Россияне готовы распрощаться с Чечней

Чечня – регион, вызывающий самые противоречивые чувства россиян. Об этом говорит последний опрос Левада-центра. Если 23% опрошенных выступают против ее отделения от России (10% даже поддерживают силовое воспрепятствование этому), то 24%, наоборот, «были бы рады» ее выходу из состава страны, а еще на 27% такое событие «не произвело бы особого впечатления». Другие 13% опрошенных «готовы смириться» с подобным исходом, хотя они и против этого.
Суммируя последние три категории, обнаружим, что 64% респондентов так или иначе готовы к потере Чечни. Уже сейчас не все из них уверены, что Чечня по-прежнему является субъектом РФ, а если и является, то очень специфическим, единственным в своем роде. По мнению экспертов, граждане не воспринимают Чечню как российскую территорию, поскольку там «действуют особые порядки». По факту 12% россиян считают, что Чечня уже отделилась.
«Стреляющие свадьбы», сообщения о том, что чеченские силовики работают на территории других регионов России, поведение выходцев из Чечни в крупных городах – все это вызывает у обывателей тревогу», – заявил «Коммерсанту» заместитель директора Левада-центра Алексей Гражданкин.
Этот список следовало бы пополнить раздражающими всех лезгинками чеченской молодежи на площадях русских городов, этнической преступностью, обильным финансированием Чечни из федерального бюджета, постоянным шебуршанием боевиков в горах, их агрессивными заявлениями на YouTube и т. п.
С чеченскими силовиками картина тоже интересная. Из американских фильмов, например, известно, что полицейский из одного города не может приехать с оружием в другой и проводить там розыскные действия. Он является представителем закона только там, где служит. А в другом городе есть свои копы, и на их территории надо все перепоручать им.
Отчего в России, спрашивается, не так? Почему Рамзан Кадыров может заявлять, что пришлет в Кондопогу чеченский спецназ для защиты своих земляков, а из Кремля в ответ звучит полная тишина? Пускай у людей в форме, живущих в мятежной провинции, особые полномочия, но ведь на остальной территории страны мятежа никогда не было и они со своими полномочиями здесь не нужны. Не пора ли как-то подрихтовать с помощью Думы эту норму законодательства, чтобы каждый полицейский (или кем он там числится) оставался полицейским только по месту службы, а в другом регионе превращался бы в обычного гражданина? От этого было бы как-то спокойнее.
Ксенофобские настроения только растут, и у людей возникает желание «отгородиться» от всего Северного Кавказа, отметил социолог. А Чечня и вовсе «воспринимается гражданами не как часть РФ», а «как мина замедленного действия». «Люди видят, что это территория с особым типом управления, там поддерживается особый порядок, и у граждан складывается впечатление, что федеральные структуры не управляют тем, что там происходит», – считает Гражданкин.
«В Чечне не действуют нормы российского права, там царь и бог – Рамзан Кадыров, вот граждане и воспринимают ее как нероссийскую территорию, – говорит профессор МГИМО Валерий Соловей. – В глазах россиян жители Северного Кавказа пользуются неоправданными привилегиями, не подчиняются российским законам, навязывают свои правила».
Коммунисты, напротив, продолжают упирать на некогда введенное ими понятие «дружба народов» и считают, что все еще можно возродить. Оно, кстати, появилось как противовес «тюрьме народов», будто бы существовавшей до революции. Согласно мифу, раньше все малые народы были как бы в заточении и мучились, а после прихода коммунистов освободились и резко подружились.
Первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей, коммунист Валерий Рашкин связал результаты «Левады» «с политикой, которую стали проводить в сфере национального вопроса с 90-х годов». Он не одобрил точку зрения четверти россиян, которые «обрадовались бы» отделению Чечни, и назвал ее «категорически неправильной». «Веками наши народы жили в дружбе», – заявил он.
Полковник Масхадов, кстати, при жизни не уставал повторять, что между Россией и Чечней идет непрерывная война то ли триста, то ли четыреста лет подряд.
Рашкин же считает, что сейчас идет «откат в пещерный век межнациональной вражды». По его мнению, чеченская война, дискредитация дружбы русского народа с кавказскими из-за того, что последние «стали эксплуатировать нашу доброту», привели к тому, что некоторые граждане хотят «отторжения Северного Кавказа». «Сегодняшняя национальная политика ведет к развалу, и ее надо менять», – заключил коммунист.
Наверное, менять надо. Но как? Пробовали уже по-всякому, и все равно ничего не получается.
По данным Левада-центра, 28% граждан полагают, что средства, направляемые в республики Северного Кавказа, «по большей части разворовываются», еще 21% – что тратятся «менее эффективно», чем в других регионах. «Подозрения о том, что воруют, независимы от той картинки, которую транслируют федеральные телеканалы: они все равно сильны, особенно если деньги большие и проекты большие», – заявил Алексей Гражданкин.
Любопытно было бы провести такой опрос в Чечне и посмотреть, хотят ли сами чеченцы отделения от России. Понятно, что сделать это невозможно по известным причинам, но все же. Думается, что у идеи сепаратизма там сейчас найдется немного сторонников. Никто, кроме России, не станет давать Чечне столько денег, сколько она получает сейчас, при такой неслыханной самостоятельности. И все это лишь для того, чтобы там не стреляли и не взрывали.
Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов в интервью «Русской службе новостей» заявил, что формулировка опроса является «преступной». «Я считаю вообще преступным ставить такие вопросы. Я, как гражданин Российской Федерации, как человек, который потерял родных и близких, был дважды ранен, защищая Россию… Люди, которым небезразлична судьба России и российского народа, не могут ставить такие вопросы», – заявил он.
Вопросы, конечно, можно и не ставить, но проблема-то есть.
Ресурс «Москва – Третий Рим» обращает внимание на то, что Чечня сейчас представляет из себя удивительнейший социальный феномен. До революции русские в Грозном составляли 75% населения, сейчас – менее 1%. Раньше в городе было несколько православных храмов, теперь кое-как удается сохранять только один.
Дотации Чеченской Республики в восемь раз больше дотаций Ставрополью. Сейчас Чечня, несмотря на многолетнюю войну, представляет из себя вполне благополучный регион, и может показаться, что война шла не в Чечне, а где-нибудь под Смоленском или Тверью, где все пришло в запустение.
На этом фоне смущают сознание два недавних факта. Во-первых, заместитель главного редактора телеканала РБК-ТВ Андрей Реут рассказал, что в Грозном дворничихи носят скошенную траву российским флагом, используя его в качестве обычной тряпки (журналисты увидели это, когда ездили на встречу с Рамзаном Кадыровым). Рассказ был подтвержден кадрами видеосъемки. В ответ в Чечне заявили: а) дворничихи могли быть подкуплены самими же журналистами, б) журналистам следовало подойти к женщинам и объяснить, что это флаг той страны, в которой они живут, и так поступать негоже.
Последний совет умиляет особенно, поскольку заранее предполагает, что женщины были умственно отсталыми. И сразу же возникает другой вопрос: а почему тогда в других российских регионах подобные случаи не отмечены ни разу? Процент убогих примерно одинаков везде, но все же те знают, как выглядит государственный флаг, а эти – нет. Кроме того, почему тружениц с флагом не просветил никто из жителей Грозного?
Впрочем, дворничихи могли посчитать, что это – не главный флаг. В Грозном повсюду висят другие знамена – Чечни, рассказал Реут. Хотя и это их не оправдывает, поскольку таскать мусор нехорошо в любом флаге, будь то хоть флаг Антарктиды.
Немало шума наделали и снимки с парада на 9 Мая в том же Грозном, зафиксировавшие перевернутый российский флаг на БТР батальона «Север» им. А.А. Кадырова. После долгого обсуждения политологи сошлись на том, что злой умысел здесь исключен: просто «парень с гор» не знал правильную последовательность полос и повесил полотнище «по своему разумению».
Ладно. А что же тогда товарищи не поправили? Ведь он там был не один. Кроме того, на другом снимке этой же машины на заднем плане видно массивное здание с куполом, и там российский флаг висит правильно, могли бы сравнить. В правительстве Чечни фотографию опровергли, заявив, что ничего такого не было, и здесь постарался «фотошоп». Хорошо хоть не посоветовали подойти к водителю БТР и объяснить ему, как должен висеть флаг...
Ну и напоследок – о стрельбе. Долгое время в Чечне ее не было слышно, что и дало Рамзану Кадырову основание заявить, будто Чечня – самое безопасное место в мире, и пригласить всех британцев в гости. Эти слова прозвучали в ответ на рекомендацию «Форин офис» своим гражданам воздержаться от посещения Чечни, занявшей в его списке опасных регионов третье место.
И вот 30 июня пришли сообщения о бое в горах под Шатоем. Власти сообщили о потерях: двое погибших, 17 раненых. Численность отряда, с которым столкнулись полицейские, они оценивают в 20 человек. Как-то трудно представить себе такую же картину где-нибудь под Кембриджем или Кардиффом. Похоже, Рамзан Кадыров несколько переоценил спокойствие во вверенном ему регионе.
Когда же уже наконец там справятся с боевиками? Уж сколько лет прошло, как война окончена, а они все есть и есть.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну ты придурок, Вася ...
Что-то американцы не спешат никого из соседей присоединять к себе?
Наверно, "колхоз" им не нужен?...
Истину глаголишь!
99% у русских, русская кровь,не надо писать глупости. Недавние исследования показали чистоту русской нации,а если и есть кто ,это за последние 20 лет намешали. Высоцкий пел в своих песнях."Если кто и влез ко мне, да и тот татарин".
хочешь иметь друга - дай ему свободу, прежде всего.
потом научись его уважать свободного и независимого.
а пряником и кнутом друзей себе не приобретают.