«В XXI веке в России используются формы полурабского труда»

Случалось ли Вам прийти в магазин, где продавец не может внятно ответить на Ваши вопросы? Не потому, что он не в себе или находится в предобморочном состоянии, а просто по-русски двух слов связать не может. Бывало? В этом случае Вы сразу ясно понимаете: перед Вами – трудовой мигрант. Их количество зашкаливает: только в 2009 году в Россию въехали 9 447 079 иностранцев, причем это – не туристы, которые хотят насладиться видами необъятной страны и приобщиться к ее культуре, а трудовые мигранты. Впечатляет цифра? А представьте, что такое количество гастарбайтеров въезжает в Россию ежегодно!
И вот Федеральная миграционная служба (ФМС) в очередной раз решила заняться (во всяком случае, попытаться) миграционной политикой, пишет «Российская газета». Глава ведомства Константин Ромодановский предложил ввести обязательный экзамен по русскому языку для иностранных рабочих. Причем он считает, что это должно быть закреплено на законодательном уровне. По мнению главы ФМС, эта мера будет полезна и для самих мигрантов, которых зачастую обманывают с условиями работы, зарплатой, т. к. те не знают русский язык на должном уровне. Таким образом, знание языка станет основным стержнем для адаптации и интеграции мигрантов в обществе. Зачастую иностранцы работают в сфере услуг, а без общения там никуда.
Ромодановский отметил, что большинство иностранцев въезжает в Россию на легальных основаниях. Однако здесь он, видимо, лукавит, либо просто не осведомлен о реальной ситуации. Чтобы опровергнуть слова руководителя ФМС, далеко ходить за примером не надо. Только сегодня стало известно, что на Казанском вокзале в Москве были задержаны мошенники, которые продавали гастарбайтерам миграционные карты и разрешения на работу в Россию. Стоило поезду из ближнего зарубежья прибыть на перрон, как приезжающих тут же радушно встречали соотечественники и заботливо продавали за 200 руб. временную регистрацию. Добро пожаловать в Москву! Эту группу мошенников задержали, а сколько еще таких же по всей столице? Думается, немало. Вспомним хотя бы остановки общественного транспорта, заклеенные предложениями быстро «оформить» регистрацию, разрешение на работу, медицинскую книжку и подобные документы. Как же г-н Ромодановский смеет утверждать, что все трудятся легально?
В то же время глава ФМС считает, что миграционный контроль существует в стране лишь де-факто, поэтому и эта процедура должна быть прописана в законе. Кроме того, необходимо внести еще одну норму для нарушителей миграционного законодательства – экономическую. А в случае ее нарушения лишать работодателей квоты на гастарбайтеров. Если же вся вина – на мигрантах, то стоит придать им статус персон нон грата и запретить на время въезд на территорию России, считает Ромодановский.
Предложение о введении экзамена на знание русского языка для гастарбайтеров хорошее, однако действия ФМС выглядят крайне нелогично. Еще недавно Ромодановский выступал за отмену квот на привлечение иностранной рабочей силы. Вместо нее он предлагал ввести «дифференцированные механизмы» – организованно набирать иностранцев в странах, откуда они приезжают, на сезонную работу, устраивать программы для иностранных студентов. Кроме того, глава ФМС заявил, что разрешения на временное проживание уже изжили себя, поэтому стоит выдавать вид на жительство с учетом определенных критериев, а для этого иностранцев предлагается оценивать в баллах. По мнению Ромодановского, такая система будет более гибкой и объективной, однако как раз в ее объективности стоит усомниться. Непонятно, почему в этой системе не может зародиться коррупция, если оценивание и так уже подразумевает под собой субъективизм.
Всем известно, что большинство иностранных рабочих готовы работать на любой должности за копейки, поэтому бизнесменам выгодно нанимать как раз этих неприхотливых работников, которых можно при случае и на улицу выбросить без последствий. Те же, оказываясь без работы, становятся преступниками: статистика доказывает, что в Москве почти половину преступлений совершают приезжие. Вот такая у нас миграционная политика: гостеприимная и безразмерная Россия примет всех, приезжайте! Только о последствиях ведомства, которые должны выстраивать эту самую политику, вовсе не задумываются. А потом вопрошают, откуда же в стране столь высокие показатели преступности...
Директор Института демографических исследований, редактор портала «Демография.ру» Игорь Белобородов прокомментировал для KM.RU предложение Константина Ромодановского:
– Заявление Ромодановского адекватно, во всяком случае, постановка проблемы. Думаю, это надо было давно сделать еще вчера. То, что это звучит из уст самого ответственного за эту проблему человека в стране, Константина Ромодановского, наверное, добавляет серьезности этому вопросу. Однако не стоит забывать, что само по себе наличие такого экзамена или любого другого тестирования не является панацеей: подходить к проблеме надо комплексно. Владение человеком из другой страны русским языком совершенно не гарантирует соблюдения им законов, отсутствия криминала, интеграции в наше общество, соблюдения элементарных норм порядочности и этикета, которые приняты у нас в стране.
Я думаю, когда мы говорим о привлечении мигрантов, то мы должны предусмотреть какие-то критические величины этого процесса. А они сейчас уже многократно превышены, и экономика России от этого никак не улучшается, а, наоборот, стагнирует из-за того, что до сих пор в XXI веке в России используются формы полурабского и в то же время примитивного труда. Если имеет смысл говорить о каких-то мерах в отношении миграции со стороны ФМС, то начинать надо отнюдь не с языкового теста, а в принципе с того, что квоты на миграционные потоки ни в коем случае не должны упраздняться.
Только в рамках определенных квот мы можем привлекать к себе людей, не имевших и не имеющих уголовного прошлого, прошедших психологическое и криминалистическое собеседования, в рамках которых будет установлено, что человек в данное время не опасен. В-третьих, это квалификационный уровень, в-четвертых – квотирование по этническому и квалификационному признакам, как это происходило в Скандинавии, США, Канаде: ведь там нет политики открытых дверей. Эти страны поскользнулись в свое время, принимая людей, поэтому сейчас используют селективные принципы. То же самое стоит повторить и нам.
Вообще чиновник имеет право заикаться на эту тему только после того, как будет успешно решен вопрос репатриации. У нас миллионы соотечественников за рубежом ждут, пока Россия проявит политическую волю и станет исторически справедливой по отношению к своим сынам и дочерям. Только тогда, когда эти миллионы людей легко интегрируются в российское общество (они, по сути, являются его частью, хотя проживают за пределами материнского государства), будет уместно поднимать вопрос привлечения инокультурной миграции.
Еще одним аспектом может быть то, что привлечение любого числа мигрантов в рамках соответствующей квоты может быть только в такие регионы страны, которые являются малонаселенными и трудонедостаточными, т. е. это – не Москва, не Петербург, не Центральный федеральный округ, а, например, Нижний Тагил или Камчатка. Постоянно вливать в Москву совершенно ненужные, трудоизбыточные и криминально опасные миграционные потоки значит пилить сук, на котором сидишь. Одно дело, если чиновник завозит энную партию мигрантов к себе домой, проявляя гостеприимство; другое дело, когда он в миллионных количествах везет их в наш общий дом, в Россию. Вот этого допустить нельзя.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Безграмотная и вредительская миграционная политика.
Как это г-н Ромодановский не боится, что другой г-н-Нургалиев объявит его экстремистом за идею экзамена по русскому языку?
Ну дык лищь бы не в Москве, А на остальных господину белобородову наплевать
Не умели навести порядок в СССР, так де не умеют упорядочит Россию
В Нижнем Тагиле и на Камчатке гастербайтерам НЕГДЕ работать. Торговля вялая, дорогие услуги населению не по карману, производство стоит. Своих бы пристроить.