Преподавание религиозной культуры в школе: время споров прошло

Министерство образования и науки отрапортовало о готовности к введению с нового учебного года абсолютно во всех российских школах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Об этом сообщила директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. До этого преподавание данного курса происходило в рамках эксперимента, длившегося несколько лет, который власти признали успешным.
С 1 сентября 2012 года один из шести предметов нового учебного курса – основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, историю мировых религиозных культур или основы светской этики – по выбору родителей начнут изучать ученики четвертых классов. Правда, будут ли дети получать оценки за полученные знания, пока не ясно: решение вопроса отдано на усмотрение школ. Но вовсе отказаться от занятий ученики (вернее, их родители) уже не смогут: курс вошел в обязательную учебную программу, и за непосещение уроков ребенку грозит неаттестация.
В рамках проходившего ранее эксперимента курс основ религиозных культур и светской этики сначала преподавался по два часа в неделю в последней четверти четвертого класса и столько же – в первой четверти пятого класса. Потом школьники стали изучать предмет по часу в неделю в последнем полугодии четвертого класса и по часу в неделю в первом полугодии пятого. Теперь на изучение предмета отводится только четвертый год обучения, но зато весь целиком. И, судя по всему, это – тоже не окончательное решение: в дальнейшем объем курса планируется увеличить за счет его преподавания и в старших классах.
«По мнению педагогов-психологов, – пояснял ранее замминистра образования и науки Максим Дулинов, – возраст 10-11 лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия. Что касается дальнейшего изучения курса духовно-нравственных основ, то в новых стандартах основной школы его планируется продолжить. Вопрос, как двигаться дальше, сейчас обсуждается. Понятно, что сюда должны быть органически вплетены история и литература, но, наверное, какое-то еще иное наполнение – либо учебными курсами, либо предметами». Но, в любом случае, осмысленная программа будет представлена на общественное обсуждение, заверил Дулинов.
И все же главная интрига, связанная с началом преподавания во всей России нового курса, заключалась в том, какому из шести модулей (предметов) курса отдадут предпочтения родители четвероклассников. Ведь из этой статистики предпочтений, по идее, должна была сложиться общая структура конфессиональной принадлежности граждан нашей страны. И здесь не обошлось без, скажем так, курьезов.
В Санкт-Петербурге, «культурной столице» России, например, преподавание для своих детей основ православной культуры выбрали всего 13% родителей, а вот в окружающей Питер Ленинградской области – 58%. Такой колоссальный разрыв сразу же заставил усомниться в корректности опросов, проведенных в школах среди родителей. Нетрудно было заподозрить, что школы ради того, чтобы упростить себе жизнь и не приглашать сразу шестерых учителей, каждый из которых специализируется на определенном предмете нового курса, попросту «единогласно» проголосовали за преподавание какого-либо одного модуля основ религиозной культуры и светской этики. Что, кстати, категорически запрещено: ведь индивидуальный выбор должен был сделать каждый из родителей.
В итоге в целом по стране сложилась следующая картина предпочтений (по итогам подсчета в 77 регионах РФ): 47% родителей выбрали основы светской этики, 28,7% – основы православной культуры, 20,3% – основы мировых религиозных культур, 5,6% – основы исламской культуры, 1,2% – основы буддийской культуры и 0,1% – основы иудейской культуры.
Ясно, что это – достаточно временный слепок конфессиональных (и атеистических тоже) предпочтений общества, и по мере развития процесса преподавания он будет меняться. Хотя уже сейчас низким рейтингом своих конфессий (а итоги опроса родителей можно трактовать именно таким образом) выразили неудовлетворение некоторые священнослужители. И они заговорили о том, что лучше, мол, вообще не делить основы религиозной культуры и светской этики на отдельные предметы, а преподавать его как единый, «объединяющий» всех учеников курс. Правда, эти же люди ни словом не обмолвились о том, какой «гремучий коктейль» в таком случае получится. Но заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Хазрата Аббясова это не смущает. «Изначально Совет муфтиев России стоял на той позиции, – заявил он газете «Взгляд», – чтобы этот предмет не был предметом, разделяющим на разные религиозные традиции, а, наоборот, был бы неким объединяющим».
Представителю мусульман вторит и один из авторов учебника «Основы иудейской культуры» – пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Андрей Глоцер. «Мы считаем, что этой цели более соответствует не селективный подход к выбору курса, как это происходит сейчас, а преподавание единого общего предмета, который бы рассказывал обо всех существующих на территории России основных религиях», – заявил он изданию. «Мы понимаем, что при нынешнем положении вещей все дети не могут быть обеспечены преподавателями, – пояснил он. – Например, в Красноярском крае сложилась ситуация, когда 22 человека изъявили желание изучать основы иудейской культуры, но в результате из этого ничего не вышло. Школы на местах не могут предоставить несколько педагогов для ведения селективных курсов».
Русская православная церковь, в свою очередь, имеет свой взгляд на курс об основах религиозного воспитания. «Преподавание этого курса не является желанием Церкви, – пояснил газете представитель Московского патриархата Владимир Вигилянский. – Это есть ответ Церкви на те запросы, которые были в обществе. Еще в 1990-е гг. родители просили ввести такой курс в школе. Дело в том, что в нем говорится о фундаменте русской культуры. Кроме того, курс включает в себя основы этики». Священнослужитель отметил, что делать единый курс по религиям нет никакого смысла: «Все аргументы за введение подобного курса были высказаны. Считаю, что это – плохая идея. Зачем нужен брахманизм или индуизм православному мальчику или девочке, когда он не знает, в чем коллизия романа «Преступление и наказание» или какие претензии предъявляет Лев Толстой в «Воскресении»? Не нужно морочить детям головы, когда 70% населения считают себя православными. Обязательно должен быть выбор».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я полностью сгласна с Верой.Наши дети становятся безграмотными и тупеют. А религия это обыкновенный бизнес. Вы посмотрите как живут эти святоши, на чем ездят. Я категорически против введения религиозных уроков в школе. Пусть сделают бельше уроков физики, химии, математики, литературы, астрономии. Вот, что надо вкладывать в головы наших детей.У нашего Министерства образования ,еще со времен Фурсенко , точно крыша поехала. Уничтожили лучшую в мире систему образования. Очень правильно сказал профессор, академик Сергей Петрович Капица-"Не бог создал человека, а человек создал бога". Чтож вы тянете Россию в прошлый век к сохе, неужели невидите как Россию поставили на колени в моляще-просящей позе.
Россия является светским государством. Не придерживаться действующей Конституции – стало почему-то нормой. Ведь церковь отделена от государства.
Однако государство за счёт налогоплательщика финансирует строительство десятков тысяч религиозных сооружений и приходов, церквей, мечетей и т.п.. выделяет из бюджета страны миллиардные ассигнования на церковно-приходские нужды?
И это всё на фоне весьма недостаточного финансирования культуры, науки, образования, библиотек, детских учреждений, ликвидации детской беспризорности, попрошайничества, нищенского положения значительной части населения России, заросших чертополохом пахотных угодий, развала промышленности и т.п.
Введение в школах изучения какой-либо религии – формирование ненаучного мировозрения на присхождении жизни на Земле, о почитании и смирении, терпении и непротивлении злу в жизни земной во имя благ загробной жизни. Жизни на том свете, жизни бестелесной… и, пока никому не известной. Тем самым, так называемая правящая элита, пытается будущее поколение народа и страну опустить во мрак средневековья, тьмы, расцвета мракобесия. И всё это делается, когда закрываются государственные школы, библиотеки, дома культуры, институты, медицинские учреждения, в надежде, что управлять таким народом и такой страной будет легче.
религия дана для пользы сатаны. Если человек по своему упорству не
желает покориться Единому Богу-отцу, который все сотворил, не
почитает Иисуса Христа Его Сыном, который пришел спасти погибающий
мир, то этот человек делает непотребства с ненасытностью и других
поощряет.На земле святых два: Иисус Христос и сердце человека
(не орган,который перегоняет кровь, а то, что мы называем душей),
которое есть храм Бога живого, Его законное жилище Им созданное и
Им выкупленное от греха на Голгофе Своей Кровью. Свято место пусто
не бывает. Если в сердце нет Бога, то в него с превеликой радостью
вселяется дьявол (сатана) и делает с человеком все, что захочет.
Один Бог (Бог-Отец). одно крещение (крещение Святым Духом).
одна вера (евангельская, вера Святому Духу) Подвизайтесь за веру
евангельскую. А религия - опиум для народа, выдумки человеческие,
чтобы поработить народ. Все без исключения религии, секты, конфессии и пр. - мерзость пред Богом. И Православие - не исклю-
чение. Хвалятся Богом и тут же Его предают: заставляют доверчивых людей кланяться не Богу (Богу поклонись и Ему Одному служи), а
каким-то идолам - иконам, крестикам, мощам, плащанице, поясу.
проповедники проповедуют ложь, потому что в семинариях их научили
лжи. Что они могут дать детям? Читайте Библию (Новый Завет),
вникайте в нее.Это самая замечательная книга - Священное Писание,
она научит вас всему, читайте ее вместе с детьми.
Тридцать тысяч лет этой истории. Голова Метатрона (Голгофа), распятого на Древе Сфирот, указывает на позапрошлые эпохи Тельца, Овна и Рыбы. Было три вида человечества, трое распятых на горе, а осталось одно, триединое. О наличии в генах хомо сапиенса, нескольких процентов генов двух реликтовых видов человека, неандертальца и алтайца, недавно объявили немецкие генетики. И, вот теперь, на кресте честном и животворящем, ну то есть мужском половом органе, виртуально распяты ещё двое. Сей триединый член, в анатомических подробностях лучше рассматривать на украинском Гербе. Как с этого Креста снимают Бога, в какую помещают пещеру, и как потом из неё воскресает Бог, объяснять не надо. Жены Мироносицы. Никакой мистики.
всё верно пишите... и большинство русского народа имеет сходные мысли... приверженцев исторически сложившегося христианства у нас очень малый процент... библейский проект - это инструмент глобального управления и не в пользу русского народа...
это жеребячье племя в конец обнаглело... мы всю их талмудистику спустили в нужник уже как 100 лет... похоже забыло хлорочкой присыпать... гнать всю эту шваль ряженую с Руси... обнаглели в конец... все эти секты шарлатанов надо запретить...
вера Богу всегда была у русского народа... Бог - это высшее всеоблемлющее управление и пока область нашего незнания....
для беседы с богом нам не нужны все эти жирные ряженные... церквухи все эти только ограждают нас от Бога...
оне нагло используют нашу веру через свою эту лавочку иудохристианскую... ну что общего у русского народа с теми бредущими по пустыням... вся эта муть была нам навязана из вне и сверху...хорош... кто опять нам этот нафталин вынимает? кто? те кто номинально у власти... кто у власти? русский ли народ?