Спецпрокурор для экс-президента, или очередная имитация борьбы с коррупцией

Возможно ли в нашей насквозь зависимой политической системе хоть что-нибудь независимое? Автор законопроекта «О коллегии уполномоченных прокуроров», председатель совфедовского комитета по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков считает, что да. В качестве прообраза желаемого органа он взял институт независимых прокуроров, появившийся в США более 30 лет назад, и адаптировал его под отечественные реалии. Копия, как ей и положено, получилась хуже оригинала.
Тем не менее, это нечто новое, чего раньше не было. Шагать новые прокуроры будут широко: они получат полномочия проводить расследования в отношении бывших первых лиц государства – президента, глав Совфеда и Госдумы, Центробанка и Центризбиркома. Из действующих же столпов общества они смогут проверять генпрокурора и главу Следственного комитета, а также вникать в материалы парламентских расследований, выискивая в них признаки преступлений.
Но и это еще не все. По предложению президента (а почему, спрашивается, не по собственной инициативе, если они такие все из себя независимые?..) прокуроры получат право интересоваться деятельностью министерств и ведомств, подчиненных главе государства.
И тут возникает вопрос: а что, раньше проверить вызывающего подозрения чиновника никто не мог? Наверняка мог. Тогда зачем новый орган? Получается, здесь задействуется старый принцип «первое лезвие бреет чисто, второе – еще чище».
Самое, впрочем, интересное состоит в том, что независимая коллегия будет встроена в структуру вполне зависимую – Генпрокуратуру РФ, рассказал Лысков «Газете.ру». Все члены комиссии числом 17, которые, как мы помним, смогут контролировать и генпрокурора, получат статус его заместителей (?). Однако они будут особенными заместителями: уволить их генпрокурор не сможет, да и назначить тоже. Пятерых пришлет президент, пятерых – Дума, еще пятерых – Совфед, а двоих – уполномоченный по правам человека. Утвердит всех Совфед, и он же, в случае чего, уволит.
Пример США, стоящий перед глазами, конечно, впечатляет. Там независимые прокуроры вынудили уйти в отставку породившего их президента Никсона: начали расследовать Уотергейтский скандал, и дело оказалось в шляпе. Да и Клинтона чуть было не довели до отставки за шалости в Овальном кабинете. Ясно, что у нас таких возможностей им никто не даст.
К тому же непонятно, как быть с нашим последним ноу-хау, когда из кресла президента пересаживаются в кресло премьера и наоборот. Сможет ли, например, такой независимый прокурор провести расследование деятельности Медведева на посту главы государства, пока он возглавляет правительство? Что-то сомнительно. А других экс-президентов у нас и нет: Ельцин благополучно скончался, а Путин теперь снова сидит в Кремле. Есть еще, правда, Горбачев, но вряд ли деяния президента Советского Союза подпадают под юрисдикцию нынешней России: как ни крути, а другое государство.
Теперь – о личных качествах. Для спецпрокуроров будет действовать нижний возрастной ценз, что отрадно, поскольку надоело видеть по телевизору дикторов и даже некоторых значительных чиновников, которые, кажется, еще совсем недавно ходили в школу. Прокурором можно будет стать начиная с 40 лет и имея за плечами 15 лет юридического стажа.
Коллегия уполномоченных прокуроров станет откликаться в первую очередь на запросы президента, обеих палат парламента, а в свободное от них время вести собственные расследования, если появятся сообщения о прегрешениях ее подопечных из видных государственных деятелей. Президенту теперь, стало быть, не придется искать повод для увольнения неугодного чиновника. С этим вполне справятся прокуроры.
Что разочаровывает в данном начинании, так это «любительский» статус коллегии. Она станет собираться лишь по мере необходимости для конкретного расследования, а в остальное время ее члены будут трудиться по основному месту работы. Законопроект, говорит автор, был готов еще прошлым летом. Его даже вывесили на сайте СФ, но потом отложили из-за предстоящих двойных выборов.
Так против кого же в первую очередь направлен законопроект?
Некоторый ключ к пониманию может дать заявление Лыскова, что в России в настоящее время невозможно провести объективное расследование деятельности генпрокурора или главы Следственного комитета: заниматься им станут их же подчиненные, которые к тому же, являясь потенциальными свидетелями, следовательно, должны брать самоотвод. Если до конца соблюдать букву закона, то проверить обоих можно лишь после того, как они будут отправлены в отставку. Но за что отставлять, если ничего не доказано?
Ну хорошо, коли так. Быть может, существуй такая коллегия во время скандала с крышеванием подмосковной прокуратурой подпольных казино, она бы расследовала, ведут ли нити этого дела на самый прокурорский верх или нет. Также она бы выяснила, что там было с угрозами Александра Бастрыкина журналисту «Новой газеты» и можно ли считать вопрос исчерпанным всего лишь после извинений Бастрыкина.
Сослался Лысков также на расследование бесланской трагедии и захват «Норд-Оста», в которых данная коллегия могла бы существенно помочь, но тут уж, как нам кажется, он несколько переоценил ее возможности. Если целая комиссия сенатора Торшина ничего не смогла сделать после многолетней работы, то почему иного результата следовало бы ожидать от комиссии спецпрокуроров?..
Впрочем, она нужна, спору нет. Но такая ли? Как не без юмора заметил адвокат Константин Ривкин, не мешало бы прежде понять, кто будет заседать в этой коллегии – люди с Луны, отставные американские сенаторы или немецкие судьи на пенсии? Лишь в этом случае (особенно в первом) можно было бы рассчитывать на реальные результаты работы...
Тем не менее уже одно появление этой инициативы эксперты склонны расценивать как сигнал президента элитам, что его терпение в части коррупции в высших эшелонах власти заканчивается, и неприкасаемых скоро не останется. Нахватать собственности и спокойно уйти в отставку, чтобы наслаждаться собранным в житницу, скоро может стать не так легко, как сейчас.
Правда, скептики считают, что эта мера в наших условиях окажется по эффективности равной уколу в протез. Разница между нами и США состоит в том, что там конгресс назначает независимого прокурора, который может проверить президента, а у нас президент назначает генпрокурора, и тот проверить его не может. Юрий Скуратов однажды попробовал это сделать, и все помнят, где он после этого оказался.
Возможно, в этом случае речь идет всего лишь о новом раунде борьбы между Генпрокуратурой и ее Следственным комитетом, и в итоге под ударом окажется один лишь Александр Бастрыкин.
Комментарии читателей Оставить комментарий
просто детки подросли.ну надо же где то им создавать видимость работы!а то зубков зятька пристроил на теплое кресло.ну не наигрался мальчик в деревянные игрушки.взрослый.стыдно.пусть в железки поиграет.а чем остальные то хуже!
Эрзац Потёмкинских деревень, отвлекуха для дураков - разновидность онанизма...
Как ни крути,а наши правители очень большие специалисты по установке дымовых завес.
Все это очередная говорильня... А может быть новая "кормушка"... Пока не ратифицируют 20-ю статью международной конвенции - о борьбе с корупцией можно и не заикаться...
И щуку бросили в реку. Это знакомо?
Имитация борьбы с ворьем продолжается самими ворами и их прислужниками.