]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«У нас любую идею можно испоганить реализацией»

17:41 8.09.2011
, Елена Колебакина
У нас любую идею можно испоганить реализацией»
У нас любую идею можно испоганить реализацией»

Эксперт положительно оценивает инициативы ФАС по борьбе с монополизмом нефтяников

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала, как уже ее окрестили СМИ, «третью волну» антимонопольных дел. В правительство внесены два законопроекта – «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты». К чему приведет эта кампания, покажет время, теоретически же они направлены на выправление той ненормальной ситуации, которая сложилась на топливном рынке России.

Пока же коснемся непосредственных предложений ФАС. Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» предполагает ввести запрет на покупку и строительство новых АЗС тем компаниям, доля которых на региональном рынке более 35%. Кроме того, крупным компаниям также запретят покупать участки для строительства АЗС. В этих случаях сделка будет признаваться ничтожной, а у ФАС появится право требовать в суде разделения компании.

«Речь сейчас идет о 35%, по мощностям по хранению – об ограничении в 25%», – цитирует Интерфакс слова заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина. Также компании, которые контролируют более 25% мощностей по хранению нефтепродуктов, должны будут предоставлять услуги по хранению нефтепродуктов независимым компаниям на недискриминационных условиях.

В то же время юридические лица не смогут совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Предполагается, что эта мера позволит независимым АЗС покупать нефтепродукты по тем же ценам, что и розничной сети вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), пишет «Коммерсантъ».

Над этим законопроектом начали работать еще в прошлом году, когда ФАС пришла к выводу, что рост розничных цен на бензин обусловлен монополизмом, т. к., например, Роснефть доминировала в 15 регионах, ЛУКОЙЛ – в 11, а «Сургутнефтегаз» – в 4. Независимые участники рынка доминировали в 20 регионах. Тогда ФАС была намерена увеличить количество независимых игроков, чтобы снизить розничные цены.

Второй законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты» определяет принципы расчета конкурентных цен внутреннего рынка, в случае отклонения от которых ФАС будет считать их монопольными. Таким образом, цены должны не выходить за пределы трех индексов: индекса сопоставимых рынков (экспортный паритет на основе netback), а также индексов биржевого и внебиржевого рынков (на базе обязательной регистрации монополистами всех внебиржевых сделок на СПМТСБ). Однако правительство сможет устанавливать дополнительные коэффициенты к индексу сопоставимых рынков, т. к. netback у каждой компании свой.

Глава ФАС Игорь Артемьев также сделал ряд заявлений, свидетельствующих о начале с осени новой кампании против нефтяников. В ближайшее время ФАС должна раскрыть размеры штрафов, которые будут наложены на ЛУКОЙЛ, Роснефть и «Газпром нефть» в связи с декабрьским ростом цени на авиакеросин и дизтопливо. По словам Артемьева, размеры штрафа будут составлять несколько миллиардов рублей. Сами нефтекомпании воздерживаются от комментариев.

Доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Вениамин Вутянов прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU внесенные ФАС законопроекты.

– Это – два логичных шага, звенья одной цепи. Это показывает, что государство теперь будет регулировать, интересоваться этой сферой. Также все эти новшества – как раз в ключе рыночной экономики. Что касается ограничения покупок АЗС компаниями, контролирующими определенную долю рынка, то это – явно антимонопольно направленный закон. Если компания контролирует больше определенной доли рынка, соответственно, она получает возможность влиять на процесс ценообразования. У нас рыночная цена складывается из того, насколько конкурентна среда, насколько много компаний, а этот законопроект, в свою очередь, исключает влияние или доминирование какой-то одной компании.

– Это в теории, а на практике действительно ли эта мера ограничит монополизм?

– Мы можем рассуждать, с точки зрения практики, приблизительно таким образом. Не секрет, что многие чиновники, многие правительственные и думские функционеры так или иначе связаны с нефтяным бизнесом. Зачастую трудно понять, человек – как двухсторонняя монета, как карта: чиновник в бизнесе или бизнесмен в политике. Поэтому, с точки зрения практики, возможны какие-то пробуксовки. Возможно, будут какие-то поблажки для компаний. Но, опять же, если это будет принято как закон, то напрямую против него не пойдешь. Например, «Газпромнефть», дочерняя компания «Газпрома», контролирует в каком-то регионе (предположим, в Тюменской области) 50% розничного бензина. Соответственно, если она захочет купить АЗС, то она сможет это сделать. Но если будут закон и контролирующий орган, то против закона компания не пойдет. Если у нее – 100 заправок, то еще 10 она не сможет купить. Но это, еще раз повторю, если будет принят закон и будет конкретный контролирующий орган.

– Может ли этот запрет негативно отразиться на розничном рынке нефтепродуктов?

– А как он может отразиться? Имеете в виду, что все нефтяные компании обидятся и уйдут за рубеж? Все, кто хотели, давно уже ушли. Вспомните историю ЛУКОЙЛа, который, напуганный, видимо, судьбой «Юкоса», принял для себя, как им казалось, верное решение: часть активов вывели и покупали заправки в Америке, Турции, Италии, на Сицилии. Таким образом, они вывели часть активов и перенесли часть бизнеса за рубеж. Все денежные активы ЛУКОЙЛа традиционно находятся в неких фондах на Кипре.

Соответственно, те, кто хотели уйти, ушли. У нас – все-таки достаточно большое количество игроков, есть маленькие и большие компании, т. е., так или иначе, но рынок сложился. А рынок – вещь стихийная, поэтому время от времени надо его контролировать. Контролером в данном случае выступает как раз государство. В этом смысле этот стихийный рынок будет введен в регулируемое русло, и будет понятен механизм ценообразования.

Из чего состоит цена? Она складывается из нескольких составляющих. Первая – затраты на разведку, добычу; то, что мы называем в экономике себестоимостью. Условно говоря, литр бензина стоит нам 3 руб. Вторая часть уже складывается из того, насколько много компаний-посредников или псевдопосредников находятся между компанией-добытчиком и конечным потребителем. Например, некая компания добыла какое-то количество, произвела на НПЗ бензин определенной марки. Так вот роль государства – в том, чтобы не было псевдопосредников, которые делают псевдоторговую накрутку – себестоимость плюс транспортное «плечо», а уже конкретный розничный реализатор делает свою торговую наценку. Все это должно быть прозрачно, как тариф на электрическую энергию.

Коль скоро правительство пытается ввести в цивилизованные рамки и понимать для себя процесс ценообразования, то, соответственно, у компаний уменьшается возможность создавать псевдодочерние компании. Например, вы создали три компании и сделали в каждой торговую наценку 20-30%, еще розничник сделал наценку, и в итоге мы имеем наценку 120%. Если по сути разобраться, то там были три компании, созданные для того, чтобы увеличить свою маржу. В итоге 90 из этих 120% – это чей-то заработок, который идет, опять же, из кармана граждан.

В итоге второй закон – тоже в русле государственного регулирования экономики, и это – вполне правильный шаг, т. к. государство будет четко понимать, из чего складывается цена на бензин, и что она является действительно рыночной.

Поэтому законопроекты, внесенные ФАС, – вполне в духе государственного регулирования: не допустить монополизации рынка и понимать, из чего складывается цена. Я бы оценил это положительно, но другое дело, как это будет реализовываться. У нас любую идею можно испоганить реализацией. Все будет зависеть также от того, кто это будет реализовывать, какой орган получит функции, насколько эти органы будут аффилированы той или иной нефтегазовой компанией.

Темы: Борьба с монополизмом и ценовыми сговорами, Нефтяная промышленность в России, Экономическая ситуация в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 10.09.2011, 09:02
    Гость: ОРК

    Где же ты, невидимая рука рынка, который всё отрегулирует? Выходит врали нам селюнины, поповы, гайдары и прочие апологеты рыночной экономики, теоретики х.р. е. н. о. в. ы.
    А практика российской экономики требует твёрдой хозяйской руки, уже потому, что любимым занятием "дарагих рассиян" является воровство.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 10.09.2011, 00:05
    Гость: Ну и Ну..

    Реплики на:
    «..Кроме того, крупным компаниям также запретят покупать участки для строительства АЗС..»
    «..В то же время юридические лица не смогут совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами..»
    * Странно, а кто же Им запретит настряпать (АО - ООО) не ассимилированных с основной компанией, Но завязанных на друзьях - родичах.., а то и вообще офшорных ?!
    «..В ближайшее время ФАС должна раскрыть размеры штрафов, которые будут наложены на ЛУКОЙЛ, Роснефть и «Газпром нефть» в связи с декабрьским ростом цени на авиакеросин и дизтопливо. По словам Артемьева, размеры штрафа будут составлять несколько миллиардов рублей. Сами нефтекомпании воздерживаются от комментариев..»
    * Да, чхать Им на энти штрафы на фоне прибылей.. - всем нам вскорости придется ощутить на себе ценовые «рубежи» забугорья, таки весело шагая в ВТО и к Ним..
    Сплошь «пурга..» для пипла..
    Это ж 100 % сговор власти и отмороженных нефтенахлебников.., хотя бы по тому что цены на дизтопливо в принципе Не могут быть выше цен на бензин, Но гляньте на табло РФзаправок..
    Тут 100 % уголовные дела писаны, а не странные штрафы.., да и их то еще будет нужно умудриться заполучить в Достойном размере.., а не в объемах «отмазки..» апосля многомесячных судопересудов и кулуарных «баталий» заинтересованных лиц.
    «..Контролером в данном случае выступает как раз государство. В этом смысле этот стихийный рынок будет введен в регулируемое русло, и будет понятен механизм ценообразования..»
    * Позвольте усомниться, государство не будет заниматься нужной формой контроля потому как через собственный аппарат чиновников Давно является реальным и вероятно основным игроком - участником энергетического рынка РФ. Кто ж сам с собой всерьез борется.
    И вообще - рядового гражданина интересует стабильная цена на табло заправок, а не мошеннические схемы механизмов ценообразования..
    Да для РФ вопрос снижения Любых тарифов - цен возможен только через тотальную ликвидация посреднических структур промеж поставщиком и продавцом, все остальное от лукавого..
    Но только кто ж на Это пойдет - «сук под собой рубить..»

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 09.09.2011, 08:29
    Гость: G.-V. van-Osmos

    Все транспортные коммуникации, в том числе нефтепроводы и банки, должны управляться государством. Но в условиях, когда в приватизации принимают участие родственники властей придержащих, это не возможно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 09.09.2011, 07:37
    Гость: figa

    Судя по статье, закон тупой изначально. Как, интересно, эта балалайка привлечёт конкурентов на
    чужую поляну? Ограничить развитие сети заправок - серпом по удобству автомобилистов (как в совдепии
    - по просьбам трудящихся: запретили и заклеймили). Вставить закону обратный ход и имеющим более
    35% продать государству или на Российском аукционе излишки точек другим владельцам. Тогда, может,
    они и придут. Опт и розницу разрезать надо жёстче и ввести налог на повышение цены: поднял на
    рубль - семдесят копеек в бюджет, а ФАС ежемесячно официально фиксировать (например в печати) размер
    цен (как ЦБ ставку рефинансирования), причём утверждать их должен совбез.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 09.09.2011, 02:09
    Гость: ананим

    странно как-то... вроде бы в капитализЬме живем, а от совковых регуляторов никак избавиться не можем. Надзор, штрафы... Неплохо, конечно, но ведь это полумеры. Почему бы не учредить 100% госкомпанию с фиксированной нормой прибыли. Допустим процентов 15. И цены соответствующие. Все, кто загоняет цены вверх по законам пресловутого рынка пострадают, кто будет работать эффективнее гос-ва будет в плюсах. Нормальная саморегулирующаяся система. Правда тут нет места юридическим фантазиям разгуляться, негде сабелькой помахать. Ну уж как-нибудь потерпят...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (5)
]]>
]]>
Выбор читателей
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
© KM.RU
Ситуация критическая. Через неделю платежи за газ и ЖКХ для многих будут неподъемны
Путин подписал закон о защите русского языка
© KM.RU, Наталья Ступникова
У школы отнимут функцию оценки знаний?
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Совместный бизнес: история успеха и инноваций студии веб-дизайна
Корейский гамбит
От хлебных сухарей до шведского стола: эволюция армейского питания
Павлодар или Кызыл-Жар? Куда заведет лихорадочное переименование улиц в Казахстане
«СЛОТ» 15 декабря, VK Stadium
II Московский джазовый фестиваль, 19-25 июня, Разные площадки Москвы
Дальше мечты «Выше» (интернет-сингл)
7 фактов о старении. Научные открытия, которые помогут продлить молодость
Graveworm «Killing Innocence»
«В отсутствии образа будущего Лукашенко и Путин близнецы-братья, просто у нас больше масштаб экономики и социальная инерция»
Дешевый хлеб и пальмовое масло добьют жителей России
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.