]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Русской историей пожертвуют ради «российской идентичности»

16:41 13.03.2013
, Иван Гладилин
На уроке © РИА Новости, Кирилл Брага
На уроке © РИА Новости, Кирилл Брага

В школьную программу могут добавить курс «Народы России и стран ближнего зарубежья»

Вы почитаете мозаику? Нет, вопрос точнее даже поставить не так: вы действительно считаете, что именно этот художественный прием только и может отобразить все многообразие нашей жизни, а не какая-то там авторская живопись? Тогда вам, по логике, должна безоговорочно понравиться инициатива, с которой выступил лидер недавно возрожденной (отпочковавшейся от «Справедливой России») Партии пенсионеров, депутат Госдумы Игорь Зотов. Он предложил добавить в обязательную школьную программу курс «Народы России и стран ближнего зарубежья», направив на прошлой неделе в Минобразования и профильные комитеты Госдумы соответствующее письмо, сообщают «Известия».

Причем задумал это Зотов отнюдь не для эстетического воспитания подрастающего поколения, а в конечном итоге для «формирования российской идентичности». Промежуточные цели инициативы, впрочем, звучат гораздо понятнее: в единой вроде бы стране действительно наблюдается прогрессирующий год от года рост этнологической и географической безграмотности. И в СССР-то с этим далеко не все было в порядке, хотя именно советская власть чего только не делала ради «равноправия» народов: и мову на Украине насаждала, и учебник литовского языка в далекой от Литвы Перми создала, и породила и затем распространила многие другие алфавиты народов нашей страны.

Но даже на этом фоне нынешняя Россия с ее выпускным школьным уровнем выглядит форменным коллективным «митрофанушкой»: большинство «россиян», оказавшись в той или иной части страны, преимущественно «инонациональной», ведут себя так, словно именно они, «россияне», а не эти «аборигены», являются хозяевами той земли. Или, наоборот, пасуют перед местными «аборигенами».

«В школах, на уроках истории, географии или обществознания практически не рассказывают об этническом многообразии нашей Родины, а если рассказывают, то фрагментарно», – объяснил изданию необходимость нового курса Игорь Зотов. И был, стоит признать, прав: нельзя мирно и полнокровно жить бок о бок с другим народом, если ты не знаешь и не уважаешь его обычаи, особенности миропонимания.

Школьники ничего не знают о народах, проживающих даже в соседних регионах, сокрушается Зотов, и в качестве доказательства приводит цифры опроса, проведенного в 17 субъектах Федерации. Оказалось, что более половины респондентов не смогли назвать второй по численности народ в России, не знают вероисповедания армян, ингушей или калмыков; 40% учеников затруднились назвать три восточнославянских языка.

Помимо общего образования, что само по себе хорошо, продолжает Зотов, новый курс – это профилактика межрелигиозной и межэтнической напряженности. «Данный проект – прививка от национализма и ксенофобии», – подчеркивает депутат. И вот эта направленность инициативы, нетрудно предугадать, очень приглянется нынешней российской власти. А как ей может не понравиться такая, например, цель инициативы: «Представленная программа особенно актуальна сейчас, в период генезиса евразийского проекта. В перспективе указанные предложения должны лечь в основу единого образовательного, языкового и ментального пространства в Евразии»?

Казалось бы, нечего и спорить, инициативу надо всячески поддержать. И вот уже «Единая Россия» в лице зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Алены Аршиновой вторит: «Каждый уважающий себя взрослый человек обязан знать историю народов России, но узнавать это необходимо с детства». Правда, при этом г-жа Аршинова выдает нечто, раскрывающее истинное соотношение сил и ролей в наших высших эшелонах власти: по ее словам, она будет рада, если Минобрнауки поддержит эту инициативу. Красноречивое признание собственной беспомощности депутатов партии власти, не правда ли?

Предварительно продуманы уже и чисто «технологические» моменты введения этого курса в обязательную школьную программу. «Новый предмет не должен вызывать отторжения у школьников, поэтому уроки надо сделать интересными», – говорит автор инициативы г-н Зотов. «Не стоит беспокоиться за лишнюю перегруженность или насыщенность программы: дети впитывают всё как губки», – уверяет г-жа Аршинова. Ко всему прочему стоит отметить, что авторы инициативы заранее позаботились и о том, на каком этапе обучения должен появиться данный курс в школьной программе. По плану разработчиков, сообщают «Известия», он рассчитан на учебный год и должен преподаваться либо в восьмом, либо в десятом классе, поскольку, мол, в старших классах «формируется мировоззрение и представление о стране».

И вот тут-то начинают всплывать подводные камни предлагаемого г-ном Зотовым курса. Ладно бы разработчики инициативы не отдавали себе отчета в том, что и восьмые, и тем более десятые классы – это как раз тот уровень, когда у школьников особо активно «формируется мировоззрение». Выходит, что инициаторы инициативы невольно признают, что без сложившегося у человека мировоззрения данный курс не так уж и бесспорен. Ведь без видения, осознания основных пружин, мотивов хода всеобщей истории опыт разных народов действительно предстанет перед неподготовленным человеком в виде некой исторической мозаики, где случайность – едва ли не основной «закон».

А ведь история, в том числе история отдельных народов, – это прежде всего постижение и реализация главных смыслов развития человечества, отнюдь не только бытовых или заземленно-национальных. Будь это так, в почетные анналы истории были бы вписаны золотыми буквами не только те же греки, римляне и прочие великие народы, а абсолютно все народности Земли. Но историю все же творили – в ее высшем понимании – далеко не все. Некоторые из нынешних наций, например, преимущественно отсиживались во время Второй мировой войны «в кустах», когда СССР (и прежде всего русский народ) принял на себя основной удар гитлеровских полчищ, а теперь при поддержке Запада пытаются предъявить России счет за «советскую оккупацию».

Разная, согласитесь, роль народов в истории. И вот эту разность школьники, которым готовят курс «Народы России и стран ближнего зарубежья», должны непременно уловить и понять, что именно русский народ как государствообразующий создал и современную Россию, и уникальную Русскую цивилизацию. И вот это постижение смысла русской истории пока как раз не вытекает из предложенного «пенсионерами» школьного курса. Хотя, повторим, гражданину России просто необходимо знать, из какого национального сплава сотканы его страна и ее история.

Темы: Россия, Дошкольное образование в России, История народов России, История Российской империи, История СССР
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 14.03.2013, 17:21
    Гость: zet

    "авенство будет только тогда, когда ликвидируют деление на республики по национальному признаку, деление только по губерниям," - равенство бедных и бесправных губерний (а низведение республик до уровня губерний это и означает) мы уже проходили - РИ разлетелась с треском.
    Что ждет РФ при осуществлении Вашего плана? - прежде всего всплеск радикализма и сепаратизма. А если учесть еще и демографические тенденции, то к вопросу национальных автономий история (при Ваших действиях)вернется в любом случае- но уже с позиции силы и на обломках РФ. Нам это надо?????
    Мне - нет.
    Для меня более справедливым видится следующий выход - изменение статуса российских "русских" губерний до уровня республик.
    Но это - исключительная прерогатива жителей регионов - нужен референдум. Даже в случае Вашего предложения о низведении Республик до губерний без референдума жителей этого региона не обойтись - сколько бы там Москва ни старалась.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 14.03.2013, 16:49
    Гость: Алексей

    Во-первых, нет основания считать изложенные факты историей, как науки. Это вполне сойдёт и под русофобскую пропаганду. Мы живём в период идеологической войны, вранья и безграмотности очень много. Если бы существовала задача геноцида любого из малых народов, то этот вопрос был бы решён. Вот только Русь интегрировала другие народы в себя, сохранила их культуру, а не колонизировала.
    Во-вторых, отчего вдруг торкнуло лезть в средневековье, современные люди другие, надо думать как налаживать нашу сегодняшнюю жизнь. В Союзе не было такой межнациональной розни, как сейчас, давайте отталкиваться от этого положительного опыта, исторически не столь далёкого.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 14.03.2013, 16:40
    Гость: zet

    "а причины, приведшие к нему (джунгарское нашествие, башкиро-казахские столкновения и изнание башкир из Северного Казахстана) - нет?" - это другая история и правда о ней тоже нужна.
    Однако, Доннелли рассматривает в основном события 1730-х годов(и, естественно, рассматривает границы Башкортостана в эту эпоху, которые были гораздо шире, чем границы современного Башкортостана), когда царская власть захотела построить систему крепостей на родовых землях башкир.
    Это и послужило причиной восстаний,которое было жестоко подавлено. Например, на севере и северо-востоке Башкортостана (граница с Пермской и Свердловской областями) большинство деревень было сожжено (моя родовая деревня была сожжена тоже и заново заселена только через 50 лет), а на место многих были заселены мещяре и т.д.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 14.03.2013, 16:28
    Гость: Велеслав.

    Итоги... Не ври про финиш и про равенство. Равенство будет только тогда, когда ликвидируют деление на республики по национальному признаку, деление только по губерниям, когда выборы будут честные и справедливые, когда в выборах будут учавствовать не кукольные партии как сейчас, а все партии и движения включая национал-патриотов, монархистов, державников и русских националистов? Почему либерасты искусственно вводят запреты. Что здесь такого криминального? Такого запрета нет ни в одной Европейской стране. Позор. Оголтелые либерасты как огня боятся роста самосознания русского народа. Если русофобская власть не может честно служить русскому народу, тогда зачем мы эту власть выбираем?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 14.03.2013, 16:21
    Гость: Алексей

    История - это наука, а не идеологическая дубинка. Факты и только факты. Политиков нужно гнать из этой области, должны работать только учёные.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (92)
]]>
]]>
Выбор читателей
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Медицина фактов и достоинства: врачебная этика в период пандемии
«Каков поп — таков и приход. И команда "манагеров" в "Роснано" подобралась соответствующая. Выйдет ли Чубайс и на сей раз сухим из воды?»
Кирилл Немоляев предостерег девушек от гололедицы и телефонных будок
Самые частые правонарушения водителей. Ты тоже так делаешь?
Открытие летней террасы, 1 мая, «16 Тонн»
Принесёт ли «мирный план Путина» России мир?
Фестиваль MAKE UGAR GREAT AGAIN! (St. Vagina Dentata, Кувалда и др.), 6 июля, «Смена»
Mama Russia «Урок химии» (интернет-сингл)
Александр Иванов высказал желание, чтоб уехавшие вернулись в Россию
Награда за развал СССР: Запад оберегает Горбачева от преследований Литвы
Аквариум* «River Dub»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.