Пенсионная головоломка никак не решается

Шапка оказалась не по Сеньке – носить тяжело, а перекроить тоже не получается. Нет даже схемы, по которой можно было бы это сделать.
Тем временем вездесущий МВФ подоспел с советами, как нам поступить с пенсионной реформой вообще и пенсионным возрастом в частности, сообщает «Финмаркет». Экономисты упомянутой организации составили специальный доклад, посвященный этой теме. Цель его – указать путь, как скорее провести пенсионную реформу, чтобы снизить зависимость бюджета от нефтяных цен и предотвратить рост расходов из-за неуклонно стареющего населения России.
Фонду представляется, что наиболее подходящей мерой для этого будет повышение пенсионного возраста. К 2050 году его нужно поднять до 65 лет как для мужчин, так и для женщин (радуйтесь, феминистки – вот оно, равенство). Если же этого не сделать, то расходы на пенсии могут дорасти до 16% ВВП, что окажется непосильным для российского бюджета.
В МВФ обращают внимание на тот факт, что сейчас в России один из самых низких пенсионных возрастов в мире – женщины уходят на пенсию в 55, а мужчины – в 60. Развитые страны позволить себе такое не могут – у них пенсионный возраст составляет 64 года для мужчин и 63 для женщин. Правда, в развивающихся с этим все не столь строго – 61 год и 58 лет соответственно, но так ведь там и уровень жизни другой.
В действительности же многие наши пенсионеры норовят улизнуть на «заслуженный отдых» еще раньше, чему способствует обширный список профессий, где предусмотрена ранняя и досрочная пенсии. Благодаря ему, средний эффективный возраст выхода на пенсию для женщин составляет 52-54 года, а для мужчин - 54-58 лет. Досрочно выходят на пенсию примерно 30% наших сограждан.
Ситуация, по мнению МВФ, усугубляется еще и тем, что в России пенсия в старости полагается абсолютно всем. А вот в азиатских развивающихся странах, например, ее получает лишь четверть пенсионеров, в Латинской Америке - 60%.
С индексацией пенсий тоже одна головная боль. Базовая часть пенсии индексируется так же, как страховая, и соответствует среднему росту зарплат, но не может превышать рост доходов Пенсионного фонда. Когда инфляция выше 6%, есть возможность проиндексировать пенсии заранее в течение года. А вот если власти хотят увеличить пенсии на большую сумму, это требует дальнейших согласований.
Страховая часть пенсии идет на индивидуальный счет в ПФР и после выхода человека на пенсию делится на 216 месяцев – так называемый «срок дожития». С 2013 года накопления будут делиться на 228 месяцев – срок дожития увеличится на 1 год.
Проблема состоит в том, что реальный срок дожития разный у женщин и мужчин, а к ним подходят с одинаковой меркой. В развитых странах это учитывается, у нас – нет.
Слабо развито управление накопительной частью пенсии. 85% активов пенсионной системы сейчас находятся в ПФР и управляются Внешэкономбанком, предпочитающим надежные, но малодоходные инструменты, часто не покрывающие инфляции.
Перечисленные недостатки приводят к тому, что российская пенсионная система обходится государству слишком дорого. Сейчас на пенсионные выплаты уходит в год около 9% ВВП, из которых, в свою очередь, 30% приходится на базовую пенсию, 60% - на страховую и 10% - на различные пособия. По доле расходов пенсионных денег Россия стоит гораздо ближе к Западной и Восточной Европе, чем к развивающимся странам.
При этом пенсионные выплаты продолжают увеличиваться. С 2007 по 2010 годы отношение пенсий и пособий к средней зарплате выросло с 27,4% до 40%, что говорит о приближении России к общемировой норме замещения доходов пенсионеров.
Каков же прогноз на будущее по остальным показателям? К 2050 году продолжительность жизни у нас вырастет на 4 года, что лишь увеличит нагрузку на пенсионную систему. Количество же детей на одну женщину будет составлять 1,8 против 1,4 сейчас (при норме воспроизводства 2,1). Иными словами, работающих станет меньше, пенсионеров – больше. Итог же окажется печальным - отношение количества россиян старше 65 лет к количеству граждан в трудоспособном возрасте удвоится. В 2010 году этот показатель составлял 18%, в 2050-м он будет равен 36%.
На промежуточном этапе, в 2030 году, пенсионные расходы вырастут с 9% ВВП до 12% ВВП, а к 2050 году до 16% ВВП. А вот в развивающейся Европе расходы до 2030 года не изменятся и останутся на уровне 9% ВВП, а к 2050 году вырастут до 11% ВВП, поскольку реформы в них уже проведены, напоминает МВФ.
Собственно, есть три способа справиться с ростом выплат пенсионной системы, но все они выглядят для нас довольно проблематичными. Первый способ предполагает меньшие выплаты, что должно произойти само собой, так как пенсионеров будет становиться все больше, а доходы Пенсфонда будут оставаться все теми же или расти незначительно. Поделив имеющееся на всех, получаем уменьшение выплат. Но правительство на это не пойдет.
Второй способ состоит в том, чтобы повысить доходы ПФР, обложив бизнес дополнительными поборами. Например, не 22%, как сейчас, а 40% к 2050 году (30% к 2030-му). Вряд ли нужно описывать, к чему это приведет.
Остается третий способ – повысить пенсионный возраст. Предполагается, что это будет один год на каждые десять лет, поскольку примерно так же растет и продолжительность жизни. Но начнут с того, что уравняют пенсионный возраст для мужчин и женщин, а уже после этого станут прибавлять по году. Это даст эффект лишь до 2030 года, а после пенсионные расходы вновь начнут расти с 9% до 11,5% ВВП.
Правительство же, похоже, собирается пойти по своему, четвертому пути, несмотря на рекомендации МВФ и экспертов «Стратегии 2020». Заключается он в механическом перераспределении части пенсионных выплат, за счет которого чиновники хотят снизить нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе. В этом русле Минтруда предложило фактически отменить с 2013 года накопительную часть пенсии, сохранив на нынешнем уровне размеры пенсионных выплат. Разница пойдет на покрытие растущего дефицита Пенсионного фонда. Минфин и Минэконоразвития выступают против этого. Посмотрим, кто победит.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Согласен с мнением экономиса-статусного, но при этом следует реализовать комплексный подход, как в области распределения трудовых доходов, так и в области трудовых пенсий. При этом, коммерческие доходы следует рассматривать как часть трудовых доходов необоснованно и не справедливо присвоенную надстройкой (бизнесмены, мошенники и прочее). Оплата труда должна быть адекватна объему вложенного труда, тогда и пенсии будут адекватны, равны не менее 50% зарплат и, при этом не будет дефицита бюджета. Так же как в 2002г. совершили преступление против совести и справедливости путем введения пенсионной реформы не обеспечив предварительно адекватности оплаты труда, теперь хотят вновь совершить преступление повысив пенсионный возраст и не обеспечив предварительно рабочими местами с достойной оплатой лиц предпенсионного возраста. Примите эффективнеые меры к работодателям которые отказывают в трудоустройстве по возрастному признаку и многие, без повышения пенсионного возраста продолжат работать. Таким образом, отчислениями от зарплаты, фактически, закроют выплаты по своей пенсии. Владимир П.
даже отчислений в пенсионный фонд небольшой части акцизов полученой от продажи водки, сигарет и пошлин с нефти, газа и прочих сырьевых и природных ресурсов за глаза хватит что-бы пенсии перешли в безбедное обеспечение наших стариков из нищенского пособия за их долгую трудовую жизнь. Это их руками в стране все создано построено и разведано.
Вы кто по образованию? Пекарь? Или лекарь? Поясните мне, экономисту, как производительность труда у Вас увязана с пенсиями. О какой производительности труда может идти речь, если в стране 8 млн. безработных. И если в стране закрыто 47 000 предприятий реального сектора за 20 лет. Когда закроют последнее Вы тоже будете говорить о производительности? Кстати, Вы хоть знаете как она определяется? Или Вы имеете ввиду количество тонн нефти добытой на душу населения? Вся "производительность" потребляется ма-а-аленькой кучкой людишек и выводится в офшоры и в ГКО США. Достаточно национализировать отрасли ТЭК и горнодобывающую и сразу прибавка к бюджету будет не менее 40-45%. Смею Вас заверить на достойные пенсии этого достаточно. И вообще отделяйте мух от котлет и не профанируйте серьёзные вопросы, предварительно их не осмыслив
Пенсия (ее размер) в первую очередь определяется желанием правительства ее платить, а уж потом уровнем производства.
надо частные фирмы трясти что бы не было черных зарплат!
90 процентов фирм платят черную зарплату.