Черный день в истории «Лужников»

Победа «красно-белых» в матче кубка УЕФА над голландским «Хаарлемом» была омрачена гибелью 66 болельщиков команды, многие из которых были совсем молодыми мальчишками.
По словам очевидцев тех далеких событий, матч начинался самым обычным образом, как десятки игр до этого, и ничто не предвещало трагедии. Тем более что это была только 1/16 розыгрыша кубка УЕФА, поэтому и зрителей пришло не так уж и много: из 82 000 билетов было продано только около 16 500. Не исключено также, что на активность болельщиков не самым лучшим образом повлияла погода: накануне в Москве выпал первый снег и было холодно, около -10°С.
Большинство трибун на стадионе, тогда еще не оборудованных крышами, замело. Очистить к матчу успели только две – «А» и «С». Каждая из них была рассчитана на 23 000 человек. Однако на трибуне «А» разместились примерно 4000 болельщиков, а остальные заняли трибуну «С», так как она ближе к метро.
О самой игре вряд ли можно сказать что-то особенное. Первый мяч в ворота «Хаарлема» забил на 16-й минуте матча Эдгар Гесс. Судя по всему, игроки не баловали болельщиков острыми моментами. Многие из них, основательно замерзнув и поэтому не дожидаясь окончания матча, направились к выходу. Вроде бы и так было понятно, что «наши» выиграли.
Согласно официальной версии, давка началась из-за того, что люди, спускаясь по скользким от льда ступенькам трибуны, падали друг на друга, вызывая цепную реакцию. Кроме того, положение усугубили сотрудники милиции, дежурившие во время матча в секторах. Вместо того, чтобы сдержать поток болельщиков, они, не зная, что происходит под трибуной, наоборот, торопили их. Милиционеры, несшие службу внизу, без команды начальства не решались принимать какие-либо меры. На помощь попавшим в беду людям пришли только некоторые из них.
В результате инцидента погибли 66 человек и более 300 получили ранения. Тела погибших перенесли к памятнику Ленина у стадиона, затем развезли по столичным моргам, а после проведения судмедэкспертиз выдали родственникам. Раненых отправляли на машинах «Скорой помощи» в Склифосовского.
Футболисты «Спартака» узнали о случившемся только на следующий день, а игроки «Хаарлема» – гораздо позже, семь лет спустя. Хотя некоторые свидетели трагических событий утверждают, что «Голос Америки» сообщил о случившемся уже поздним вечером 20 октября.
Из советской прессы о случившемся написала только «Вечерняя Москва», в коротенькой, буквально несколько строк, заметке. «Советский спорт» и еженедельник «Футбол-Хоккей» подробно описывали саму игру, но ни словом не обмолвились о трагедии. Первые более-менее подробные публикации об этом появились только в 1989 году.
По факту происшествия было возбуждено уголовное дело. К ответственности были привлечены директор «Лужников» В.А. Кокрышев и комендант Ю.Л. Панчихин, который вступил в должность всего лишь за пару месяцев до трагедии. В соответствии со ст. 172 УК РСФСР они оба получили максимальное наказание – по три года лишения свободы. Впрочем, в результате амнистии к 60-летию образования СССР Кокрышев как имеющий правительственные награды был освобожден от наказания, а Панчихину вдвое сократили срок.
В качестве обвиняемых в деле фигурировали также замдиректора «Лужников» К.В. Лыжин и командир милицейского подразделения, дежурившего на трибуне «С», майор С.М. Корягин. Они тоже попали под амнистию.
Судебный процесс был открытым, но советская пресса, опять же, о нем умолчала. Отсутствие официальной информации сразу же породило массу домыслов, слухов и преувеличений. Например, нередко говорили, что поводом для давки послужил второй гол в ворота «Хаарлема», забитый буквально на последних секундах матча Сергеем Швецовым. Якобы давка образовалась из-за того, что часть болельщиков, уже почти покинувших трибуну, услышав о голе, решила вернуться. Столкновение двух людских потоков и привело к трагедии. Версия была настолько популярной, что футболист не раз с неприкрытым сожалением говорил о том забитом мяче.
Не менее расхожим является слух о том, что для выхода с трибуны «С» были открыты только одна лестница и ворота, да и то наполовину. Объяснялось это тем, что сотрудники милиции таким образом хотели облегчить себе работу или даже отомстить болельщикам за то, что они кидали в них снежками. Еще одна версия гласила, что давка возникла из-за того, что милиционеры пытались задержать футбольных хулиганов и подростков, пришедших на матч без сопровождения взрослых.
Разумеется, разнились и данные о количестве жертв; официальные же пресса не оглашала. В конце 80-х, когда на эту тему стали одна за другой появляться множество публикаций, назывались совершенно разные цифры. Например, в статье «Черная тайна «Лужников» («Советский спорт» от 8 июля 1989 года) журналисты писали, что точное число погибших неизвестно, поскольку материалы уголовного дела засекречены, но, ссылаясь на «родственников жертв», сообщали о 340 погибших.
Эту информацию моментально подхватили советские и зарубежные газеты. Они наперебой писали о трагедии в «Лужниках», варьируя количество жертв трагедии от 300 до 350. Стоит отметить, что через две недели после статьи в «Советском спорте» официальная цифра – 66 погибших – была названа в «Известиях», которые опубликовали интервью со следователем Шпеером. Однако даже сегодня, особенно в западных СМИ, до сих пор проскальзывают сообщения о более 300 погибших в «Лужниках».
Десять лет спустя после трагедии на территории стадиона появился памятник болельщикам. А в 2007 году «Спартак» сыграл с «Хаарлемом» памятный матч, посвященный 25-летию трагической даты. Сборы от игры были переданы семьям погибших.
Комментарии читателей Оставить комментарий
В советской школе детям охотно и даже с удовольствием рассказывали про давку на Ходынском поле, а вот о трагедиях на Трубной пл. и в"Лужниках" предпочитали помалкивать. "Тут помню, тут не помню". Более того, о "Ходынке" не просто рассказывали, её ставили в упрёк "проклятому царизму". Двойные стандарты, однако!
Откуда этих здесь столько берется? Или всех их изображает один тролль? В целях экономии госдеповских средств.
Молодец Юра, правильно всё пишешь. Как можно сравнивать несчастный случай, пусть по халатности или недомыслию и планомерное разрушение страны повлекшее гибель миллионов населения России. Ельцин отдал приказ армии открыть огонь на пораженике из танковых орудий, в центре Москвы. Почему не расследуется это преступление. Надо было бы арестовать всех причастных к этому преступлению, от танкистов, до приспешников Ельцина. Погибших, между прочим, более 4 тысяч человек.
Не надо передергивать. Дело не в самой трагедии, а в том, что подлая Совдепия, как всегда, о ней умолчала.
А гибель экипажа подводной лодки "Курск" в 2000году, а затопление Крымска в прошлом году?
Роль властей в этих трагедиях(по крайней мере неоказание помощи и непредупреждение) - замалчивается.