А до Христа была Богородица

Русская православная церковь отмечает сегодня один из своих 12 главных (двунадесятых) праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что же тогда, много-много веков назад, еще за 10 с лишним лет до явления миру Христа, случилось такого в Иерусалиме, что дало повод православным включить этот день в календарь своих великих праздников?
При этом стоит отметить, что Священное Писание ничего о введении Богородицы во храм нам не рассказывает: это событие известно по более поздним апокрифическим (не вошедшим в канон) текстам, датированным II веком. Таким образом, на фоне других 12 главных праздников Введение во храм Богородицы – праздник самый молодой: в Православной Церкви он окончательно вошел в число двунадесятых только после XIV века. И, тем не менее, он стал великим. В чем причина?
Предание Церкви донесло до нас вроде бы не такой уж экстраординарный для верующих тех времен случай. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении бесплодия, дали обет посвятить свое будущее дитя (если оно родится) служению Богу. И чудо свершилось: Мария появилась на свет Божий. А когда она достигла трехлетнего возраста, родители взялись исполнить свой обет и повели девочку в Иерусалимский храм. Ничего сверхъестественного, как видим, пока не происходило: многие тогда тоже отдавали своих чад на воспитание в храм. Но вот далее в случае с Девой Марией уже начинается вершиться чудо. К дверям храма вели 15 высоких ступеней, подняться по которым было нелегко даже взрослым. Трехлетняя же Мария, едва родители поставили ее на первую ступень, тут же сама легко преодолела остальные, и у входа в храм была благословлена первосвященником (по преданию – Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя). По особому откровению она была введена им во Святая Святых храма, куда имел право входить только первосвященник, и то лишь единожды в год. Таким образом уже тогда была явлена особая роль девочки в судьбе человечества.
Вручив свою дочь воле Бога, Иоаким и Анна вернулись домой. А Мария осталась жить при храме. И хотя подробности ее земной жизни почти неведомы, предание донесло до нас, что до 12-летнего возраста Мария пребывала в помещении для девственниц, которое находилось при храме: вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, было много жилых помещений, в которых жили посвященные на служение Богу. Там Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Ну а спустя годы благодаря Ей в мир пришел наш Спаситель, Сын Божий... В чем же глубинный смысл великого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы?
Читаем слова, произнесенные по случаю этого праздника архимандритом Иоанном (Крестьянкиным): «Чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария – старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.
Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице – Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую – Христа – Бога и Человека. Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни – Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву – священное сокровище славы Божией.
С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба. И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща...» Дар Божий людям – Пресвятая Дева – плод молитвы престарелых родителей, и через Нее – Христос, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва благоприятная, благовонная. И с этим вхождением, в предчувствии великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»!
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание...» Так велик этот день, так единственен и неповторим он – день начала Нового Завета с Богом на земле. До явления в мир Христа Спасителя оставались считаные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение. День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога. Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены – Обещанный, от Девы – Бог. А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле – праведных родителей, дала обет Богу – до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле».
Сейчас у православных – Рождественский пост. И вот почти в самом его начале, отмечая Вхождение во храм Пресвятой Богородицы, мы уже начинаем переживать грядущее, пока еще отстоящее от нас на целый месяц, Рождество Христово. С великим праздником вас, православные люди!
Комментарии читателей Оставить комментарий
Божеское - это любовь, совесть, справедливость. Не объясняемые материализмом чувства. Что есть любовь? Животная любовь к потомству, распространенная на весь мир (в идеале)? А совесть со справедливостью - способность понять и уважить нужды близкого родственника расширенная до всего рода, народа, человечества(у кого как)? В животном мире не обнаруживается, впрочем и не у всех людей. Это то непознанное внутри, что и эксплуатируется попами всех мастей. Плюс мистика окружающего мира. Реальная и надутая.
А библия и иже с ней могут "подпитать" только Любовь, и то при известной подготовке неофита. О совести и справедливости аторы и соавторы понятия не имели и не имеют. Ибо продукт сугубо "западный", как ни крути. Посмертные воздаяния и подачки на паперти за справедливость не канают.
На идее справедливости было построено вполне земное советское "царство". Его исторические маштабы вполне отражают силу этой "энегрии", не имеющей реализации в настоящее время.
enginer(у).
(Грудь еще Не болит..?!) - реплика на 05.12.2011 12:19 и ежели Вы это мне.., то не по адресу - сам технарь и очень смешливо отношусь к глашатаям библейских мифоЛегенд.. Они мне очень напоминают греческих тур. гидов, что на голубом глазу.. несут всякую чушь для интуристов - вразумляют мифами и легендами Древней Греции, где Зевс с пр. Аполлонами что то там «реально» вытворяют. Хватит их и разок послушать, что бы слегка ошалеть от их богоГероев и «достоверных» историй.., но попробуйте им что ни будь сказать поперек. Такое впечатление, что они и сами верят в свой зазубренный текст, т.е. тот самый тяжкий случай когда сказавши 100.. раз халва и сам веришь что ее кушал.
"...Но если человек способен жульничать на святом чувстве других, то ему лучше и выгодней создать свою секту, чем идти под власть архиерея, служить долгие ежедневные службы, оттаптывать ноги..."
- ?!
Ну так "жульничать"(не я это писал!) в секте - это жульничать на, так сказать, свой собственный страх и риск. Как говорится - или грудь в крестах - или голова в кустах.
- И совсем другое дело - это ТОЧНО ТАК ЖЕ(!) "жульчасть" - но уже, так сказать, - не только "под наблюдением", но "и при личном участии" какого-нибудь более старшего иерарха - ну вот хоть того-же "архирея" (не шибко я в этой иерархии разбираюсь ;-).
- одним словом, так сказать "в лоне" - оно несравненно-как СПОКОЙНЕЕ... хотя возможно, иногда(!) - и не столь прибыльно(льстит самолюбию) - как в секте.
- хотя и там, и там - все тот же представитель мифического всевышнего. Разница не велика. Лишь бы прихожанина "окормлять" - и воздаяния принимать.
"Все люди братья... Люблю с них брать я..."
Любая церква - это БИЗНЕС. А крупная церква - это ОЧЕНЬ КРУПНЫЙ бизнес. И еще БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА.
Язычники могут ходить по углям, стоять на раскалённом до красна топоре, пока он не остынет.
Ну библия - это понятно - собрание легенд и нравоучительных историй.
А вот "божеское" - это что ?!
8-((