воруют..
Например деньги на оборонку ищут. А тут только на ремонте одного крейсера "Пётр Великий" директор завода и ко" умудрились украсть 265 млн. руб. Вы только вдумайтесь в эту цифру! И это вершина айсберга. Сами эти господа ничего менять не будут. И не уйду, уж больно хороша бюджетная кормушка.