В новом учебном году школам придется работать по-новому

Реформа образования, успевшая наделать в России немало шума, представит на суд налогоплательщиков очередные новшества. Помимо технических требований к школам, которые не так давно отдельные чиновники сравнили с «забоями для шахтеров», изменения коснулись и самого учебного процесса.
В частности, чиновники решили приблизить изучаемые школьниками дисциплины к реальной жизни, причем дело касается и системы оценки достигнутых результатов. К примеру, пишет «Российская газета», технику чтения школьнику придется сдавать не на скорость, а на умение осознанно воспринимать текст и анализировать прочитанное. Кроме того, ученики будут учиться писать электронные письма и даже СМС-сообщения. Учащийся четвертого класса уже должен уметь набирать на клавиатуре тексты как на русском, так и на иностранном языке. Новая система обучения вообще предполагает более тесный контакт с компьютером и разнообразными информационными носителями, такими как флешка или диктофон.
Учитывают стандарты и внеурочную работу с детьми: теперь этот пробел восполнен, и работа учителей не заканчивается на последнем уроке. Экскурсии, кружки, секции, конференции и олимпиады – все это теперь документально зафиксировано в обязанностях школы. Причем успехи учеников будут отмечаться в специальном портфолио, которое, к слову сказать, будут учитывать при аттестации педагогов, поэтому они напрямую заинтересованы в развитии своих подопечных.
Один из любимых терминов президента – нанотехнологии – нашел себе место и в образовательном процессе. Предполагается, что специальные электронные книги смогут в будущем заменить школьникам учебники. Польза в этом очевидная: вместо нескольких килограммов книжек, которые при этом постоянно приходится закупать, подклеивать и обновлять, родители приобретают такое устройство, в которое можно закачать учебники по всем дисциплинам вплоть до шестого класса. Детишки не надрываются, таская по утрам тяжеленные портфели, а родители избавляются от головной боли собирать по списку необходимую литературу, которая дорожает год от года.
Впрочем, экономическая выгода здесь не столь уж и неоспорима: один такой аппарат стоит порядка 12 000 руб., и трудно предугадать, какое время он прослужит в шаловливых детских ручонках. Тем не менее, первая партия электронных учебников уже поступила в некоторые регионы – всего 1000 штук. Кстати, если эксперимент удастся и устройствами будут оснащены другие школы, производители обещают существенно снизить их стоимость.
Кроме того, значительные изменения затронули и техническую составляющую. Правда, чисто физически их пока невозможно применить во всех российских школах, однако работа в этом направлении уже началась.
Так, 1 сентября получил старт проект т. н. индустриального питания, т. е. школьные столовые не готовят еду, а лишь получают ее от специализированных предприятий. Одно из таких действует в Ленинградской области, второе – в Подмосковье, и еще одно – в Краснодарском крае. Это, по мнению авторов инициативы, должно повысить качество питания и усилить контроль за расходами школы.
Немало шума наделали и новые СанПИНы, которые ввели настолько жесткие требования к учреждениям, что, как сообщает «Коммерсантъ», две трети российских школ еще не готовы их выполнить, а треть вообще им не соответствует. В частности, по новым требованиям как минимум половина школьной территории должна быть озеленена, по периметру возведено ограждение, а спортплощадки обязательно должны иметь твердое покрытие без выбоин и неровностей. Немалое удивление вызывает и требование оборудовать в школе спальни: дети, ходящие на продленку, должны иметь тихий час.
Жесткость таких требований глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко объяснил заботой о детях. «Жизнь показывает, что в школе наши дети работают, как шахтеры в мокром забое. На них – огромная нагрузка», – сказал он.
Теперь СанПИНы приняты, и нагрузка на детишек должна постепенно спадать. Однако нынешний учебный год показал, что нагрузка увеличивается на школы, которых становится все меньше. Так, по данным РИА «Новости», в 2011 году школьников примут менее 50 000 школ, тогда как годом раньше их было более 51 800. Что же касается численности учеников, то этот показатель, наоборот, увеличивается. В первый класс пойдут более 1,5 млн детей – на 33 000 больше, чем в 2010 году. Всего российские школы примут свыше 13 млн учащихся.
Не остался без внимания и вопрос безопасности при проведении праздничных мероприятий. Как заявил первый заместитель главы МВД России генерал-лейтенант полиции Александр Горовой, 1 сентября отметят 57 400 образовательных учреждений, включая ссузы и вузы, в празднованиях примут участие 15,6 млн учащихся. На обеспечение безопасности брошены более 143 000 полицейских и 2000 военнослужащих внутренних войск. Кроме того, подключатся 19 200 сотрудников частных охранных предприятий и более 21 000 членов общественных организаций.
Комментарии читателей Оставить комментарий
По моему, все очень просто -кто платит, тот и заказывает музыку. Если стране нужны грамотные подготовленные специалисты -выстраивается система под четко сформулированные задачи. такие-то специальности, такие-то профессии, такие-то знания. Связь потенциальных работодателей с будущими профессионалами выстраивается и контролируется начиная с лицеев и техникумов. Профессионально-практическая база устраивается на территории будущих работодателей. который заинтересован в профессионализме будущих работников и сам вкладывает в эту систему и деньги, и финансы. Всеобщее бесплатное образование помогает выкристаллизовать будущих профессионалов в науке и практике. На сегодняшний момент складывается впечатление, что наши работодатели не только не знают кто им нужен и в каком качестве, но и заинтересованы иметь в своем распоряжении "быдловатую" толпу, которая "берет больше и кидает дальше", юридически неграмотная и профессионально не подготовленная. Интерес работодателя иметь бесправных рабов кормящихся баландой и прикрывающихся драным рубищем. А поскольку наши работодатели в основном это сегодняшние олигархи -то понятно кто и какую музыку заказывает. Задачи министерства образования скорректировать образовательный процесс под насущные потребности заказчика. Отсюда и глупость в школьной программе, ЕГЭ, развал ПТУ и техникумов, недоучки бакалавры и недоделки магистры. "Все очень просто", - как поет знаменитый бард Макаревич.
СМС-ки писать надо учиться учителям, дети умеют это делать. Вовремя я уволилс из школы, сейчас еще больше будет ненужной отчетности. В прошлом году учителя собственный портфолио делали, а в этом уже на учеников делать придется. А когда же детей учить?
Знакомые учителя из профессии уходят. Для "латания" дыр на работу вызываются глубокие пенсионеры. Как- то всё в школе очень неоднозначно - вроде и лозунги актуальные, и цели правильные, а вот подвижников и энтузиастов там всё меньше и меньше. Плохая стала профессия, убогая - её такой сделали. Всем учитель должен и всё он должен - и уроки с огоньком провести, и в воспитании своих подопечных поучаствовать, и досуг организовать, родителям на все их вопросы дать обстоятельные ответы... А классы переполнены, дети все разные и под программный ранжир не вписывающиеся, отчётность как в милиции, бесправие и незащищёность перед лицом отморозков и сутяг, аттестация эта унизительная (кто правила читал - поймёт)и при этом помойная медиа волна весь год (кроме 1 сентября и Дня учителя)...
Порочная система вводить материальное стимулирование в сферах, где невозможно установить объективный, количественный критерий качества труда. Такая система оплаты в армии - головотяпство или преступление.
Задача школы, по-моему, научить человека думать и дать необходимую подготовку для продолжения образования. Ползучее реформирование образования началось во времена Хрущёва. Пошли разговоры о перегрузке школьников. До этого времени, начиная с 4 класса, каждый год школьники сдавали экзамены и не переутомлялись. Задачей школы постепенно стало: научить ребёнка всему. В школьные программы стали вводить всё что в голову взбредёт: автодело, агротехнику, швейное дело ... составление SMS и пользование диктофоном. Все эти нововведения осуществлялись за счёт уменьшения программ основных предметов. Что естественно снижало уровень знаний выпускников. Поэтому в ВУЗах преподаватели вынуждены какое-то время уделять восполнению пробелов школьного образования. Научить всему, что может потребоваться в жизни невозможно. Писать SMS-ки и пользоваться диктофоном все научаются без помощи школы. А вот если школа даст плохую фундаментальную подготовку - этот пробел не восстановится. Такой же подход и в ВУЗах: перегрузка программ второстепенными дисциплинами за счёт фундаментальной подготовки.
И ещё. Учебные заведения должны заниматься только учебным процессом и ничем больше. При современном финансировании системы образования главной задачей учебных заведений стало свести концы с концами, а уж после этого можно и учебным процессом заняться. Государство, экономящее на образовании и культуре, не имеет будущего.