Честные выборы как чрезвычайное происшествие

Наконец-то стало известно, что второе условие прозрачности выборов – прозрачные же ящики – власти нам обеспечат. Первое, как известно, – веб-камеры, по две на каждый участок. Урны, стало быть, как пуп процесса, установят по одной. И можно будет смотреть на них хоть справа, хоть слева, хоть прямо: все будет видно, что там у них внутри. На 21-м году демократии мы добрались-таки до этого ее важнейшего атрибута. С другой стороны, не все же сразу. Раньше, видимо, народ был к прозрачным урнам просто не готов, ну а сейчас, когда начал массово протестовать, созрел, значит. В самый раз теперь их ставить.
Да вот беда: вдруг оказалось, что урны могут попросту не успеть развезти по участкам. Весь авиатранспорт зафрахтован торговцами, доставляющими в регионы подарки к 23 февраля и 8 марта, сообщают «Известия». «Независимо от того, происходят в стране выборы или нет, мы празднуем 8 Марта очень широко. Продукты питания и цветы везут по всей стране. Поэтому все, кто имеет дело со скоропортящимися грузами, конечно, фрахтуют самолеты заранее. Они прекрасно понимают, что им может помешать предвыборная гонка», – цитирует газета гендиректора компании «Символ» (которая производит и поставляет урны) Сергея Бабенко.
А ведь за несколько дней до голосования прозрачные ящики должны доехать хотя бы до всех областных центров. «Это нужно, чтобы обеспечить ими избирательные участки как минимум в административных центрах всех субъектов. И в некоторых крупных регионах – плюс к административному центру еще и города с территориальным делением», – говорит член ЦИК Нина Кулясова.
Из ее слов следует, что прозрачные урны, увы, установят все-таки не везде, что умаляет как радость от достижения, так и смысл введения новшества. Неужели же изготовить и развезти урны сложнее, чем обеспечить участки веб-камерами? И почему такие накладки? Отмечать 8 марта начали не вчера, трудности можно было предвидеть и зафрахтовать самолеты заранее.
Все дело, оказывается, в системе распределения заказов. Избирательные комиссии выбирают поставщиков ящиков для голосования на аукционах. Именно поэтому заранее зафрахтовать транспорт у производителей не получилось. «Они попросту не уверены, что получат заказ», – поясняет гендиректор «Символа». Основная нагрузка при доставке избирательных урн, по-видимому, ляжет на автомобильный транспорт. «Порядка 80% ящиков сейчас доставляются автомобильным транспортом, около 15% – по железной дороге и лишь около 5% – авиатранспортом», – конкретизирует Бабенко.
Впрочем, другим производителям урн положение не кажется таким уж напряженным. «Не хочу драматизировать ситуацию, весь вопрос в деньгах. Например, Хабаровск – это авиадоставка, сроки достаточно небольшие. Никаких проблем даже в связи с праздничными днями я не вижу», – говорит анонимный представитель еще одной крупной компании, производящей урны. – Другой вопрос – не спохватятся ли в последний момент сами заказчики, т. е. избиркомы. Перед думскими выборами такие случаи были. Думаю, что если какой-то регион захочет получить что-то накануне выборов, то у него, конечно, возникнут такие проблемы. Но если сейчас этим озаботиться, то пока проблем нет», – уверяет он, припоминая, что перед парламентскими выборами контракты заключались и в конце ноября, что создавало определенные неудобства.
Перевозчики подтверждают, что грузопоток в феврале и марте обычно возрастает. «Если мы сравниваем с январем, то в феврале идут бешеные отгрузки. Потому что в январе очень длинные каникулы, очень многие производители «молчат». В феврале по сравнению с январем грузопоток увеличивается в разы. Примерно такой же грузопоток и в марте», – рассказывает замгендиректора компании «Транслогистика» Елена Елькина. Доставка грузов в восточную часть страны затруднена зимой в связи с плохим качеством дорог за Уралом, добавляет она.
«Декада, в которую попадает 8 Марта, равна двухмесячному объему продаж», – подтверждает директор салонов «Сады Сальвадора» Вита Тзанидаки.
«У нас получается, что февраль и март – объединенные месяцы, потому что все отгрузки на 8 Марта происходят в феврале. А все отгрузки на День святого Валентина происходят в конце января – начале февраля. И за этот период увеличение происходит примерно в 3-4 раза», – отмечает менеджер по продажам крупного цветочного дистрибьютора «7 Цветов» Елена Яицкая.
Но не получится ли так, что пока в избиркомах будут раскачиваться, расхватают и свободные фуры у транспортных компаний? В Москву все цветы доставляют на фурах из Амстердама. Потом отсюда они таким же способом едут в Санкт-Петербург и Новосибирск. А далее оптовый покупатель получает товар либо авто-, либо авиа-, либо железнодорожным транспортом.
ЦИК демонстрирует уверенность, что проблем со своевременной поставкой прозрачных урн на участки не возникнет. «У нас таких опасений нет. Все конкурсные процедуры были начаты вовремя, с конца 2011 года. Реально не только их изготовить, но и доставить к местам назначения. Откровенно говоря, о таких опасениях от производителей на сегодняшний день я не слышала», – заявила член ЦИК Нина Кулясова.
Впрочем, у властей есть еще один важный ресурс, который можно будет задействовать на крайний случай, – военно-транспортная авиация и самолеты МЧС. Помнится, в какой-то год последними даже чугунные батареи возили на Дальний Восток в замерзающие города. Получится, правда, что выборы тем самым будут приравнены к чрезвычайному происшествию, ну так что уж теперь… Большой натяжки в этом, кстати, и не будет: для власти честные выборы в некотором роде тоже ЧП – ситуация «вышла из-под контроля».
Во всяком случае, 4 марта мы увидим, справились ли избиркомы с развозкой прозрачных урн. Если там опять будут стоять гробоподобные ящики из ДСП – значит, нет. Ну а если глаз обрадуют «транспарентные» сверкающие красавицы – все в порядке.
Кстати, неплохо бы сделать прозрачными также те чемоданчики из серой пластмассы, с которыми избиркомовские клерки ходят по квартирам немощных граждан. Хотя бы врезать в них окошки с двух сторон. Потому что пока они таковыми не являются, внутри у них может таиться много разных «сюрпризов».
Комментарии читателей Оставить комментарий
мелко береш по 100 рубчиков, да за срочный заказ ))))
а не проще привлечь ТТ или Макарова для фальсификаторов один раз, гласно, с восещением сей процедуры по всем каналам ТВ и сми на законных основаниях? Кому из будущих членов ЦИК и низовых ИК вместе с их заказчиками на фальсификацию и давление на ИК после этого захочется оказаться на их месте? Остальное все пустозвонство.
Какой цинизм-постоянно совать нам под нос эти веб-камеры и прозрачные урны!Ну будут вбросы не в урны,а в процессе подсчета,ну,в конце концов,спинами будут закрывать веб-камеры,ну заполнять протоколы будут "простым" карандашом.Да мало ли фокусов еще есть в запасе у чуровских подручных?
Сдается мне, что привезти прозрачные урны на каждый участок технически намного легче, чем установить там камеры, и дешевле. Может, в этом все дело - распилить с урн нечего?
Да и то, что урны прозрачные, наводит на размышления о том, что власть не очень спешит с их установкой, т. к. это затруднит вбросы до начала голосования, так и процессе. А без фальсификаций Путину не победить.
Дремота Вы и ничего не понимаете в жизни!!! Когда на местАх их сделают...то тогда просто сделают и поставят на избирательном участке... А вот если 90 000 урн заказать в одной фирме... да по "хорошей цене"... представляете как очередной чиновник сможет "навариться"... Даже если с каждой урны "навар будет 100 рубчиков... Этож на сколько "Куршавелей" ему хватит!!!??? Негосударственно вы мыслите, негосударственно!!!